К максимальной открытости и прозрачности (Жанна Бакирова, судья Алматинского районного суда г. Астаны)
К максимальной открытости и прозрачности
Жанна Бакирова,
судья Алматинского
районного суда г. Астаны
Реализация масштабного Плана нации «100 конкретных шагов», объявленного Президентом страны, невозможна без укрепления правовых институтов государства, совершенствования и дальнейшего развития механизма защиты конституционных прав и свобод граждан.
Особая роль в этом механизме принадлежит судебной системе страны как одной из главных составляющих основ государства.
Обеспечение принципа независимости судебной власти, ее самостоятельности и подчинения только Конституции и закону обеспечили формирование в Казахстане высокопрофессионального правосудия. Ежегодно суды рассматривают около миллиона обращений граждан и юридических лиц о защите своих прав и законных интересов. Систематически проводимые социологические опросы населения показывают, что более 80 процентов респондентов доверяют судебной системе и убеждены в справедливости рассмотрения их дел.
Председатель Верховного Суда РК К. Мами отметил: «Перенимая лучшие вековые традиции суда и внедряя прогрессивный мировой опыт, мы поэтапно движемся к созданию системы правосудия, отвечающей потребностям современного правового государства. Она будет соответствовать мировым стандартам. Уже сегодня международные эксперты высоко оценивают нашу судебную систему - ее реформа заметно отличает нас от стран всего постсоветского пространства».
Основным вектором развития судебной системы Казахстана являются дальнейшая специализация судов, укрепление статуса и повышение ответственности судей, совершенствование процедуры отбора кандидатов в судьи, а также упрощение процесса отправления правосудия, избавление его от излишних бюрократических процедур, повышение авторитета судебной власти, доверия к ней со стороны общества.
Одним из основных направлений повышения качества отправления правосудия является совершенствование законодательной основы деятельности судебной системы. Принятие нового Гражданского процессуального кодекса стало важным этапом судебно-правовой реформы в Республике Казахстан.
ГПК предусматривает достаточное количество новых норм, позволяющих существенно упростить и ускорить гражданское судопроизводство, значительно повысить качество отправления правосудия. Например, переход от пятизвенной к трехзвенной судебной системе, рассмотрение дел в суде апелляционной инстанции коллегиальным составом суда в нечетном количестве (не менее трех) судей. Также расширена категория дел, которые могут рассматриваться в упрощенном порядке, а такое решение может быть отменено по заявлению ответчика. Установлена подсудность инвестиционных споров, по общему правилу такие споры подсудны суду г. Астаны, а споры с участием крупного инвестора - Верховному Суду, который рассматривает такие споры по правилам суда первой инстанции. Теперь все доказательства по делу необходимо предоставить суду на стадии подготовки дела к судебному разбирательству. Ввиду повышения значимости стадии подготовки дела к судебному разбирательству увеличены сроки ее проведения с семи до 15 рабочих дней со дня принятия искового заявления в производство суда, с возможностью продления этого срока в исключительных случаях дополнительно сроком на один месяц. Более четко регламентированы действия судьи и других участников процесса после принятия судом искового заявления. Закреплено право адвоката запрашивать справки и иные документы от государственных органов.
Существенно расширены возможности урегулирования спора по примирению сторон, начиная с обязательности таких действий на стадии подготовки дела и в последующем на всех стадиях судопроизводства. Также введены различные виды примирительных процедур (примирение, медиация и иные способы), возможность обращения за разрешением спора в арбитраж, подробное урегулирование порядка заключения и исполнения мирового соглашения.
Сокращено участие прокурора в гражданском судопроизводстве. Четко регламентирован порядок извещения, а также когда извещение стороны считается произведенным надлежащим образом. Введен порог, при котором дело не подлежит пересмотру в кассационном порядке в Верховном Суде. Кроме того, законодательно ужесточены квалификационные требования и механизм отбора кандидатов в судьи. Введена обязательная норма - пять лет стажа участия в судебных процессах. Внедрена система ситуационных тестов для проверки профессиональных навыков и умений. Кандидаты в судьи будут проходить годичную стажировку в судах с выплатой стипендии, а после ее завершения им предстоит годичный испытательный срок. Кроме того, устранена несогласованность отдельных положений действующего законодательства.
В целях повышения эффективности правосудия и формирования единообразной судебной практики Верховным Судом создан Единый классификатор, в котором представлены обобщения и справочные материалы по отдельным категориям судебных дел, Банк судебных актов, форум «Талдау», посредством которого обеспечивается обмен мнениями и информацией о судебной практике. Обобщения судебной практики, проведенные областными и приравненными к ним судами, размещаются на интернет-портале Верховного Суда.
В целях продолжения работы по обеспечению максимальной открытости и доступности судебной информации для общественности на веб-сайте Верховного Суда размещаются судебные акты. Доля судебных актов, размещенных на сайте Верховного Суда, за исключением дел, рассмотренных в закрытых заседаниях, составляющих государственную тайну, составляет 100 процентов.
Электронный архив состоит из более чем 110 тыс. судебных актов и станет одной из составляющих единой автоматизированной информационно-аналитической системы судебных органов.
Соблюдению принципа максимальной открытости и прозрачности судебного процесса способствуют меры по повсеместному установлению в судах электронного распределения дел, внедрению электронного делопроизводства, непрерывной аудиовидеозаписи всех судебных процессов.
Внедрение информационных технологий в судопроизводство по поручению Председателя Верховного Суда бесспорно демонстрирует свою эффективность. В текущем году в первом полугодии в суды республики только посредством сервиса «Судебный кабинет» поступило более 267 тыс. документов, или фактически 73 процента от всех исковых заявлений.
Основная цель всех принимаемых мер - повышение уровня доверия, обеспечение качественного и своевременного отправления правосудия.
В канун 25-летия Независимости нашей страны можно уверенно утверждать, что меры, принятые по реформированию судебной системы, подняли на новый уровень судебную защиту конституционных прав и свобод граждан и качественно улучшили имидж судебной системы Казахстана.