Используя на практике результаты исследований (А. Тукиев, директор ГУ «Институт законодательства Республики Казахстан», к.ю.н., доцент)
Используя на практике результаты исследований
А. Тукиев,
директор ГУ «Институт законодательства
Республики Казахстан»,
к.ю.н., доцент
Институт законодательства Республики Казахстан совместно с Евразийским национальным университетом им. Л. Н. Гумилёва провел научно-практическую конференцию на тему: «Роль фундаментальных и прикладных научных исследований в совершенствовании нормотворческой деятельности государства».
Конференция является ежегодным мероприятием, проводимым Институтом законодательства, по результатам которого освещаются результаты проводимых фундаментальных и научно-прикладных исследований в нормотворчестве, обозначаются векторы дальнейших исследований с целью совершенствования законодательства.
Основными направлениями работы конференции явились проблемы и перспективы реализации результатов фундаментальных и прикладных научных исследований в нормотворческом процессе, а также демонстрация передовых достижений в решении актуальных проблем нормотворческой деятельности средствами фундаментальной науки.
В работе конференции приняли участие депутаты Парламента, представители Министерства юстиции, Министерства обороны, Министерства образования и науки, Министерства культуры и спорта и других государственных органов, неправительственных организаций, ведущие казахстанские и зарубежные ученые в области права, социологии и других областей знаний, преподаватели высших учебных заведений.
Диалоговая площадка проходила с участием приглашенных зарубежных гостей, представителей правительственных организаций (Россия, Германия, Литва). Это позволило поделиться опытом как национальных, так и зарубежных научных исследователей и практиков. Активное участие в мероприятии приглашенных гостей позволило в полной мере раскрыть работу и результаты научных и прикладных исследований в широком масштабе.
Большой интерес вызвало выступление российского профессора В. Сырых, который призвал вернуться к практике изучения эффективности правовых норм. «Политическая воля государства, направленная на укрепление правового статуса личности, ее свобод, в настоящее время нередко разбивается о законодателя, неспособного провести эту волю в законе вследствие недостаточных знаний социально политических условий бытия современного общества. Лишенный опоры на научно обоснованную информацию относительно социально-правовых условий действия проектов законов, законодатель чаще всего действует вслепую. Вследствие этого та практика, которая имеет место, выглядит так: закон принимается, на следующий день он уже начинает корректироваться», - отметил он. Между тем, «расходы, связанные с переделкой несовершенных законов, несут большие материальные и духовные потери, чем те потери, которые понесет государство, проводя социально-правовые исследования хотя бы по каким-то основным, профильным законам». Говоря о грантовой основе проведения социально-правовых исследований, он справедливо отметил, что «грантовая основа есть наихудший способ иррациональной траты денег», поскольку «грантовый коллектив - это временный трудовой коллектив, который собирается на разовой основе, а наука не может развиваться, если отсутствуют стабильные творческие коллективы научных учреждений». Именно «институт должен быть той основой, которая должна проводить социально-правовые исследования эффективности и качества правотворческой работы и формировать круг людей, специалистов, которые должны постоянно, не думая о будущем гранте, заниматься, развивать свои знания по конкретному вопросу».
Как известно, с принятием в текущем году Закона «О правовых актах» пересмотрены подходы к проведению правового мониторинга. Данная деятельность направлена на выявление государственными органами недостатков законодательства и их устранение. Координацию проведения госорганами правового мониторинга осуществляет Министерство юстиции, а научно-методологическое и организационно-практическое содействие данной деятельности оказывает Институт законодательства РК.
По итогам полугодовых семинаров-совещаний выявлены систематические нарушения в проведении правового мониторинга, что сказывается на качестве и организации законотворческого процесса, вследствие чего вносится большое количество поправок в законодательные акты. Основные недостатки, влияющие на качество нормотворческой деятельности, выражаются в формальном подходе, некачественном и неполном проведении мониторинга отдельными государственными органами.
В первом полугодии текущего года в Институте законодательства РК переформатирована работа по проведению и координации правового мониторинга. Так, Институт проводит самостоятельный анализ законов, результаты которого успешно внедряются в законопроектной деятельности госорганов-разработчиков на стадии обсуждения в уполномоченном органе в процессе оказания консультационных услуг. Кроме того, на постоянной основе проводится работа с неправительственными и общественными организациями, направленная на поддержку инициатив в сфере совершенствования законодательства, выявляются проблемы правоприменительной практики и вырабатываются предложения по их устранению в законодательстве.
Глава Представительства Германского общества международного сотрудничества в Казахстане Йорг Пуделька остановился на вопросах неоценимого вклада зарубежных исследователей в развитие различных отраслей права в нормотворчество многих современных государств.
Главный научный сотрудник НИИ частного права Каспийского общественного университета, к.ю.н. Е. Осипов выделил проблемы, существующие как в НИИ частного права, так и в иных организациях подобного вида и в науке гражданского права в целом, связанные с отменой существовавшей с советских времен системы подготовки научных кадров. По его мнению, роль и значение квалифицированных работников в научной деятельности обуславливает необходимость постоянного поиска новых критериев и возможности совершенствования сотрудников.
В ходе обсуждения ведущим научным сотрудником Института законодательства, к.ю.н М. Габдуалиевым высказано мнение о том, что необходимо начать исследовательскую работу по выработке предложений по принятию консолидированных законов, которые по своему объему превышают обычные законы, но по статусу и регулированию однородных важнейших общественных отношений кодексами не являются.
Вниманию участников конференции представлены разработанные научными сотрудниками Института законодательства презентации проектов концепций и проектов важнейших законодательных актов, основные положения которых были представлены вниманию участников на 2-й сессии конференции. Речь идет о проектах концепций законопроектов «Об административных процедурах», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования законодательства в сфере интеллектуальной собственности», «О внесении изменений и дополнений в Кодекс об административных правонарушениях», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования гражданского законодательства».
Институт законодательства апробирует результаты научно-теоретических изысканий в законотворческой сфере посредством участия его сотрудников в разработке проектов законов совместно с органом-разработчиком, а также в ходе осуществления научной лингвистической экспертизы проектов законов, международных договоров и их проектов. Использование результатов исследований отражается не только в законотворческом процессе, но и в единообразии применения терминов на государственном языке. Как известно, в 2011-2012 гг. имелись проблемы терминологического характера, что служило причиной возврата законопроектов из Мажилиса Парламента. В этой связи с 2013 года проводится исследование по вопросу применения юридической лексики казахского языка. По результатам проведенной работы решена проблема возвратов законопроектов из Парламента в Правительство по причине неаутентичности текста.
Следует отметить, что до настоящего времени не выстроена четкая система «обратной связи» на нор-мотворческие инициативы, поскольку отсутствует четкий механизм предоставления научными организациями и вузами актов внедрения результатов научных исследований в нормотворческую деятельность. Проведя анализ практики выдачи актов о внедрении научных результатов в законодательство республики, выявлены пробелы в законодательных актах касательно процедуры подтверждения внедрения в законодательные акты предложений заинтересованных организаций и граждан.
Введение института внедрения результатов научных исследований в законотворческую деятельность позволит реализовать нормотворческие инициативы любого лица, в том числе ученого, практика, преподавателя, за исключением субъектов законодательной инициативы, право которым предоставлено в соответствии с их компетенцией.
В этом контексте Институт законодательства РК, как нам представляется, являющийся экспертной организацией, участвующей в законотворческом процессе, станет связующим звеном между научным правовым сообществом и государством для обеспечения реализации передовых научных разработок в области права. Поэтому в рамках конференции нами озвучено предложение ученым, научно-исследовательским институтам, вузам развивать сотрудничество с Институтом законодательства в части разработки научных исследований и внедрения их результатов в законотворческую деятельность.
Институт законодательства открыт для взаимодействия и содействия в реализации передовых идей в качестве наиболее общих направлений:
- улучшение взаимодействия научных организаций в области права с государственными органами для выработки единых подходов к решению актуальных проблем развития законодательства;
- содействие в практической реализации передовых разработок в области права и во внедрении результатов научных исследований в нормотворческую деятельность и правоприменительную практику;
- модернизация национального права с учетом лучшего опыта зарубежного нормотворчества и правоприменения;
- содействие развитию современной юридической науки в Казахстане.
Таким образом, в рамках конференции специалистами обсуждались вопросы о роли и значении фундаментальных и прикладных научных исследований в нормотворческом процессе, влияния законотворчества на жизнь государства и общества, определены ключевые направления дальнейшего совершенствования законодательства путем внедрения результатов современных научных исследований, ведь как говорил Д. И. Менделеев: «Роль наук служебная, они составляют средство для достижения блага».