Право собственности на участок (С. Койшибаева, судья Алматинского районного суда г. Астаны)
Право собственности на участок
С. Койшибаева,
судья Алматинского районного суда г. Астаны
В соответствии с п. 3 ст. 6 Конституции РК земля находится в государственной собственности. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом.
Согласно ст. 167 Земельного кодекса споры, вытекающие из земельных правоотношений, рассматриваются в судебном порядке.
К искам (заявлениям), вытекающим из земельных правоотношений, относятся признание права собственности на земельный участок, иных прав; раздел земельного участка, выдел земельного участка; определение порядка пользования земельным участком; споры по границе участка; споры в садоводстве; установление сервитута; споры о наследстве; наследование земельного участка, оспаривание завещаний; понуждение заключения договора аренды или купли-продажи земельного участка; оспаривание размера компенсационных выплат в случае принудительного изъятия земельного участка для государственных нужд. Также к этой категории относятся споры об использовании земельного участка не по назначению; споры по необрабатываемым земельным участкам сельхозназначения; о причинении вреда земельному участку или землепользователю; признание незаконными решений, действий (бездействия) госорганов; выделение земельного участка в счет земельных долей; споры, вытекающие из договоров аренды земельных участков; оспаривание договоров дарения, мены и пр.; имущественные споры при купле-продаже земельных участков; принудительный выкуп доли земельного участка у участника долевой собственности; споры, связанные с самовольными постройками; споры, связанные с использованием земельных участков для целей недропользования; снос объектов недвижимости и принудительное отчуждение земельных участков для государственных нужд и другие.
Законодательство по вопросам, регулирующим земельные правоотношения, основывается на Конституции и состоит из Земельного кодекса и принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, экологическим, водным законодательством, законодательством о недрах, о растительном и животном мире и об особо охраняемых природных территориях.
Принятые до введения в действие Земельного кодекса нормативные правовые акты, регулирующие земельные отношения, применяются, в частности, в случаях, не противоречащих данному Кодексу.
Порядок предоставления права на земельный участок прописан в ст. 43 Земельного кодекса и предусматривает упорядоченное производство поэтапных действий, начиная с возбуждения ходатайства и предоставления соответствующего права и до регистрации права на предоставленный земельный участок.
Согласно п. 10 ст. 43 Земельного кодекса не допускается пользование земельным участком до установления его границ в натуре (на местности) и выдачи правоустанавливающих документов, если иное не предусмотрено в решении исполнительного органа о предоставлении земельного участка. Несоблюдение данной нормы квалифицируется как самовольное занятие земельного участка и предусматривает административную ответственность в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
Совершение сделок по отношению к земельным участкам, на которые не оформлены правоустанавливающие документы, не допускается.
Необходимо иметь в виду, что исполнительный орган может изменить или отменить свое решение о предоставлении права на земельный участок до исполнения указанных в нем требований, например, до получения лицом государственного акта на участок.
Если на основании индивидуального правового акта заключена гражданско-правовая сделка, то обжалованию в порядке искового производства подлежит оспоримая сделка.
Выданные на основании акта государственного органа акты на право частной собственности являются идентификационными документами и оспариванию в суде не подлежат.
Решение земельной комиссии о предоставлении земельного участка либо об отказе в предоставлении права на земельный участок также не подлежит самостоятельному оспариванию в суде, поскольку документом, подтверждающим наступление юридических фактов, является постановление местного исполнительного органа.
Нарушение указанной процедуры влечет к отказу в предоставлении местным исполнительным органом участка.