Предотвратить плачевные последствия (Е. Потоцкая, судья Мендыкаринского районного суда Костанайской области)
Предотвратить плачевные последствия
Е. Потоцкая, судья
Мендыкаринского районного суда
Костанайской области
Объектом правонарушения, связанного с управлением транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, являются общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения. Для привлечения к административной ответственности лица, управляющего транспортом в состоянии опьянения, наступление вредных последствий деяния не является обязательным условием, поскольку данная мера преследует цель предотвращения вредных последствий.
В соответствии со ст. 2 Кодекса об административных правонарушениях основанием административной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава правонарушения, предусмотренного в Особенной части Кодекса.
В свою очередь, составом административного правонарушения является совокупность предусмотренных законом объективных и субъективных признаков, характеризующих совершенное противоправное, запрещенное законом деяние как конкретный вид правонарушения, необходимое основание административной ответственности.
Ст. 608 КоАП предусмотрена ответственность за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического состояния.
Согласно статистическим данным по программе ИС «Төрелік» и «ЕАИАС СО РК» за шесть месяцев 2016 года в части нарушения по главе 30 КоАП в суды Костанайской области поступило 4211 (за шесть месяцев 2015 года - 3808 дел), из них - по ст. 608 - 1490 дел; (за первое полугодие 2015 года - 1533 дела).
К административной ответственности по данной статье привлечено 1476 лиц, из них:
- административный арест назначен в отношении 220 лиц;
- административный штраф - семи;
- лишение специального права - 1216.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, эксплуатации транспорта, перевозки пассажиров, сохранности грузов и дорожного полотна.
Объективной стороной правонарушения является управление транспортным средством лицом, которое к этому времени уже находилось в состоянии опьянения.
Субъектом данного правонарушения, как это предусмотрено п. 1 ст. 29 Кодекса об административных правонарушениях, является физическое лицо, достигшее к моменту окончания либо пресечения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста.
Специальным субъектом правонарушения, предусмотренного ч.ч. 1, 2, 3, 4, 5 ст. 608 Кодекса, является физическое лицо, обладающее правом управления транспортным средством.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется прямым умыслом на управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения.
Для привлечения к административной ответственности лица, управляющего транспортом в состоянии опьянения, не является обязательным условием наступление вредных последствий деяния, данная мера преследует цель предотвращения вредных последствий. Квалификация деяний правонарушителя по соответствующей части ст. 608 Кодекса, как правило, не вызывает затруднений.
Ч. 1 ст. 608 КоАП определяет, что управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, а равно передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения влекут лишение права управления транспортным средством на срок три года.
Действия, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, повлекшие создание аварийной обстановки, влекут лишение права управления транспортным средством на срок четыре года.
Действия, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, повлекшие причинение потерпевшему вреда здоровью, не имеющие признаков уголовно наказуемого деяния, или повреждение транспортных средств, грузов, дорожных и иных сооружений либо иного имущества, влекут лишение права управления транспортным средством на срок пять лет.
Предусмотренные ч.ч. 1, 2, 3 настоящей статьи действия, совершенные повторно в течение года после истечения срока административного взыскания, - влекут административный арест на 15 суток и лишение права управления транспортным средством на срок шесть лет. Действия, предусмотренные ч. 4 настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после истечения срока административного взыскания, предусмотренного ч. 4 настоящей статьи, влекут административный арест на 30 суток и лишение права управления транспортными средствами сроком на десять лет.
Предусмотренные ч.ч. 1, 2, 3 настоящей статьи действия, совершенные лицами, не имеющими права управления транспортными средствами, влекут административный арест на 20 суток. Действия, предусмотренные ч. 6 настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после истечения срока административного взыскания, предусмотренного ч. 6 настоящей статьи, влекут административный арест на 30 суток.
Действия, предусмотренные ч.ч. 6, 7 настоящей статьи, совершенные лицами, к которым административный арест в соответствии с ч. 2 ст. 50 настоящего Кодекса не применяется, влекут штраф в размере 200 МРП.
Вместе с тем на практике встречаются случаи, когда квалификация деяния лица, управлявшего транспортным средством в состоянии опьянения, по ст. 608 КоАП вызывает определенные вопросы.
Право управления конкретным видом транспортного средства подтверждается отметкой в водительском удостоверении, в котором указаны категории транспортных средств, допуск к управлению которыми имеет данное лицо, что также отражено пп. 26 ст. 1 Закона о дорожном движении, в соответствии с которым водительское удостоверение - документ, подтверждающий право управления транспортным средством соответствующей категории.
Ст. 73 Закона о дорожном движении предусмотрен допуск лиц к управлению транспортным средством в зависимости от категорий, указанных в водительском удостоверении. Из смысла и содержания данной нормы закона следует, что обладателю водительского удостоверения предоставлено право управления только теми видами транспортных средств, категории которых указаны в водительском удостоверении, и определение, изложенное в пп. 26 ст. 1 Закона, а также содержание ст. 73 Закона исключает расширительное либо альтернативное толкование.
В соответствии с пп. 2) и 3) п. 1 ст. 73 Закона о дорожном движении, категория «В» - автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг, автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которых превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 кг; категория «С» - автомобили, за исключением относящихся к категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг; автомобили категории «С», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которых не превышает 750 кг.
В Республике Казахстан устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право: категория «А» - мотоциклы; подкатегория «А1» - мотоциклы, трициклы, квадроциклы и мопеды с максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 кВт.
Так, например, действия гражданина Д. квалифицированы по ч. 1 ст. 608 КоАП как управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного опьянения.
Согласно протоколу об административном правонарушении установлено, что гр. Д. управлял транспортным средством ИЖ «Юпитер-4» без государственных номерных знаков в состоянии алкогольного опьянения.
Подтверждающим основанием права управления транспортным средством служит водительское удостоверение, которое у Д. имеется и выдано 21 апреля 2012 года, разрешаемые категории согласно удостоверению «В» и «С».
Поскольку в водительском удостоверении не указана категория «А», само по себе наличие прав не дает его обладателю права на управление мотоциклами.
В результате рассмотрения дела судом установлена неправильная юридическая оценка содеянного, правонарушитель не имел специального права управления. В настоящем случае суд усмотрел административную ответственность, предусмотренную ч. 6 ст. 608 КоАП, так как достоверно установлено, что правонарушитель находился в состоянии алкогольного опьянения и не имел специального права управления.
Согласно ч. 3 ст. 46 КоАП срок лишения права управления транспортными средствами не может быть менее шести месяцев и более десяти лет.
Хотелось бы разъяснить водителям, что в отличие от уголовного судопроизводства, где действует механизм поглощения наказания, в соответствии со ст. 58 КоАП при совершении одним лицом двух или более административных правонарушений административное взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности.