«Государственные закупки» (Сембин М.М., судья специализированного межрайонного экономического суда города Астаны)
«Государственные закупки»
Как известно, 4 декабря 2015 года принят новый закон РК «О государственных закупках», который введён в действие с 1 января 2016 года.
К этому времени судами наработана солидная практика рассмотрения гражданских дел, а Верховным Судом принято соответствующее нормативное постановление, что в совокупности положительно отразилось на качестве рассмотрения дел данной категории.
Анализ также показал, что суды в основном правильно применяют нормы законодательства о госзакупках.
Законом сохранено наличие тридцати дневного срока для обращения заказчика в суд с требованием о признании недобросовестным поставщиком.
Но установлены сокращенные сроки рассмотрения дела об оспаривании решений, заключений, предписаний уполномоченного органа по итогам проверки проведения государственных закупок, которые рассматриваются и разрешаются в течение десяти рабочих дней со дня окончания подготовки дела к судебному разбирательству. Также по этой категории установлен сокращённый срок апелляционного обжалования (10 рабочих дней).
Одной из новелл закона о госзакупках стало то, что теперь суды по основаниям уклонения от заключения договора не рассматривают иски, а это является прерогативой уполномоченного органа.
Согласно новому закону, в случае наличия жалобы на итоги закупок заключение договора приостанавливается до рассмотрения жалобы, а потенциальные поставщики уклонившиеся от заключения договора, в автоматическом режиме веб-порталом включаются в реестр недобросовестных поставщиков.
Судами же рассматриваются иски в отношении:
· поставщиков, с которыми заказчики в одностороннем порядке расторгли договоры о государственных закупках, в ходе исполнения которых установлено, что поставщик не соответствует квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации (аукционной документации) или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем конкурса (аукциона), по результатам которой заключен такой договор;
· поставщиков, не исполнивших либо ненадлежащим образом исполнивших свои обязательства по заключенным с ними договорам о государственных закупках.
Вместе с тем, в начале действия нового закона возникла следующая спорная ситуация.
Как было указано выше, новый Закон введён в действие с 1 января 2016 года.
Согласно п.2 ст. 52 Закона действовавший ранее Закон Республики Казахстан «О государственных закупках» от 21 июля 2007 года признан утратившим силу.
Одной из особенностей нового Закона является то, что реестр недобросовестных участников государственных закупок формируется не только на основании решения суда, но и в предусмотренных законом случаях на основании решения уполномоченного органа.
В соответствии с п.5 ст.12 Закона реестр недобросовестных участников государственных закупок, предусмотренных подпунктом 2) части первой пункта 4 настоящей статьи, формируется на основании решения уполномоченного органа о признании потенциальных поставщиков недобросовестными участниками государственных закупок.
Таким образом, нормы нового закона определяют, что в случаях уклонения потенциальных поставщиков, определённых победителями конкурса, но уклонившихся от заключения договора о государственных закупках, то решение о признании такого потенциального поставщика недобросовестным участником государственных закупок принимается уполномоченным органом.
Поскольку, Закон не содержит переходных положений, поэтому у правоприменителей возникают затруднения в части применения норм нового закона во времени.
В частности, в конце прошлого года в суд поступило ряд исков организаторов конкурса о признании потенциальных поставщиков недобросовестными участниками государственных закупок.
Основание иска - уклонение потенциального поставщика, определённого победителем конкурса от заключения договора о государственных закупках.
В силу наличия организационных моментов связанных с формированием итоговой статистической информации о деятельности судебных органов данные иски зарегистрированы датой обращения в суд (третья декада 2015года), но гражданские дела возбуждены в 2016 году и соответственно учитываются, как дела, поступившие текущем году.
В силу требований п.5 ст. 12 Закона иски о признании потенциальных поставщиков недобросовестными участниками государственных закупок по основанию уклонения от заключения договора не подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Согласно п.7 ст. 12 Закона в судебном порядке может быть обжаловано только решение уполномоченного органа о внесении в реестр недобросовестных поставщиков.
Суть проблемы заключается в том, что в настоящее время при рассмотрении названной категории исков поступивших в суд до окончания 2015 года действуют нормы нового Закона, которые не предусматривают разрешения дела в порядке гражданского судопроизводства и производство подлежит прекращению в порядке п.п.1 ст. 277 ГПК.
Следует отметить, что правоотношения возникли раньше вступления в законную силу нового Закона, но при этом на момент рассмотрения гражданского дела суд не вправе руководствоваться нормами прежнего законно, поскольку он с 1 января 2016 года утратил юридическую силу.
Полагаем правильной позицию, что поступившие в 2015 году иски о признании потенциальных поставщиков недобросовестными участниками государственных закупок по основанию уклонения от заключения договора, по которым процедуры государственных закупок осуществлены по нормам прежнего закона, подлежат рассмотрению по нормам Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» от 21 июля 2007 года, несмотря на то, что на дату принятия судебных актов нормы названного закона утратили силу.
Сембин М.М.
Судья специализированного межрайонного
экономического суда города Астаны