По договору энергоснабжения (А. Назарова, судья СМЭС Актюбинской области)
По договору энергоснабжения
А. Назарова,
судья СМЭС Актюбинской области
Прямое определение, что электрическая мощность, электрическая и тепловая энергия являются товаром на рынке, как следует из ст. 13 Закона «Об электроэнергетике», дает безусловное основание для признания ее предметом купли-продажи, то есть товаром. В действующем Гражданском кодексе РК нормы, регулирующие договор энергоснабжения, содержатся в параграфе 5 гл. 25 «Купля-продажа». Соответственно, энергоснабжение является разновидностью договора купли-продажи.
Из определения понятия договора энергоснабжения п. 1 ст. 482 ГК РК вытекает, что энергоснабжающая организация подает потребителю электроэнергию, а потребитель принимает и оплачивает ее, то есть происходит возмездная передача энергии от продавца к покупателю, что характерно для договора купли-продажи. Вместе с тем, как и в определениях других видов договора купли-продажи, в определении договора энергоснабжения включены признаки, которые позволяют выделить его в самостоятельный вид договора купли-продажи и тем самым отграничить от договора поставки и иных видов договора купли-продажи. К таким признакам, прежде всего, относится способ исполнения договора, то есть передача энергии энергоснабжающей организацией покупателю через присоединенную сеть, а также наличие прав и обязанностей сторон не только при передаче энергии, но и при ее потреблении. Эти признаки договора обусловлены свойствами энергии как товара, такими как:
- электроэнергию невозможно накапливать в значительных количествах и хранить;
- процесс производства электроэнергии, как правило, непрерывен и неразрывно связан как с ее транспортировкой, так и с потреблением;
- электроэнергия при передаче потребляется и не может быть возвращена;
- электроэнергию возможно передавать только через присоединенную сеть - это система технических устройств, обеспечивающих получение и безопасное использование энергии потребителями. Это линии электропередач, газо- и водопроводы, трансформаторные и насосные станции и т.д., без которых невозможна передача энергии потребителю, а также инженерные коммуникации, контрольно-измерительные приборы, средства обеспечения безопасности, без которых невозможно потребление энергии;
- для приема энергии у покупателя должны быть технические устройства для подключения к энергосетям энергоснабжающей организации.
Особенности энергии (электрической и тепловой) определяют ряд прав и обязанностей сторон договора, не характерных для других видов договора купли-продажи. Кроме оплаты энергии на покупателя возлагаются дополнительные обязанности, связанные с необходимостью:
- соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления;
- обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей, а также исправность приборов и оборудования, используемых в процессе потребления энергии.
Энергоснабжающая организация наделена правом контроля за состоянием технических средств и безопасностью их эксплуатации покупателем, то есть она вправе контролировать выполнение покупателем обязанностей, предусмотренных договором. При этом право контроля возникает у энергоснабжающей организации из договора и не служит проявлением властных полномочий. А административный контроль за состоянием присоединенных сетей осуществляется органами энергонадзора.
С точки зрения классификации объектов гражданских прав энергия является движимой, простой, делимой, потребляемой вещью, определяемой родовыми признаками. Вещный характер данного объекта подтверждается фактом передачи энергии в собственность покупателю (абоненту) по договору энергоснабжения, тогда как договор энергоснабжения является разновидностью договора купли-продажи, а согласно ст. 407 ГК РК товаром по договору купли-продажи может быть любая вещь с соблюдением правил ст. 116 ГК. Но говорить об энергии как о вещи некорректно в силу ее специфических особенностей, потому как под вещами в юридической литературе понимают предметы внешнего по отношению к человеку материального мира - как созданные человеком, так и образованные самой природой и обладающие естественными свойствами. Гражданский кодекс к объектам гражданских прав причисляет вещи, имущественные и личные неимущественные блага и права. Поскольку из положений п. 2 ст. 115 ГК РК вытекает, что имущество - это есть имущественное благо и право, то энергия - это есть имущественное благо, призванное удовлетворять потребности субъектов гражданских прав в получении тепла и света в предусмотренных законодательными актами или договором способах.
Договор энергоснабжения является консенсуальным, возмездным, взаимным. В соответствии с п. 2 ст. 482 ГК РК это договор публичный, однако требовать его заключения абонент вправе лишь при наличии у него необходимого энергопринимающего оборудования, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации.
В зависимости от предмета и состава участников договора энергоснабжения выделяются такие его разновидности, как договор снабжения электрической энергией, договор о реверсивных перетоках электроэнергии, договор снабжения газом, договоры снабжения тепловой энергией, водой, нефтью и нефтепродуктами и другие.
В зависимости от способа реализации энергии возможна классификация договора энергоснабжения на договор энергоснабжения на розничном рынке электрической и тепловой энергии и договоры купли-продажи и передачи электрической мощности, электрической энергии на оптовом рынке.
Сторонами договора энергоснабжения являются энергоснабжающие организации - организации, осуществляющие продажу физическим и юридическим лицам произведенной и (или) купленной электрической и (или) тепловой энергии, и потребители - физическое или юридическое лицо, потребляющее на основе договора электрическую и (или) тепловую энергию.
Предметом договора энергоснабжения - существенное условие договора - обычно выступают как энергия (в различных формах), так и энергоносители, то есть вещества, выделяющие энергию в процессе их использования (пар, газ). В силу ст. 492 ГК РК предметом этого договора могут быть также и другие товары: газ, нефть, нефтепродукты, вода, причем этот перечень является открытым.
Цена договора в большинстве случаев определяется не самими сторонами, а утвержденными государством тарифами. Тарифы на электрическую и тепловую энергию подлежат государственному регулированию. При заключении договоров передачи электрической мощности и электрической энергии стороны в части установления тарифов на передачу электрической мощности и электрической энергии обязаны руководствоваться решениями регулирующего органа.
Согласно ст. 488 ГК РК оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, определяемое в соответствии с показателями приборов учета, а при их отсутствии или временном нарушении - расчетным путем, за исключением случаев использования автоматизированной системы коммерческого учета энергии.
Оплата энергии является наиболее сложным и важным вопросом договора энергоснабжения. С ее осуществлением связано наибольшее число споров между потребителями и энергоснабжающей организацией.
Так, решением Специализированного межрайонного экономического суда требования ТОО «Актюбинская кондитерская фабрика» к ТОО «Энергосистема» удовлетворены, постановлено п. 3.4 договора электроснабжения изложить в следующей редакции: «Оплата производится за фактически принятое абонентом количество энергии, определяемое в соответствии с показателями приборов учета».
Из материалов дела усматривается, что ТОО «Энергосистема», являясь энергоснабжающей организацией, направила ТОО «Актюбинская кондитерская фабрика» проект договора электроснабжения.
Пункт 3.4 этого договора предусматривал следующее: «Абонент обеспечивает 100-процентное поступление денежных средств в энергоснабжающую организацию до 10 числа расчетного периода за величину заявленного месячного потребления электрической энергии и мощности. При этом нарушение данного условия считается расторжением договора по инициативе абонента и влечет прекращение энергоснабжения».
ТОО «Актюбинская кондитерская фабрика», не согласившись с данным условием, направило протокол разногласий, предложив изложить этот пункт в следующем виде: «Абонент обеспечивает 60-процентную предоплату денежных средств энергоснабжающей организации до 15 числа расчетного периода, 40 процентов оплачивает по факту потребления электроэнергии до окончания расчетного периода».
ТОО «Энергосистема» отклонило протокол разногласий, мотивируя это тем, что договор энергоснабжения является публичным и его условия одинаковы для всех. После чего ТОО «Актюбинская кондитерская фабрика», руководствуясь вышеизложенным правом, направило возникшие при заключении договора разногласия на рассмотрение суда.
В судебном заседании ТОО «Актюбинская кондитерская фабрика» просило изложить условия спорного пункта в следующей редакции: «Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, определяемое в соответствии с данными учета энергии 30 (31) числа расчетного периода». Представитель ТОО «Энергосистема» отклонил и это предложение. Из всего изложенного видно, что разногласия у сторон при заключении договора возникли по оплате потребителем энергии. Так, ответчик считает необходимым внесение истцом 100-процентной предварительной оплаты за величину заявленного месячного потребления электрической энергии и мощности, а истец желает оплачивать только фактически принятое количество энергии.
Как видно, стороны не пришли к соглашению о необходимости внесения абонентом предварительной оплаты, не установлено это и законодательными актами, поэтому в действие вступают нормы Гражданского кодекса, а именно положение ст. 488, предусматривающей оплату абонентом только фактически принятого количества энергии.
В силу ст. 400 Гражданского кодекса РК в случаях, предусмотренных в п.п. 2 и 3 ст. 399 настоящего Кодекса, а также если разногласия, возникшие при заключении договора, были по соглашению сторон переданы на рассмотрение суда, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
На основании этой статьи и вышеизложенного условие спорного пункта суд посчитал правильным определить в следующем виде: «Оплата производится за фактически принятое абонентом количество энергии, определяемое в соответствии с показателями приборов учета».
Указанный истцом срок оплаты до 30 (31) числа суд посчитал правильным исключить из этого пункта, поскольку порядок расчета указан в пункте 3.5 и этот пункт сторонами не оспаривается. Также следует исключить из названного пункта условия касательно прекращения электроснабжения, так как эти условия изложены в не оспариваемом сторонами пункте 2.1.5 договора.
Суд оставил без удовлетворения требование истца и о понуждении заключить договор, поскольку это требование истцом впоследствии не поддержано и, кроме того, ответчик от заключения договора не уклонялся. Данный спор, является преддоговорным.
В соответствии с пп. 8 ст. 7 Закона РК «О естественных монополиях» субъект естественной монополии обязан заключать договоры с потребителями на каждый вид предоставляемых услуг (товаров, работ), относящихся к сфере естественной монополии, в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством РК. Следовательно, ТОО «Энергосистема», являясь субъектом естественной монополии по передаче и распределению электрической энергии, обязано было заключить договор энергоснабжения в соответствии с типовым договором.
Между тем согласно пояснениям представителя Департамента Агентства РК по регулированию естественных монополий и защите конкуренции по Актюбинской области типовой договор Агентством не разработан и, соответственно, Правительством не утвержден.
При таких обстоятельствах, когда отсутствует установленная законодательством форма типового договора, ТОО «Энергосистема», ссылаясь на публичный характер договора энергоснабжения, неправомочно устанавливать в договоре условия, противоречащие интересам получателей энергии, и отклонять их замечания по договору. В противном случае поставщик, обладая подобным правом, мог бы устанавливать в договоре только выгодные для него условия, что привело бы к нарушениям прав потребителей.
В этой связи ответчик необоснованно отказал в рассмотрении предложения истца о внесении изменений в разработанный им же проект договора.
Главной обязанностью продавца является подача абоненту энергии в определенном количестве, с соблюдением согласованного режима подачи, установленного количества.
Количество подаваемой энергии, полагаем, как следует из пп. 1 ст. 484 ГК, относится к существенным условиям договора лишь тогда, когда абонентом является юридическое лицо или гражданин, использующий энергию для предпринимательских целей. Одна из особенностей условия о количестве в договоре энергоснабжения состоит в том, что оно определяет предельное количество энергии, которое вправе получить абонент. Фактическое количество потребленной энергии, как правило, меньше установленного договором максимума и определяется в соответствии с данными учета (показаниями электросчетчика).
В большинстве случаев договор энергоснабжения дает абоненту право изменить количество принимаемой энергии в одностороннем порядке, возместив при этом дополнительные расходы продавца. Гражданин, использующий энергию для бытовых нужд, вправе получать ее в любом необходимом ему количестве. Следовательно, в таком договоре энергоснабжения условие о количестве не является существенным.
Так, ТОО «Актобеэнергоснаб» обратилось в суд с иском к АО «Темиржол Жондеу» о взыскании суммы неустойки по договору, мотивируя свои требования тем, что согласно договору от 1 января 2008 года структурное подразделение ответчика - филиал АО «Темиржол жондеу» - «ПМС Актобе» заявило на 2008 год 365 600 кВт/ч электроэнергии с разбивкой потребления по месяцам. Ежемесячно он должен оплачивать заявленный объем электроэнергии. На январь 2008 года филиалом заявлено 32 400 кВт/ч. Фактически за указанный месяц ими потреблено 48 622 кВт/ч. Несанкционированный перебор электроэнергии составил 14 602 кВт/ч. На основании п. 6.4 договора филиалу начислена неустойка за несанкционированный перебор электроэнергии с учетом допустимых пяти процентов перебора в размере 50 процентов от стоимости сверхдоговорного объема электрической энергии, предусмотренной на соответствующий расчетный период (январь), на общую сумму 70 528 тенге. Просит взыскать с ответчика указанную сумму и возврат госпошлины.
В судебном заседании установлено, что фактическое потребление филиалом АО «Темиржол жондеу» - «ПМС Актобе» электрической энергии за январь 2008 года составило 48 622 кВт/ч, превышение от договорной величины составило 14 602 кВт/ч. Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались, напротив, подтверждались пояснениями представителя ответчика.
Из условий п. 6.4 договора усматривается, что в случае несанкционированного превышения потребителем договорных величин потребления более пяти процентов за расчетный период ЭСО имеет право начислять и взыскивать с потребителя, кроме оплаты за фактический объем потребления электрической энергии, неустойку в размере 50 процентов от стоимости сверхдоговорного объема электрической энергии.
Анализируя представленные доказательства, принимая во внимание условия договора, наличие превышения потребления электрической энергии от договорной величины, которое составило 14 602 кВт/ч, тариф 9,66 с учетом НДС, который никем не оспорен, суд вынес решение об удовлетворении исковых требований ТОО «Актобеэнергоснаб», и с ответчика взыскана неустойка в размере 70 528 тенге.
Любое нарушение условия о количестве неизбежно влечет изменение качества. Таким образом, подача энергоснабжающей организацией меньшего, нежели согласованное сторонами, количества энергии означает либо перерыв в подаче, либо ухудшение качества энергии. Соответствующим образом определяются и последствия такого нарушения.
Качество подаваемой энергоснабжающей организацией энергии должно соответствовать требованиям, установленным национальными стандартами и иными нормативными документами по стандартизации или предусмотренным договором.
Форма и порядок заключения договора различаются в зависимости от личности абонента и целей использования товара. Так, договор на энергоснабжение юридических лиц или граждан-предпринимателей всегда заключается в письменной форме. Если же абонентом выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента к присоединенной сети в установленном порядке.