Достичь максимальной прозрачности (М. Болысбекова, ведущий специалист Сарыаркинского районного суда г. Астаны)
Достичь максимальной прозрачности
М. Болысбекова,
ведущий специалист Сарыаркинского
районного суда г. Астаны
Одним из перспективных направлений оптимизации работы по отправлению правосудия, достижения максимальной прозрачности судопроизводства является применение информационных технологий.
Во исполнение поручений Президента Республики Казахстан, данных на VI Съезде судей, в целях упрощения и доступности судебной системы для граждан, а также широкого применения инновационных технологий в судопроизводстве были реализованы модернизированные интернет-ресурсы судебной системы Республики Казахстан:
- система оповещения участников судебного процесса посредством отправки СМС-сообщений и электронной почты;
- сервисы «Ознакомление с судебными документами», «Графики рассмотрения судебных дел», «Судебный кабинет», «Судебная повестка», Call-центр судебных органов с единым номером 1401.
Все местные суды республики и канцелярии областных и приравненных к ним судов включены в состав участников «Единой системы электронного документооборота государственных органов».
Запущена новая Автоматизированная информационно-аналитическая система судебных органов Республики Казахстан «Төрелік» в части делопроизводства с 1 апреля 2015 года, в части судопроизводства в Военном Суде Республики Казахстан и его гарнизонах с 1 сентября 2015 года, а по всей республике - с 1 января 2016 года.
Проведена работа по оснащению модернизированными системами аудио- и аудиовидеофиксации, а также поэтапное оснащение судебной системы компьютерами и оргтехникой.
На сегодняшний день по республике из 1396 залов судебного заседания новыми системами аудиовидеофиксации оснащено 1049 залов, 136 залов модернизировано. В 2016 году будут оснащены оставшиеся залы судебного заседания.
С 2014 года в целях эффективного использования бюджетных средств закуп всех услуг (работ) и товаров проведен централизованно. Данная мера позволила унифицировать оборудование по республике, что в дальнейшем облегчит их обслуживание.
В рамках развития были модернизированы интернет-ресурсы Верховного Суда и местных судов, которые имеют единую платформу, унифицированную интуитивно-понятную структуру, а также централизованное управление.
В 2014 и 2015 годах в рейтинге официальных сайтов государственных органов интернет-ресурс Верховного Суда занял первое место. Посещаемость сайта возросла в несколько раз и составила более пяти тысяч посетителей, с просмотром более 30 тыс. в сутки.
В целях автоматизации и оптимизации судопроизводства реализованы информационные сервисы «Судебный кабинет» и «Ознакомление с судебными документами». «Судебный кабинет» - это единое окно доступа к онлайн-сервисам и услугам судебных органов, посредством которого гражданин, его представитель или адвокат в любое удобное ему время, не выходя из дома, офиса через Интернет может отправить заявление (обращение), жалобу и ходатайство в электронном виде, оплатить государственную пошлину в онлайн-режиме, просмотреть судебный документ, а также статус дела, и распечатать судебный акт, а также проконтролировать процессуальные сроки.
Сервис «Ознакомление с судебными документами» предназначен для просмотра электронных судебных документов, который обеспечивает оперативность и доступность.
Гражданин, подавший исковое заявление (жалобу) в суд, нарочно получает талон о его регистрации. В последующем, при согласии на электронное извещение, на его сотовый телефон или на электронный адрес направляется СМС-сообщение с указанием логина и пароля о том, что по его заявлению вынесен судебный документ, доступ к которому реализован на сайте. Таким образом, гражданину нет необходимости ехать в суд за судебным документом, тратить на это время и деньги.
Для удобства и быстрого доступа, в талоне о регистрации, кроме данных о регистрации заявления, содержится зашифрованный код (QR-код), при считывании которого с использованием приложения для распознавания QR-кода на мобильном телефоне гражданин может быстро перейти на страницу интернет-ресурса.
Вместе с тем, необходимо отметить, что кроме оперативного оповещения участников судебного процесса, данный сервис позволяет отказаться от направления почтовых уведомлений, что существенно сокращает бюджетные средства, выделяемые на почтовые расходы.
Сервис СМС-оповещения и уведомления граждан и организаций о вызове на судебное разбирательство, а также оперативного информирования граждан о принятых судебных документах. Так, за четыре месяца 2016 года направлено более одного миллиона СМС-сообщений (в 2015 году - 7 917 843), при этом стоимость одного СМС в среднем составляет 3,3 тенге.
Функционирует Call-центр - единый контакт-центр судебных органов, посредством которого населению предоставлена возможность обращения и получения консультации по всем вопросам деятельности судебных органов по республике, с бесплатным звонком на короткий номер 1401.
В целях сокращения расходов на телефонную связь проведены работы по созданию корпоративной телефонной сети - в Верховном Суде и областных судах, а также во всех судах г. Астаны звонки внутри сети судебных органов Республики Казахстан стали бесплатными, для чего была приобретена и подключена Автоматизированная телефонная станция (АТС).
В рамках АВФ будет развиваться возможность дистанционного отправления правосудия путем оснащения судов системами видеоконференцсвязи, на примере и опыте зарубежных стран.
В рамках внедрения новшеств с АО «Казпочта» подписан совместный приказ, которым утверждена Схема информационного взаимодействия, предусматривающая внедрение инновационных технологий в сфере отправки и обработки почтовых отправлений.
Первая интеграция между «ЕАИАС СО РК» и информационной системой АО «Казпочта» проведена в целях повышения уровня информационного взаимодействия, сокращения эксплуатационных затрат в результате повышения эффективности работы, своевременной доставки адресатам и получение информации о движении отправленной корреспонденции в электронном виде.
С 22 сентября 2014 года Департаментом по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан и АО «Казпочта» запущен пилотный проект по внедрению «Гибридной электронной почты».
При использовании технологии заказного гибридного отправления информация от местных судов (судебная повестка), предназначенная к отправке, направляется в отделение почтовой связи в электронном виде посредством интеграционного модуля, распечатывается и упаковывается в почтовый конверт АО «Казпочта» с дальнейшей доставкой до конечного адресата. При этом статусы о доставке либо невозможности доставки направляются в АИАС «Төрелік» в электронном виде.
На сегодняшний день все судьи и работники канцелярий судов обеспечены электронной цифровой подписью, местными судами осуществляется регистрация и отправка корреспонденции по «ЕСЭДО» и обращений граждан, поступивших с портала «электронного правительства».
В целях существенного сокращения времени и усилий на оплату государственных пошлин и административных штрафов реализован пилотный проект по установке платежных терминалов по приему оплаты наличными деньгами.
На сегодняшний день платежные терминалы установлены и функционируют и в Сарыаркинском районном суде г. Астаны. Подобными терминалами планируется оснастить все местные суды Республики Казахстан.
Внедрение и применение современных технологий, в том числе вышеуказанных проектов в судебной системе упрощает судопроизводство, снимает бюрократические барьеры, минимизирует контакт сотрудников судебной системы с гражданами, что способствует снижению подверженности к коррупции, экономит время и средства граждан, позволяет достичь максимальной прозрачности и доступности судебной системы для населения страны.
Для судебной системы это - упрощение процесса отправления правосудия, оптимизация и автоматизация судопроизводства, развитие информационных технологий, экономия бюджетных средств.