При нарушении условий договора (А. Ниязбаева, судья суда г. Астаны)
При нарушении условий договора
А. Ниязбаева,
судья суда г. Астаны
Одной из наиболее распространенных категорий дел, рассматриваемых экономическими судами, являются дела, связанные с осуществлением государственных закупок, в том числе о признании поставщиков недобросовестными участниками госзакупок.
Законодательство РК о государственных закупках основывается на Конституции РК и состоит из норм Гражданского кодекса РК, Закона РК «О государственных закупках» и иных нормативных правовых актов.
Закон РК от 4 декабря 2015 года «О государственных закупках» применяется к отношениям, связанным с приобретением товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения функционирования, а также выполнения государственных функций либо уставной деятельности заказчика, за исключением: услуг, приобретаемых у физических лиц по трудовым договорам; у физических лиц, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности, по договорам возмездного оказания услуг; услуг, связанных с осуществлением командировочных расходов; государственного задания и товаров, работ, услуг, приобретаемых в рамках его выполнения в соответствии с бюджетным законодательством РК; внесения взносов (вкладов), в том числе в уставный капитал юридических лиц. Также к исключениям относятся товары, работы, услуги, приобретаемые национальными управляющими холдингами, национальными холдингами, национальными управляющими компаниями, национальными компаниями и аффилированными с ними юридическими лицами, Национальным банком РК, его ведомствами, организациями, входящими в структуру Национального банка РК, и юридическими лицами, 50 и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат Национальному банку РК или находятся в его доверительном управлении, и аффилированными с ними юридическими лицами; товары (продукция), работы и услуги военного и двойного назначения (применения), входящие в состав государственного оборонного заказа.
Осуществление государственных закупок основывается на принципах оптимального и эффективного расходования денег, используемых для государственных закупок; предоставления потенциальным поставщикам равных возможностей для участия в процедуре проведения государственных закупок, кроме случаев, предусмотренных Законом; добросовестной конкуренции среди потенциальных поставщиков; открытости и прозрачности процесса государственных закупок; оказания поддержки отечественным производителям товаров, а также отечественным поставщикам работ и услуг в той мере, в которой это не противоречит международным договорам, ратифицированным РК; ответственности участников государственных закупок; недопущения коррупционных проявлений; приобретения инновационных и высокотехнологичных товаров, работ, услуг.
Процессу государственных закупок предшествуют разработка и утверждение годового плана государственных закупок на основании соответствующего бюджета (плана развития).
Контроль над соблюдением законодательства о государственных закупках осуществляется уполномоченным органом. Органы государственного аудита и финансового контроля осуществляют контроль над соблюдением законодательства о государственных закупках в пределах полномочий, установленных Законом РК «О государственном аудите и финансовом контроле».
Уполномоченным органом посредством веб-портала государственных закупок и на основе содержащейся в нем информации осуществляется мониторинг государственных закупок. По результатам мониторинга государственных закупок уполномоченный орган направляет ежегодный отчет о государственных закупках в Администрацию Президента и Правительство.
Нарушение заказчиком, организатором государственных закупок, единым организатором государственных закупок, комиссией, экспертом требований, установленных Законом «О государственных закупках», может быть обжаловано в уполномоченном органе, оспорено в судебном порядке.
Судами рассматриваются иски, связанные с осуществлением государственных закупок: о признании потенциального поставщика недобросовестным участником государственных закупок; о взыскании сумм оплаты по договору, неустойки; об оспаривании итогов государственных закупок; о расторжении договора либо внесении в него изменений; о понуждении к исполнению договора.
В числе рассмотренных дел, связанных с осуществлением государственных закупок, основное количество составляют иски о признании поставщиков, подрядчиков и исполнителей недобросовестными участниками государственных закупок.
По гражданскому делу по иску АО «Казахский агротехнический университет имени Сакена Сейфуллина» к ТОО «АБ» о признании недобросовестным участником государственных закупок подрядчик признан недобросовестным участником госзакупок в связи с тем, что, выполнив часть работ по договору, значительную часть работ, предусмотренную технической спецификацией по ремонту помещения, не выполнил.
В связи с тем, что обязательства, принятые по договору, подрядчиком не выполнены, он обоснованно признан судом недобросовестным участником государственных закупок. Решение суда постановлением апелляционной инстанции вступило в законную силу.
По гражданскому делу по иску ГУ «Управление строительства города Астаны» к ТОО «А-К» о взыскании суммы неустойки в размере 3 062 428 тенге иск удовлетворен частично. С ТОО «А-К» в доход государства взысканы неустойка в размере 2 000 000 тенге и государственная пошлина в размере 60 000 тенге. В соответствии с условиями договора, подрядчик принял на себя обязательство в соответствии с проектно-сметной документацией и графиком производства работ обеспечить завершение строительства в определенный договором срок.
По состоянию на момент подачи настоящего иска объект в эксплуатацию не сдан, и акт государственной приемочной комиссии о приемке построенного объекта в эксплуатацию подписан с просрочкой на пять месяцев.
Факт нарушения условий договора по сдаче построенного объекта в срок как заказчиком, так и подрядчиком установлен ранее состоявшимся решением суда, вступившим в законную силу постановлением апелляционной инстанции.
В этой связи судом обоснованно взыскана неустойка со снижением на основании ч. 1 ст. 364 ГПК РК с учетом вины обеих сторон до взысканной суммы.
По гражданскому делу по иску ГККП «ЦКЗ «Қазақстан» к ТОО «ПТ» о признании недобросовестным участником государственных закупок и расторжении договора решением суда ответчик признан недобросовестным участником государственных закупок, договор о госзакупках расторгнут.
Материалами дела установлено, что между заказчиком и подрядчиком заключен договор о государственных закупках работ по ремонту и техническому обслуживанию оборудования сцены согласно приложениям к договору. Технической спецификацией установлен перечень работ, состоящий из 26 пунктов, для проведения технического обслуживания оборудования сцены и перечень работ, состоящий из 12 пунктов, для проведения работ по обслуживанию, часть указанных работ подлежит выполнению ежедневно. Кроме того, ответчик принял на себя обязательство предоставить одного специалиста для ежедневного дежурства на объекте с 9.00 до 19.00 в будние дни. В дни мероприятий установлен ненормированный рабочий график, а также дежурства в выходные дни по требованию заказчика. Ежедневный осмотр всех двигателей и платформ перед началом рабочего дня и после его окончания с отчетом в письменном виде лицу, ответственному за сценическое оборудование со стороны заказчика. Устранение выявленных неполадок в течение часа с момента выхода из строя оборудования. Указанные условия договора поставщиком услуг надлежащим образом не исполнялись, допускались неоднократные срывы сроков выполнения работ.
По условиям договора, заказчик может расторгнуть договор, если подрядчик неоднократно нарушает сроки и график выполнения работ. В этой связи судом договор расторгнут обоснованно из-за нарушения ответчиком требований технической спецификации. Решение суда вступило в законную силу постановлением апелляционной инстанции.
В целом стоит отметить, что судебная практика по делам названной категории является единообразной, сложностей в применении норм материального и процессуального права не имеется.