С участием гражданского общества и СМИ (Д. Утюпин)
С участием гражданского общества и СМИ
Данил Утюпин
Согласно Стамбульскому плану действий по борьбе с коррупцией одним из важнейших шагов в этом направлении должно стать активное вовлечение институтов гражданского общества и в первую очередь средств массовой информации в эту борьбу.
В Алматы состоялся «круглый стол» с участием журналистов «Взаимодействие Казахстана и ОЭСР: текущее состояние и перспективы», где было рассказано о ходе реализации Страновой программы, разработанной для Казахстана Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), и других совместных проектов, включая Стамбульский план действий по борьбе с коррупцией.
ОЭСР - образованная в 1961 году международная экономическая организация, куда входят 35 стран-членов, контролирующих 80 процентов мировой экономики. Годовой бюджет организации - 370 млн евро, причем 25 процентов бюджета обеспечивают США и Япония. Миссией ОЭСР является продвижение политики, ориентированной на экономический рост и социальное благополучие людей во всем мире. Организация установила международные стандарты в различных областях человеческой деятельности от сельского хозяйства и налогообложения до безопасности химических веществ. В целом ОЭСР представляет собой элитный клуб для неформального общения мировых лидеров. Руководство Казахстана не раз публично заявляло о своей заинтересованности в тесном сотрудничестве с ОЭСР. В итоге в январе 2015 года был подписан Меморандум о взаимопонимании между Правительством Республики Казахстан и Организацией экономического сотрудничества и развития о реализации проекта Страновой программы по сотрудничеству между Казахстаном и ОЭРС. Согласно данному документу сотрудничество в основном охватывает следующие направления: государственное управление; окружающая среда; финансовая деятельность; здравоохранение, занятость и социальная интеграция; образование и повышение квалификации; конкурентоспособность и бизнес-климат; статистика; межотраслевая деятельность.
По словам юриста Интерньюс-Казахстан Ольги Диденко, сотрудничество с ОЭСР полезно тем, что его партнерам и новым членам не нужно изобретать велосипед, но нужно лишь внедрять те стандарты и технологии, которые уже давно разработаны, апробированы и эффективно работают в развитых странах. Специально для стран Центральной Азии, Кавказа и Восточной Европы экспертами ОЭСР разработан Стамбульский план по борьбе с коррупцией. В соответствии с этим планом эксперты ОЭСР занимаются мониторингом и исследованиями коррупции в подучетных странах и затем на основе полученных данных разрабатывают рекомендации, которые должны исполняться.
- Стамбульский план начал действовать в 2007 году, и к данному времени мы можем сказать, что ситуация с внедрением рекомендаций оставляет желать лучшего. Прогресс, безусловно, есть, но весьма скромный. У ОЭСР имеется интересная ступенчатая система оценки прогресса в борьбе с коррупцией. Когда они пишут, что прогресса нет, это значит, что вообще не принято никаких мер для внедрения рекомендаций. Если они заявляют, что прогресс есть, это совсем не означает, что рекомендация близка к выполнению. Это подразумевает, что какие-то меры приняты, даже если они и не принесли нужного результата. Если речь идет о значительном прогрессе, значит, реализовано более 50 процентов рекомендуемых мер. А когда рекомендация выполнена полностью, то она просто снимается с повестки дня и ее больше не оценивают, - рассказала О. Диденко.
Стамбульский план действий состоит из трех частей. Первая часть - антикоррупционная стратегия государства и проведение исследований в области коррупции. Вторая часть связана с ответственностью за коррупцию - дисциплинарной, административной, уголовной. Третья часть - все, что касается участия общественности в борьбе с коррупцией, доступа к информации, а также коррупции в бизнес-секторе и других сферах, не связанных с госслужбой. Эти три части в целом включают в себя 16 рекомендаций, которым должно следовать Правительство РК. Согласно результатам мониторинга, озвученным на 15-м заседании в марте 2015 года, только в трех из 16 рекомендаций для Казахстана был отмечен прогресс. А именно: в создании новой антикоррупционной стратегии, опубликовании отчетов по борьбе с коррупцией; в проведении исследований в области коррупции; в расширении доступа к информации. На 16-м заседании прогресс был отмечен еще по четырем рекомендациям: проведение оценки влияния информационных кампаний на динамику качественных и количественных показателей коррупции; внедрение специализации прокуроров по надзору за следствием и представлением в суде дел о коррупционных преступлениях, а также обеспечение свободного доступа через Интернет к детальной информации об уголовных и других коррупционных преступлениях; разграничение должностей административных и политических служащих; принятие и обеспечение применения законодательных положений о государственном внутреннем аудите и внутреннем контроле в соответствии с международными стандартами и передовой практикой.
Одна из рекомендаций ОЭСР к Правительству РК, в частности к Агентству по делам госслужбы и противодействию коррупции РК, состоит в том, чтобы оно само поощряло журналистов к проведению антикоррупционных расследований. Но пока Агентство ограничивается рассылкой по редакциям пресс-релизов, посвященных успехам в борьбе с коррупцией силами самих госорганов, фото и видео с задержаниями коррупционеров. В то время как рекомендация по активному вовлечению в эту борьбу СМИ и гражданского общества просто игнорируется.
- Однако без активного содействия СМИ, НПО и в целом гражданского общества ни одно государство не в состоянии справиться с коррупцией. Поэтому руководство ОЭСР всемерно содействует развитию расследовательской журналистики в странах - членах или партнерах этой организации. И мы должны к этому стремиться, хотя это и очень сложно делать при существующем законодательстве. Журналистские расследования, особенно на тему коррупции, очень опасны для журналистов. Их легко могут обвинить в клевете. Поэтому ОЭСР занимается разработкой специальных рекомендаций, направленных на декриминализацию клеветы, - отметила О. Диденко.
Руководитель мониторинговой группы ОЭСР по Казахстану Дмитрий Котляр из Украины также согласился с тем, что уголовная ответственность за клевету и оскорбление ограничивает свободу слова и является мощным препятствием для эффективной борьбы с коррупцией в Казахстане.
Исполнительный директор Транс-паренси Казахстан Наталья Ковалева добавила, что тот формат работы АДГС и ПК по противодействию коррупции, который имеет место сейчас, может привести не к тем результатам, которые ожидают.
- Презентуемые государством успехи в борьбе с коррупцией, когда вместе с именами задержанных коррупционеров публикуются гигантские суммы в миллиарды тенге, которые были похищены у государства, нередко имеют обратный эффект. Люди, находящиеся на нижних ступенях госаппарата либо работающие в бюджетных учреждениях, начинают думать, что присвоить небольшую сумму госсредств - это не преступление. В еще большей степени это относится к людям, которые не берут, а дают взятки. Например, чтобы устроиться на работу или «развести» на месте нарушение ПДД, -сказала Н. Ковалева.
Согласно результатам проведенного в Казахстане глобального исследования «Барометр мировой коррупции Транс-паренси Казахстан» сами граждане РК признавались, что дают взятки. При этом чаще всего - дорожным полицейским (47 процентов), за получение пособий по безработице (33). Менее трети опрошенных заявили, что давали взятки при устройстве на работу в системе образования (23 процента), за устройство ребенка в детский сад, школу (17), получение социальных выплат, медицинских услуг (20 процентов) и получение официальных документов в госорганах.
Огромная роль в Стамбульском плане действий отводится предупреждению коррупции, а в этом, в свою очередь, огромную роль играет декларирование доходов и расходов. По рекомендации ОЭСР, чиновники, а также члены их семей обязаны декларировать не только свои доходы, но и расходы. В Казахстане решили не выделять госслужащих в отдельную категорию, а ввести декларирование расходов для всего населения.