Погосты вне правового поля (К. Мамаев, старший советник юстиции, прокурор Медеуского района Алматы)
Погосты вне правового поля
Канат Мамаев,
старший советник юстиции,
прокурор Медеуского района Алматы
В регулировании учета захоронений граждан накопились проблемы, требующие безотлагательного решения на законодательном уровне.
Расследование уголовного дела по мошенничеству потребовало проведения эксгумации трупа. И тут оказалось, что установить место захоронения гражданки Ш. невозможно. Могилу человека, погребенного несколько лет назад на кладбище «Кок-Тобе», которое два года назад вошло в черту города, так и не нашли. Этот случай стал отправной точкой для изучения надзорным органом действующего законодательства по учету захоронений граждан и анализа сложившейся ситуации.
Удалось выяснить, что на территории Алматы расположено 69 кладбищ общей площадью 816 га. Еще 2 кладбища, площадь которых 150 га, на стадии оформления. При этом по 28, которые расположены на землях, присоединенных к Алматы в 2012-2014 годах, отсутствуют учет и регистрация захороненных лиц. В начале 2013 года акиматом Алматы создано ТОО «Специализированный комбинат ритуальных услуг г. Алматы», деятельность которого основана на трех документах. Это устав, правила санитарно-эпидемиологических требований к кладбищам и объектам похоронного назначения и положения «О проектировании, порядке организации ритуального (похоронного) обслуживания населения и содержания кладбищ в населенных пунктах», разработанное и утвержденное приказом председателя Комитета по делам строительства Министерства индустрии и торговли РК от 26.05.2004 г. Проверка установила, что названное положение, которое регулирует правоотношения, затрагивающие интересы практически каждого жителя страны, по своей сути являющееся нормативно-правовым актом, в органах юстиции в установленном законом порядке не зарегистрировано. А значит, применение изложенных в нем норм спецкомбинатом по ритуальным услугам фактически не имеет юридической силы.
В 1998 году в Алматы для упорядочения правоотношений, связанных с погребением усопших, решением Алматинского городского маслихата были утверждены правила по захоронению и содержанию кладбищ в городе. Однако это решение маслихата утратило законную силу еще десять лет назад, и с тех пор новое не принималось. Таким образом, сейчас в Алматы, как и по республике в целом, нет единого нормативно-правового акта, регулирующего данные правоотношения.
Если говорить об Алматы, то с учетом незначительного расстояния между объектами захоронения и наличия единого централизованного учреждения - спецбыткомбината ритуальных услуг вопросы захоронения и ведения соответствующих учетов более или менее контролируются. А вот в регионах, к примеру, в отдельных селах, отдаленных от областного центра на несколько сот километров, эти вопросы практически не урегулированы. Не редкость, когда захоронение, учет и содержание кладбищ находятся в ведении местных священнослужителей.
Кроме того, отсутствует утвержденный порядок эксгумации и перезахоронения останков. Эти услуги оказывают частные предприниматели без соблюдения санитарных норм и правил техники безопасности, что может привести к необратимым последствиям, например, к распространению инфекций. Отсутствие в Казахстане законодательства о погребении и похоронном деле как самостоятельном виде деятельности приводит к различным правонарушениям. Не исключены факты проведения криминальных захоронений, ведения незаконного бизнеса, так как на местах реально существуют все условия для коррупции в этой сфере.
Есть и ряд других социальных проблемных вопросов. Сфера ритуальных услуг как отрасль коммунального городского хозяйства требует особого внимания местных исполнительных органов. Сейчас эта деятельность не лицензируется. На рынке практически бесконтрольно действует много субъектов предпринимательства, что приводит к ущемлению прав малообеспеченных слоев населения. К примеру, государством предусмотрены и выплачиваются социальные пособия на захоронение (погребение), которые в качестве компенсации выделяются определенным слоям населения. В частности, пенсионерам и инвалидам полагается по 33 тыс. тенге, ветеранам Великой Отечественной войны - 77 тыс. тенге.
На практике этих средств не хватает для погребения, так как частные предприниматели предлагают стандартный набор услуг стоимостью от 200 до 600 тыс. тенге. В том же Алматы стоимость аналогичных услуг спецкомбината начинается от 87 тыс. тенге. При этом уполномоченными государственными органами деятельность частных ритуальных организаций практически не контролируется. Как результат, гражданам навязывают дорогостоящие услуги и предметы ритуальной продукции, есть факты продажи заинтересованным лицам земельных участков под захоронение.
Эти пробелы в законодательстве касаются каждого гражданина страны. Между тем в ряде стран ближнего и дальнего зарубежья наработан опыт, который вполне приемлем для Казахстана. В России действует федеральный закон «О погребении и похоронном деле», в Украине также есть аналогичный закон, который четко регулирует правоотношения по вопросам захоронения.
Назрела необходимость разработать и принять подобный закон и в нашей стране. Надеюсь, что на эту проблему обратят внимание законодатели и инициируют разработку соответствующего законопроекта, регулирующего правоотношения в сфере ритуального (похоронного) дела как самостоятельного вида деятельности, будут выработаны санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест захоронения.