Трудоустройство выпускников в условиях казахстанских реалий (Мирхат Серикбаев, к.ю.н., Докторант Бизнес-школы АО «Университет КАЗГЮУ»)
Трудоустройство выпускников в условиях казахстанских реалий
Мирхат Серикбаев, к.ю.н.
Докторант Бизнес-школы АО «Университет КАЗГЮУ»
Регулярно, после каждого кадрового обновления уполномоченного органа в сфере образования, считаю, в стране наблюдается ряд новых изменений в системе высшего образования. Среди последних инициатив ярко выделяется автономность вузов, которая включает в себя изменения правовой формы высших учебных заведений, выборность ректоров, выдачу дипломов собственного образца и множество других новаций. Безусловно, рост количества конкурентоспособных отечественных вузов это общенациональная задача, так как напрямую от решения данной проблемы зависят вопросы обеспечения предприятий всех форм собственности качественными кадрами, сокращения количества безработных граждан и рост экономики страны в целом.
Сложившаяся ситуация напоминает историю про фермера у которого была лучшая кукуруза в округе. На вопрос в чем секрет выращивания кукурузы, фермер ответил: «Ветер переносит пыльцу с моих полей на поля соседейи наоборот. Если у соседей будут сорта хуже, чем у меня, то вскоре и мои посевы станут ухудшаться. Если я сею хорошую кукурузу, я должен позаботиться о соседях и помочь им посеять такую же. А как уж каждый из нас будет ухаживать за посевами — это другой вопрос». Этот пример мне привел фермер Уолтер Нан из городка Литл-Рок штата Арканзас, когда несколько лет назад я находился на обучении в США.
В связи с этим решение задачи реформирования высшего образования в стране может быть только комплексным, так как охватывает ключевую систему «школа-вуз-работа».
Настало время перемен
В системе высшего образования Казахстана с каждым годом нарастает внутренняя конкуренция среди высших учебных заведений. Это, прежде всего, связано, считаю, с переизбытком их количества, на сегодняшний день в стране насчитывается 128 университетов. Другой причиной активизации вузов является существенное сокращение количества самих абитуриентов вследствие демографической ямы 90-х годов. Вместе с развитием дистанционного обучения у казахстанских пользователей интернета появилась и уникальная возможность получить зарубежное образование, не выезжая за рубеж, совмещая учебу с работой. Начался импорт образовательных услуг на казахстанский рынок образования.
Сегодня зарубежные университеты Великобритании, США, Канады, Австралии и другихстран-лидеров в образовании предлагают онлайн-обучение, начиная от программ бакалавриата и заканчивая получением степени МВА элитной бизнес-школы. Обучение через интернет выгодно тем, что стоимость дешевле примерно на 30 % других форматов учебы. Кроме того, исключаются дополнительные расходы на дорогу, жилье и жизнь в другой стране. Так что казахстанским вузам нужно серьезно задуматься о качестве образовательных услуг, так как они вступают в конкурентную борьбу не только с казахстанскими вузами, но и с мировыми лидерами образования. В этих новых условиях возникают вопросы готовности казахстанских вузов ответить на эти глобальные вызовы современности.
Что теперь делать?
Наше государство давно встало на путь построения рыночных отношений, где конкуренция неизбежна, в том числе и в образовательной сфере, однако шаги половинчаты, на мой взгляд.
Идет постоянная борьба, как за абитуриентов, так и за профессорско-преподавательский состав, управленческие кадры, позиции в рейтинге и многое другое. Но в образовательной сфере, как и в других секторах экономики четко действуют законы маркетинга. Профессор Генри Ассэль в своей книги «Маркетинг: принципы и стратегии» отметил, что в теории маркетинга выделяются три вида концепции маркетинговой стратегии:
1. Ориентация на производство.
2. Ориентация на сбыт.
3. Ориентация на потребителя[1].
Казахстанские вузы можно, думаю, разделить по этим критериям деятельности.
При ориентации на производство, руководство вуза может не волноваться о наборе абитуриентов, так как спрос превышает предложение. Это было характерно в советский период, когда количество вузов было ограничено, а число желающих получить высшее образование было просто огромным. После окончания вуза по распределению выпускников обеспечивали работой.
Но даже в наши дни некоторые вузы, как правило, с государственным участием, до сих пор живут советским прошлым, так как привыкли получать стабильное финансирование за счет бюджета. Нахождение в «зоне комфорта» тормозит процесс развития отечественных учебных заведений, из-за этого отсутствуют инновации и не развиваются способности конкурировать с иностранными вузами. Необходимо «забрать костыли» у этих вузов, считаю и этим создать одинаковые условия для всех участников конкурентного поля.
О важности предоставления автономности государственным вузам отметил и Президент РК Назарбаев Н.А. в документе «План нации - 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ»: «Поэтапное расширение академической и управленческой самостоятельности вузов с учетом опыта Назарбаев Университета. Трансформация частных вузов в некоммерческие организации в соответствии с международной практикой»[2].
Значительная часть частных университетов, используя принцип «набор любой ценой», практикуют ориентацию на сбыт. Это концепция заключается в том, чтобы реализовать то, что имеется в наличии. Специалисты характеризуют их методы как агрессивные продажи, которые применяются в виде прямой рекламы по телевидению, радио в интернете, наружная реклама (биллборды, указатели) массово распространяется полиграфическая продукция и многое другое, обещая качественное обучение и полное трудоустройство. На мой взгляд, уполномоченному органу необходимо тщательно проверять такие виды рекламных сообщений вузов, так как, думаю, можно усмотреть в большинстве признаки несоответствия закону РК «О рекламе»[3].
Так один из частных вузов, обучая по более чем 20 специальностям, на своем сайте обещает, что именно с их университетом абитуриенты, достигнут больших высот и откроют дверь в будущее, другой же вуз говорит о 95 % трудоустройстве выпускников. В рекламе используется, мягко говоря, не слишком объективная информация в виде статистических данных о трудоустройстве выпускников, информация об ученых степенях профессорско-преподавательского состава, материально-технической базе и многом другом.
Лучшие западные университеты и близко не подходят к этим казахстанским цифрам трудоустройства. Например, по данным Глобального рейтинга университетов ведущий университет США New York University (NYU) из США сообщил, что лишь 69 % ее выпускников получили предложение о работе, а престижный Durham University из Великобритании сообщает о 60 % выпускников, которые приняли предложение о трудоустройстве[4].
Но стратегия на сбыт, считаю, устаревает, она рассчитана не на марафон, а на спринт. Она, конечно, может приносить акционерам временнуюприбыль, но рано или поздно этим университетам нужно будет измениться и перестроить свою стратегию. В противном случае импридется навсегда уйти из рынка образовательных услуг, потому что будущее за стратегией ориентации на потребителя. С каждым годом абитуриенты и их родители более избирательно стали подходить к вопросу о выборе университета и пустым обещаниям в ярких буклетах уже относятся скептически.
Концепция маркетинга: ориентация на потребителя выгодно отличается от двух предыдущих тем, что весь образовательный процесс основывается на потребностях, прежде всего работодателя, так как именно он является основным заказчиком качественных кадров, так и самих абитуриентов, которые получают знания для открытия собственного бизнеса или саморазвития.
Ориентация на потребителя включает в себя изучение потребностей экономики, навыков в которых нуждаются специалисты нового формата для успешного трудоустройства, возможности самостоятельного выбора учебных дисциплин и преподавателей и многое другое. Одна из первых компаний которая внедрила концепцию маркетинга с ориентацией на потребителя была компания Дженерал Электрик. В 1952 году в своем отчете они указали, что «С помощью исследований отдел маркетинга должен обеспечивать информацией инженеров, проектировщиков и все службы о том, каким покупатель хотел бы видеть конечный продукт, по какой стоимости он готов приобрести, где и когда ему понадобиться данный продукт»[5].Из казахстанских вузов, которые стремятся к данной концепции можно выделить три университета: КИМЭП, Университет Нархоз, Университет КАЗГЮУ. В их долгосрочном успешном будущем можно быть относительно уверенным.
Выход есть!
В сентябре мной было организовано и проведено маркетинговое исследование, были опрошены 826 студентов-первокурсников столичных вузов Казахстана. На вопрос анкеты «С какой целью Вы поступили в университет?» 73,2% респондентов ответили «с целью трудоустройства».
Большинство респондентов указали, что высшее образование им нужно только для получения работы. Интересно, что на вопрос «Укажите причины выбора университета?» 47,3 % указали качество обучения, 29,4 % имидж университета, 14,5% респондентов сделали выбор на основе отзывов об университете.
Исследование показало что основным источником получения информации у 55,2% опрошенных является интернет, как правило, в интернете просматривается не сколько официальный сайт университета, сколько большое внимание уделяется изучению мнения о вузе через социальные сети.Посты и комментарии в соцсетях типа Инстаграм и Вконтакте на сегодняшний день формируют основное мнение у абитуриентов и их родителей об учебе и студенческой жизни в университете.
Как видим, можно сделать выводы о приоритетах у потребителя вопросов качества и связанного с ним трудоустройства. Это мнение показательно, полагаю. Вузам стоит стоит ставить во главу угла подобные критерии при выборе стратегий развития.
Администрации университетов при наборе абитуриентов нужно быть реалистами и быть честными, прежде всего перед самим собой и обществом. Заблаговременно зная, что на рынке труда идет переизбыток специалистов, вузы все равно продолжают штамповать потенциальных безработных. Например, в 2015 году контингент студентов программы бакалавриата насчитывается 459 369 человек [5].
К сожалению, считаю, из-за ошибок менеджмента, в том числе в уполномоченных государственных органах большинство из вчерашних выпускников пополнят армию безработных, которая согласно официальной статистике на 1 мая 2016 года составляет уже около 451 тысячи человек [6]. Возможно, что реальная цифра безработных еще выше, так как отражение общей картины затруднено из-за скрытой безработицы.
Для исправления сложившийся ситуации предлагаю внедрить ряд мер. Вузы в своей деятельности должны ориентироваться на рынок, подсказывать абитуриентам и их родителям какие отрасли будут по-настоящему перспективны для трудоустройства. Поверхностный анализ сайта HeadHunter (hh.kz)[7], в разделе «вакансии без опыта работы» может легко дать понимание тенденций, направлений такой деятельности. Анализ сайта специально был проведен в августе месяце, чтобы узнать, куда сможет трудоустроиться специалист с дипломом, но без опыта работы. Выбор предложений получился небольшой. В частности, сайт выдал всего 2412 единиц вакансий по всей стране, топ-10 популярных вакансий:
1. Продажи- 818.
2. Административный персонал -396.
3. Маркетинг - 304.
5. IT, телеком - 190.
6. Банки - 156.
7. Строительство - 126.
8. Туризм, ресторанный бизнес- 125.
9. Бухгалтерия - 124.
10. Транспорт - 117.
Теперь сравним с числом выпускников вузов. Думаю, всем все сразу станет ясно. Руководству вузов всегда необходимо держать руку на пульсе, знать потребности рынка, готовить специалистов именно под нужды экономики страны. Об этом говорит основной закон маркетинга - узнать нужды потребителя и удовлетворить их.Практически это означает, что если администрация университета справится с данной задачей, то успех неизбежен и набор на образовательные программы будет обеспечен без единого тенге расхода на рекламу, так как самая эффективная реклама это довольный клиент, информация о котором будет транслироваться через «сарафанное радио». Для этого нужно вести постоянный мониторинг потребностей рынка труда, совместно с работодателями корректировать образовательные программы в соответствии с происходящими событиями в стране и мире.
По настоящему, полагаю, хорошей помощью для абитуриентов и их родителей при выборе университета может стать национальный рейтинг университетов по версии самих работодателей. О высоком качестве образовательных программ определенного университета могут, полагаю, свидетельствовать два показателя. Первый- процент трудоустройства выпускников университета,вторым показателем может выступать уровень их заработной платы.
Предлагаю следующий механизм составления объективного рейтинга. Долгое время я работал в пенсионной системе, возглавлял региональное подразделение пенсионного фонда «ЕНПФ». На сегодня «ЕНПФ» является единственным накопительным пенсионным фондом, который аккумулирует средства по обязательным пенсионным взносам, так, на 1 сентября 2016 года числилось в базе 9 653 376 вкладчиков [8].
По запросу Министерства образования и науки РК для формирования национального рейтинга либо определенного университета для проведения процедуры самооценки пенсионный фонд «ЕНПФ» мог ов.
В целом для максимального трудоустройства выпускников вузов, полагаю, нужно объединить усилия и разделить ответственность между государством, работодателями и высшими учебными заведениями. В этом плане будет полезным обратиться к передовому международному опыту.
К примеру, в первом полугодии 2015 года Швейцария добилась минимальных показателей в Европе в 6,4% по количеству безработной молодежи. Такой результат был достигнут за счет совместной работы работодателей, высших учебных заведений и правительства. Вместе эти три сектора определяют, в какие секторы экономики необходимы квалифицированные кадры. Потом с учетом этих потребностей формируются учебные программы, и идет целевое финансирование образовательных программ за счет государственного бюджета. Образовательные программы в учебных заведениях разработаны таким образом, что предоставляют возможность молодому человеку с 18 лет совмещать учебу с работой на предприятии[9].
Таким же образом в нашей стране можно запустить проект «Топ-50 вузов Казахстана», список можно составить на основе данных пенсионного фонда «ЕНПФ» по количеству трудоустроенных выпускников от числа выпущенных. Международный опыт показывает, что такое количество высших учебных заведений достаточно для населения Республики Казахстан. Вузы, чьи студенты успешно находят рабочие места на рынке труда, можно будет усилить за счет улучшения учебного контента, с помощью разработки практико-ориентированных программ, которые возможно разработать совместно с работодателями, например, в лице Национальной палаты предпринимателей «Атамекен».