Исключить коррупциогенные факторы (Р. Камел, начальник отдела прокуратуры г. Атырау, магистрант Академии Генеральной прокуратуры РФ)
Исключить коррупциогенные факторы
Рамазан Камел,
начальник отдела прокуратуры г. Атырау,
магистрант Академии Генеральной прокуратуры РФ
Противодействие коррупции является одним из основных направлений государственной политики и приоритетной задачей органов прокуратуры как в Республике Казахстан, так и в других странах постсоветского пространства.
Прокуратуре отводится центральное место в реализации антикоррупционного законодательства и обеспечении его неукоснительного соблюдения. Анализ деятельности надзорных ведомств различных государств в сфере противодействия коррупции имеет важное значение для повышения эффективности данной деятельности и обмена положительным опытом. Учитывая тесное взаимодействие правоохранительных органов Республики Казахстан и Российской Федерации, следует отдельно остановиться на деятельности органов прокуратуры наших стран в сфере борьбы с коррупцией.
К примеру, в Российской Федерации органы прокуратуры осуществляют свою антикоррупционную деятельность на основании Конституции, Федерального закона от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации», Федерального закона от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции», иных федеральных законов и утверждаемого Президентом РФ Национального плана противодействия коррупции.
В соответствии со ст. 36 Конвенции ООН против коррупции в 2007 году в составе Генеральной прокуратуры РФ образовано управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Таким образом, в структуре органов прокуратуры России действует отдельное подразделение, работа которого непосредственно сосредоточена в определенной сфере надзора.
Аналогичные специализированные подразделения по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции созданы на уровне субъектов Российской Федерации.
Такое построение призвано обеспечить самостоятельную централизованную структуру в рамках единой прокуратуры РФ, призванную обеспечить комплексный подход к противодействию коррупции и устойчивую к возможному давлению извне со стороны представителей любых ветвей власти.
Основными функциями специализированных подразделений органов прокуратуры по противодействию коррупции являются:
- мониторинг и анализ исполнения законодательства о противодействии коррупции и выработка предложений по его совершенствованию;
- выявление коррупционных проявлений в деятельности различных государственных органов и органов местного самоуправления и проведение по ним соответствующих проверок;
- возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования, в том числе в отношении юридических лиц, по фактам коррупционных правонарушений;
- участие в рассмотрении дел судами, обжалование решений, приговоров, определений и постановлений судов;
- оценка нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц на коррупциогенность (антикоррупционная экспертиза);
- осуществление надзора за соблюдением уголовно-процессуального законодательства в процессе расследования уголовных дел о фактах коррупции;
- поддержание государственного обвинения по уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности;
- координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией;
- участие в международном сотрудничестве с антикоррупционными структурами других стран и международными организациями.
Среди вышеуказанных функций хотелось бы отметить проведение прокурорами антикоррупционной экспертизы.
Согласно сведениям Генеральной прокуратуры РФ, только в первом полугодии 2016 года изучено свыше 500 тыс. нормативных правовых актов, из которых 33,5 тыс. содержали коррупциогенные факторы. Эти цифры значительно превышают показатели аналогичного периода прошлого года. При этом свыше 90 процентов нормативных правовых актов, в которых были выявлены коррупциогенные факторы, одновременно противоречили действующему законодательству.
Для устранения указанных нарушений прокуроры внесли 2,3 тыс. требований, принесли более 30 тыс. протестов, направили 129 исковых заявлений в суды, внесли 852 представления, направили 185 информаций.
После вмешательства прокуратуры коррупциогенные факторы исключены уже из 25,6 тыс. нормативных правовых актов. Это свидетельствует о высокой эффективности принимаемых прокурорами мер.
Зачастую наличие коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах муниципального уровня связано с несвоевременным внесением изменений, что влечет коллизию правовых норм. Так, органы прокуратуры Ростовской области при проведении мониторинга изменений действующего законодательства установили, что постановления семи муниципальных образований, определяющие порядок исполнения функции по осуществлению муниципального земельного контроля, не были приведены в соответствие с действующим законодательством.
В свою очередь, в структуре органов прокуратуры Республики Казахстан не имеется отдельного подразделения, которое осуществляет надзор за законодательством о противодействии коррупции. В борьбе с коррупцией задействованы все без исключения прокуроры.
Между тем согласно пп. 2 п. 2 Инструкции по организации прокурорского надзора за применением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в социально-экономической сфере, утвержденной приказом Генерального прокурора РК от 2 сентября 2014 года № 85, одним из приоритетов в сфере надзора за применением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина следует считать обеспечение надзора за точным и единообразным применением законодательства, направленного на обеспечение национальной безопасности, борьбу с коррупцией.
Вышеуказанное обстоятельство подтверждается эффективными проверками и конкретными результатами. К примеру, органами прокуратуры Атырауской области за истекший период проведено 22 проверки по вопросам применения законодательства о борьбе с коррупцией, выявлено 117 нарушений, удовлетворено 23 протеста, рассмотрено 18 представлений, 24 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности, начато восемь досудебных расследований, два уголовных дела направлено в суд, два лица осуждены.
Дисциплинарным советом Департамента Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции по области рассмотрено 12 представлений органов прокуратуры, приняты решения о привлечении 18 должностных лиц к дисциплинарной ответственности.
Наряду с этим по результатам проведенного анализа выявлено незаконное назначение на государственные должности двух лиц, ранее совершивших коррупционные преступления. В частности, ранее совершивший коррупционное преступление С. распоряжением акима города принят на должность руководителя городского отдела жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог.
Учитывая нарушение пп. 6-2 п. 4 ст. 10 Закона РК «О государственной службе», мерами прокурорского реагирования указанные должностные лица освобождены от занимаемых должностей.
22 апреля 2009 года Президентом РК принят Указ «О дополнительных мерах по усилению борьбы с преступностью и коррупцией и дальнейшему совершенствованию правоохранительной деятельности в Республике Казахстан».
Согласно данному Указу в целях усиления противодействия преступности и коррупции, дальнейшего совершенствования правоохранительной деятельности приоритетными направлениями деятельности правоохранительных органов определены борьба с коррупцией и защита конституционных прав и свобод граждан от преступных посягательств с обеспечением неотвратимости реакции государства на любые правонарушения и привлечением виновных к установленной законом ответственности. При этом конкретно определены роли, функции и участки работы каждого государственного органа.
Таким образом, следует сделать вывод, что системы противодействия коррупции, созданные в Казахстане и России, - это комплекс мер, направленных на обеспечение эффективной борьбы с коррупцией.