Комплексные меры противодействия (Б. Алипбек, заместитель руководителя Департамента юстиции Южно-Казахстанской области)
Комплексные меры противодействия
Балжан Алипбек,
заместитель руководителя
Департамента юстиции
Южно-Казахстанской области
Коррупция признана одним из самых опасных явлений в любом современном государстве. В связи с этим борьба с коррупцией определена в качестве первостепенной задачи во многих странах.
Государственный аппарат не сможет быть сильным и эффективным, способным противостоять вызовам современности и решать поставленные задачи, если в нем будут процветать взяточничество и мздоимство. Принятие всех государственных решений и действий должно быть подчинено интересам всего общества, а не отдельно взятых групп или лиц. Учитывая важность внедрения этих принципов в функционирование системы государственного управления, в первые годы независимости Казахстана была проделана огромная работа по созданию соответствующих программных документов. Первым документом, положившим начало формирования нормативно-правовой базы в сфере борьбы с коррупцией стал Указ Президента РК «О мерах по усилению борьбы с организованными формами преступности и коррупцией» от 17 марта 1992 года. Данный акт был направлен на предотвращение сращивания организованной преступности и коррупции, их взаимного усиления.
Также были приняты такие важные концептуальные акты, как Государственная программа правовой реформы в Республике Казахстан 1994 года, Послание Президента РК «Стратегия «Казахстан-2030»: процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» от 11 октября 1997 года. Одним из приоритетов, закрепленных в «Стратегии «Казахстан-2030», явилось создание профессионального государства - эффективного и современного корпуса государственных служащих, преданных делу и способных выступать представителями народа в достижении приоритетных целей. В целях реализации этого приоритета Президентом РК были обозначены такие основные задачи, как создание оптимальной для рыночной структуры управления, формирование правительства, способного реализовать приоритетные цели; построение государства, стоящего на страже национальных интересов. Одним из ключевых принципов осуществления обозначенных задач определена решительная и беспощадная борьба с коррупцией.
Соответственно, назрела необходимость совершенствования правовых основ борьбы с этим социальным злом. Действовавшее на тот момент законодательство не могло способствовать претворению в жизнь поставленных руководством страны задач.
Поэтому принятие в 1997 году нового Уголовного кодекса РК, предусмотревшего 27 составов преступлений, связанных с коррупционной деятельностью, и преступлений против порядка государственного управления, было своевременной и необходимой мерой.
Следующим важнейшим шагом формирования антикоррупционного законодательства стал Закон «О борьбе с коррупцией» от 2 июля 1998 года. В этом нормативном правовом акте нашло свое определение понятие «коррупция» как «непредусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ним возможностей, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ».
Однако возникла необходимость квалифицировать действия, подпадающие под это понятие, так как для принятия мер ответственности к лицам, совершившим акт коррупции, требуется доказать факт совершения ими правонарушений, которые по степени тяжести и последствиям также могут быть различными. Более того, особое значение имело определение субъектов данных правонарушений.
В Законе «О борьбе с коррупцией» от 2 июля 1998 года нашли свое отражение перечисленные вопросы. Закон четко определил круг лиц, которые могут быть подвергнуты наказанию за коррупционные правонарушения: «субъектами правонарушения, связанного с коррупцией, являются все должностные лица, депутаты Парламента, маслихатов, судьи, а также иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, и лица, приравненные к ним». При этом также формируется определение должностных лиц: «это лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, а также в Вооруженных силах РК, других войсках и воинских формированиях РК».
Далее Законом дана классификация коррупционных правонарушений в виде разделения их на правонарушения, сопряженные с коррупцией, и правонарушения, создающие условия для коррупции. Законодательным актом установлены также антикоррупционные требования и ограничения, в частности, в виде возложения на всех должностных лиц, госслужащих и приравненных к ним лиц обязанности декларирования доходов и имущества, установлен запрет на занятие другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой.
Борьба с коррупцией может быть эффективной только при условии ее всеобъемлющего и комплексного характера, нахождения новых действенных методов и подходов. В связи с этим утвержденной Указом Президента РК от 5 января 2001 года Государственной программой борьбы с коррупцией на 2001-2005 годы был предусмотрен широкий комплекс мероприятий, направленных на борьбу с этим негативным социальным явлением.
Принятые руководством страны в дальнейшем аналогичные программные документы характеризуются комплексным и всеохватывающим подходом в реализации антикоррупционной политики. Ход ее развития можно отследить по таким основополагающим актам в сфере борьбы с коррупцией, как указы Президента РК «О государственной программе борьбы с коррупцией на 2006-2010 годы» от 23 декабря 2005 года, «О дополнительных мерах по усилению борьбы с преступностью и коррупцией и дальнейшему совершенствованию правоохранительной деятельности в Республике Казахстан» от 22 апреля 2009 года.
Большое внимание проблеме борьбы с коррупцией уделено в Послании Президента «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации» от 18 февраля 2005 года, в Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом Президента РК от 24 августа 2009 года.
Вместе с тем руководством страны была осознана необходимость создания специальных государственных институтов, на которые были бы возложены задачи реализации политики в этой сфере, а также необходимость консолидации общества в вопросах борьбы с коррупцией.
Так, 2 апреля 2002 года специальным Указом Главы государства была создана Комиссия при Президенте по вопросам борьбы с коррупцией. В качестве основных задач работы Комиссии определены выработка и принятие согласованных мер, направленных на усиление противодействия коррупции и нарушениям государственными служащими правил служебной этики, повышение уровня ответственности государственных служащих.
Государственным органом, призванным выявлять, расследовать и пресекать коррупционные и экономические преступления, стало Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью, созданное Указом Президента РК от 21 апреля 2005 года, впоследствии также неоднократно реформированное и преобразованное в конечном итоге в Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции, которое на сегодняшний день является уполномоченным государственным органом в сфере государственной службы, системного предупреждения коррупционных проявлений и контроля за соблюдением качества оказания госуслуг.
Важной вехой развития антикоррупционного законодательства в нашей стране явился также Кодекс чести государственных служащих РК, утвержденный Указом Президента от 3 мая 2005 года. Нормативный акт закрепил основные нормы поведения чиновников в отношениях с коллегами, физическими и юридическими лицами, в нем нашли отражение требования морально-этического содержания, предъявляемые к государственным служащим.
Однако широкий опыт, накопившийся в ходе правоприменительной практики в самых различных областях государственного управления, показал необходимость более четкой регламентации тех или иных вопросов, в особенности в сфере выдачи разрешительных документов. Так, в стране был принят целый комплекс поправок в законодательство, в том числе в Уголовный, Гражданский, Земельный кодексы, в Кодекс об административных правонарушениях.
Таким образом, в Казахстане в основном были сформированы правовая и организационная основы противодействия коррупции. Вместе с тем усилия, предпринимаемые в этой сфере, не дали желаемых результатов. Сохранились высокие коррупционные риски и угрозы для жизнедеятельности государства, общества и человека. Все это привело к заключению о том, что ужесточение механизмов борьбы с коррупцией само по себе не может стать эффективным средством снижения ее уровня, а усиление наказания за коррупционную деятельность должно сопровождаться комплексными мерами противодействия коррупции во всех сферах.
В связи с этим в 2014 году законодательство в сфере государственной службы и борьбы с коррупцией претерпело большие изменения, были внедрены новые институты и принят большой пакет новых нормативных правовых актов. Так, значительно были усовершенствованы законодательные положения новым Законом «О противодействии коррупции». Законом расширена сфера субъектов коррупционных правонарушений, в том числе путем включения и представителей частного сектора. Вместе с тем без привлечения общественности неразрешима задача эффективного противостояния коррупции, которая должна пресекаться в первую очередь самими гражданами. Поэтому новые нормы особо выделяют и подробно регламентируют сферу участия в противодействии коррупции представителей гражданского общества, а также предусматривают гарантии лицам, оказывающим содействие в противодействии коррупции.
Также нельзя не отметить утвержденную Указом Президента РК от 26 декабря 2014 года Антикоррупционную стратегию Республики Казахстан на 2015-2025 годы. В этом документе ведущая роль отводится «комплексным мерам превентивного характера, способным коренным образом сократить уровень коррупции, искоренить причины и условия, ее порождающие, в разных сферах жизни государства и общества».
Имея в той или иной степени эффективное антикоррупционное законодательство, мы не должны забывать о том, что борьба с коррупцией начинается внутри каждого из казахстанцев с чистоты его помыслов, совести, чести.