Оценивая нравственные качества судьи (А. Абжанов, судья Усть-Каменогорского городского суда)
Оценивая нравственные качества судьи
А. Абжанов,
судья Усть-Каменогорского
городского суда
С 1 января 2016 года начался практический этап выполнения Плана нации «100 конкретных шагов». Вступили в силу 59 законов, которые создают принципиально новую правовую среду для государства, экономики и общества.
Национальная судебная система в реализации Плана нации играет особую роль, ибо выступает важнейшим рычагом реализации институциональной программы «Обеспечение верховенства закона». Но чтобы стать таким рычагом, судебная система должна адекватно реформироваться и развиваться. Ведущим направлением модернизации определено совершенствование системы подготовки и отбора судей.
Процесс отбора и назначения судей должен быть прозрачным для общества.
- Судьи не должны быть закрытой наглухо корпорацией и находиться вне общественной критики, - подчеркнул Президент. Открытость - это лекарство от коррупции в судейских рядах.
Сегодня при областных судах для оценки морально-нравственных качеств кандидатов на должность судьи создаются общественные советы, наделенные правом дачи рекомендаций для назначения на должность. Они оценивают не только морально-нравственный облик кандидата, но и готовность и способность принять те ограничения, которые налагает на него профессиональная деятельность.
С этой же целью залы судебных заседаний оснащаются аппаратурой аудиовидеофиксации судебных процессов. Судебное жюри при Верховном Суде будет рассматривать жалобы граждан на действия судей и случаи нарушения представителями судейского корпуса положений Кодекса судейской этики.
Сложная система конкурсного отбора и назначение на должность Главой государства позволяет судьям работать независимо, без оглядки на руководителей исполнительной власти всех уровней, депутатов и собственное судебное начальство. Обеспечивает независимость судов и судей и Конституция РК, предусматривающая сложный порядок привлечения судей к ответственности и освобождения их от должности.
В этих условиях независимости судьи резко возрастает роль самодисциплины, самоконтроля, оценки процесса и результатов профессиональной деятельности на основе не только профессиональных, но и морально-этических критериев и принципов.
Кроме того, судья, принимая от общества властные полномочия по отправлению правосудия, добровольно налагает на себя ограничения, связанные с соблюдением этических правил и норм поведения. Конституционно-правовой статус судей, связанный с осуществлением ими публично-правовых функций судебной власти, предъявляет повышенные требования к их моральному облику. Судья обязан демонстрировать и продвигать высокие стандарты поведения для укрепления доверия общества к судебной системе, укрепления ее авторитета.
На судью возлагаются обязанности соблюдения моральных и этических норм поведения при отправлении правосудия и во внеслужебных отношениях, в повседневной жизни.
Необходимость в стандартизации этических принципов и правил поведения судей в профессиональной деятельности, обществе и быту, не регламентированных законодательством, и потребовала принятия Кодекса судейской этики на V Съезде судей РК. Этот кодекс, устанавливая формальные ограничения в профессиональной и внеслужебной деятельности судей, носил рамочный, оценочный характер. Он не предлагал конкретных стандартов поведения судей в той или иной ситуации, не устанавливал четкой грани, через которую переступать нельзя.
Поэтому новые задачи, поставленные перед судебной системой в связи с реализацией Плана нации «100 конкретных шагов», потребовали разработки нового Кодекса судейской этики, который принят 21 ноября 2016 года на VII Съезде судей республики.
В основу Кодекса положены нормы Конституции страны и Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей». В нем учтены такие международные акты, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Бангалорские принципы поведения судей, принятые в 2002 году в Гааге.
Новый Кодекс, сохранив определенную преемственность, кардинально отличается от предыдущего. Это касается как структуры документа: логически более четко выстроены статьи (15 статьей), так и смысла части понятий, положений и статей.
Рациональным новшеством является разграничение принципов, а также правил поведения судьи в судебном заседании, в служебной и внеслужебной деятельности. Определена ответственность судьи за нарушение судейской этики. При этом в документе конкретно установлена ответственность судьи за нарушение норм Кодекса, а также определен правовой механизм привлечения судьи к ответственности.
В Кодексе сделан акцент на более корректное поведение в социальных сетях, интернет-ресурсах, взаимодействии со СМИ, публичных выступлениях. С учетом современных реалий эти фрагменты документа представляют особую ценность.
Несомненно, что устанавливаемые Кодексом правила поведения судьи как в профессиональной, так и во внеслужебной деятельности, будут служить важным инструментом профессионального и нравственно-этического укрепления состава судейского корпуса. Важно, что требования Кодекса распространяются и на судей в отставке, а также на председателей судов, осуществляющих организационно-распорядительные полномочия. Тем самым реализуется предложенное Президентом институциональное решение о том, что председатели судов - первые среди равных, а потому исключается влияние с их стороны на решения, принимаемые другими судьями.
Особый акцент в Кодексе сделан на чести судьи, в результате чего документ укрепляет статус судьи, подчеркивая, что он представляет судебную власть страны, а значит, вселяет уверенность в общественном положении судьи, достоинстве людей этой профессии и обеспечивает их защищенность.
Оценивая в целом проект Кодекса, следует подчеркнуть, что в нем четко просматривается ориентация судебной реформы на изменение условий существования судов, дальнейшее закрепление гарантий независимости судей и их высокого статуса через рост самосознания самих судей и определение границ такого самосознания.
Таким образом, новый этический кодекс, действительно, выступит важным фактором реализации идеи верховенства закона при осуществлении в республике Плана нации «100 конкретных шагов».