Гарантии правовой защиты (Нуриля Сатыбалдина, судья Актюбинского областного суда)
Гарантии правовой защиты
Нуриля Сатыбалдина,
судья Актюбинского
областного суда
В рамках реализации 22-го шага Плана нации с января 2016 года в ведение следственных судей дополнительно передано санкционирование четырех процессуальных действий: выемки, обыска, личного обыска, осмотра. Таким образом, круг полномочий следственных судей расширен, что говорит об эффективности данного института.
Глава государства Нурсултан Назарбаев в Плане нации «100 конкретных шагов - современное государство для всех» указал на необходимость обеспечения баланса между обвинением и защитой в судах за счет поэтапной передачи следственному судье полномочий по санкционированию всех следственных действий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина.
В феврале 2007 года Главой государства в Послании народу Казахстана было выражено решение о передаче суду полномочий по санкционированию ареста, и с принятием Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам применения мер пресечения в виде ареста, домашнего ареста», введенного в действие с 30 августа 2008 года, впервые в Казахстане санкционирование ареста было передано судам.
Право человека и гражданина на свободу и личную неприкосновенность имеет первостепенное значение, а их соблюдение и уважение являются одной из главных задач правового государства.
Введение института следственного судьи свидетельствует о развитии правовой политики Казахстана в соответствии с международными стандартами в области прав человека.
Институт следственных судей существует во Франции, Бельгии, Испании, Нидерландах, Швейцарии, Германии и других странах. При этом в большинстве западноевропейских стран следственный судья является, скорее, судебным следователем, нежели судьей, поскольку самостоятельно определяет ход предварительного следствия и по своей инициативе может собирать доказательства.
Так, к примеру, во Франции прокурор возбуждает уголовное дело, но затем не имеет возможности влиять на ход расследования, поскольку предварительное расследование ведет следственный судья. Следственный судья собирает доказательства путем совершения следственных действий, предъявляет обвинение, проводит ознакомление с материалами дела, осуществляет судебный контроль, прекращает и направляет дело в суд.
В Германии существует концепция «полицейского дознания» под контролем следственного судьи, в Итальянской Республике возможно проведение предварительного расследования путем закрепления тех или иных процессуальных доказательств судьями различных муниципалитетов.
При этом в Италии расследование проводят следственные судьи, во Франции - судебные следователи, в Германии же следственный судья фактически санкционирует важнейшие решения, ограничивающие права граждан в рамках дознания, производимого полицией. В Латвии функции следственного судьи направлены именно на обеспечение конституционных прав и свобод личности в уголовном процессе, а не на собирание доказательств и подготовку следственных материалов для суда.
Таким образом, в законодательстве многих стран, включая и страны СНГ, санкционирование действий или принятие решения по вопросам, существенно затрагивающим права и свободы человека, всецело передано в компетенцию следственного судьи.
В Казахстане введение института следственного судьи относится к одному из этапов последовательного развития уголовного судопроизводства.
Статус следственного судьи определен на законодательном уровне, и согласно ч. 3 ст. 54 УПК следственным судьей является судья суда первой инстанции, к полномочиям которого относится осуществление в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, судебного контроля над соблюдением прав, свобод и законных интересов лиц в уголовном судопроизводстве, назначаемый из числа судей председателем этого суда, с правом его переназначения.
Следственный судья осуществляет свои полномочия в соответствии с положениями УПК РК (ст. 55), его задача состоит в осуществлении судебного контроля без принятия на себя функции уголовного преследования.
Согласно определенному уголовно-процессуальным законом кругу процессуальных полномочий следственный судья осуществляет функцию судебного контроля на досудебных стадиях, т.е. проведение следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан, а также разрешает жалобы на решения и действия, влияющие на дальнейшее движение дела.
Согласно ч. 4 ст. 56 УПК следственный судья не должен предрешать вопросы, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут быть предметом судебного рассмотрения при разрешении дела по существу, давать указания о направлении расследования и проведении следственных действий, совершать действия и принимать решения вместо лиц, осуществляющих досудебное производство, и надзирающего прокурора, а также суда, рассматривающего дело по существу. Следственный судья не предрешает вопросы доказанности или виновности.
В дальнейшем, чтобы исключить сомнения в его объективности и беспристрастности, согласно положениям УПК следственный судья не может рассматривать уголовное дело по существу и принимать по нему процессуальное решение.
Судебный порядок осуществления контроля при досудебном производстве способствует более эффективной защите прав и свобод граждан, поскольку суд, являясь органом, отделенным от обвинения и защиты, способен обеспечить защиту прав и свобод граждан.
Это может обеспечить и состязательность, и устранение обвинительного уклона, и объективность при применении меры пресечения, рассмотрении жалоб и ходатайств стороны защиты в ходе досудебного производства.
Следственный судья вправе поручить прокурору проведение проверки доводов заявления подозреваемого о применении недозволенных методов ведения следствия (дознания), соблюдения прав участников процесса, в случае выявления допущенных нарушений закона следственный судья вправе поставить вопрос о привлечении виновных лиц к соответствующей ответственности вынесением частного постановления.
Таким образом, следственные судьи призваны обеспечивать равенство возможностей сторон процесса, судебную защиту конституционных прав личности, защиту от необоснованного обвинения и осуждения, от незаконного ограничения прав и свобод человека и гражданина, начиная с досудебной стадии уголовного дела.
В рамках реализации 22-го шага Плана нации с января 2016 года в ведение следственных судей передано дополнительно санкционирование еще четырех процессуальных действий. Таким образом, круг полномочий следственных судей расширился, что доказывает жизненность института следственного судьи.
Если обратиться к статистическим данным, то за девять месяцев 2016 года в Актюбинской области на рассмотрение следственных судей в порядке ст. 55 УПК поступило более 1676 материалов, из них ходатайств о санкционировании меры пресечения в виде содержания под стражей - 407, выемки - 458, обыска - 105, личного обыска - 51, наложения ареста на имущество - 78, объявления международного розыска - 29.
Расширение полномочий следственных судей способствует укреплению гарантий защиты прав граждан в уголовном судопроизводстве, выявлению и устранению нарушений на более ранних этапах производства по делу.
В этой связи, чтобы в полной мере защитить права и свободы лиц, участвующих в уголовном процессе, полагаю необходимым передать следственному судье право санкционирования всех действий и решений, принимаемых при производстве по уголовному делу, тем самым обеспечивая поэтапное расширение судебного контроля над досудебным производством, как отмечено в Концепции правовой политики РК на период с 2010 до 2020 года.