Некоторые вопросы по делам в сфере государственных закупок (Каламкас Муратова, судья СМЭС Карагандинской области)
Некоторые вопросы по делам
в сфере государственных закупок
Каламкас Муратова
Судья СМЭС
Карагандинской области
Гражданские дела, связанные с государственными закупками отнесены к подсудности специализированных межрайонных экономических судов Республики Казахстан и составляют значительную часть в общем количестве дел, рассматриваемых этими судами.
При предъявлении исковых заявлений о признании поставщиков товаров, работ и услуг недобросовестными участниками государственных закупок имеет важное значение правильно определить подсудность. Несоблюдение подсудности, может повлечь за собой возврат искового заявления истцу. В таком случае, истец предъявивший иск о признании поставщика недобросовестным участником государственных закупок, может пропустить тридцатидневный срок для предъявления такого иска. Указанный срок исчисляется со дня, когда ему стало известно о факте нарушения поставщиком законодательства Республики Казахстан о государственных закупках, и является пресекательным, истечение которого послужит отдельным основанием для отказа в удовлетворении иска.
При рассмотрении большинства указанных дел, суды сталкиваются с тем, что заказчики подают иски в последние дни 30-дневных сроков, что влечет за собой выяснение судом для определения круга обстоятельств правильного отсчета указанных сроков, направления запросов в почтовые службы с целью выяснения точной даты поступления корреспонденции заказчика в почтовые отделения, тем самым заказчики затягивают рассмотрение дела. Тогда как, в распоряжении заказчика имеется 30 календарных дней с момента обнаружения факта нарушения, а факт нарушения определяется окончанием дня поставки, то есть, последней датой срока поставки, то есть, особого труда не должен представлять подсчет указанных дней для заказчиков.
Так, по общему правилу, иски по спорам о государственных закупках предъявляются по месту нахождения ответчика. При этом, следует иметь в виду, что иски, вытекающие из договоров о государственных закупках, в которых указано место исполнения, по выбору истца могут предъявляться также по месту исполнения договора.
Кроме того, законодательством предусмотрена и договорная подсудность, то есть стороны могут по соглашению между собой изменить территориальную подсудность для данного дела. Например, указать в договоре: «при не достижении взаимоприемлемого решения, споры и претензии, вытекающие из исполнения договора, подлежат разрешению в специализированном межрайонном экономическом суде Карагандинской области». В таком случае, независимо от места нахождения ответчика, или места исполнения договора спор разрешается в суде указанном в договоре.
Как известно, с 1 января 2016 года введен в действие Закон Республики Казахстан «О государственных закупках» в новой редакции за № 434-V ЗРК от 04 декабря 2015 года. С принятием нового Закона внесены изменения, в том числе в части заключения договора о государственных закупках и признании поставщика недобросовестным участников государственных закупок.
Ранее, до введения Закона в новой редакции, поставщика, уклонившегося от заключения договора, вносили в реестр недобросовестных участников государственных закупок по решению суда. В настоящее время все договоры о государственных закупках заключаются в электронном виде, то есть подписываются электронной цифровой подписью посредством веб-портала, за исключением закупок с применением особого порядка. И в случае не подписания потенциальным поставщиком договора в срок посредством веб-портала, потенциальный поставщик автоматически уполномоченным органом вносится в реестр недобросовестных участников государственных закупок, как уклонившийся от заключения договора. Вместе с этим, потенциальный поставщик вправе обжаловать решение уполномоченного органа о внесении в реестр недобросовестных участников государственных закупок в судебном порядке.
Включение в реестр влечёт определенные предусмотренные законодательством негативные последствия для предпринимателей и юридических лиц влияющие непосредственно на их хозяйственную деятельность, в особенности для субъектов малого бизнеса. Во избежание наступления указанных последствий потенциальным поставщикам необходимо соизмерять свои возможности с существенными условиями государственных закупок, быть предельно внимательными при подаче своих заявок, тщательно изучить проект договора и приложения к нему, опубликованные на портале государственных закупках, соблюдать установленные сроки для подписания договора.
По указанным спорам о государственных закупках, зачастую заказчиками неправильно производится расчет неустойки, что влечет к отказу в удовлетворении в этой части или к частичному удовлетворению. Некоторые заказчики ошибочно рассчитывают период просрочки исчисляя со дня заключения договора до срока поставки, другие начисляют неустойку, несмотря на то, что договор расторгнут.
Поскольку одним из главных принципов государственных закупок является оптимальное расходование бюджетных средств, что требует соблюдения финансовой дисциплины как со стороны заказчиков, так влечет материальную ответственность для поставщиков в виде взыскания и уплаты в бюджет неустойки.