О Региональном соглашении (Константин Дербышев, старший юрист юридической фирмы ETERNA LAW)
О Региональном соглашении
Константин Дербышев,
старший юрист юридической фирмы ETERNA LAW
В апреле 2015 г. вступило в силу Региональное соглашение, заключенное между акиматом города Алматы, Алматинским союзом профсоюзов и Палатой предпринимателей города Алматы на 2015-2017 годы (далее - «Региональное соглашение»), которое в соответствии с волеизъявлением сторон является основным документом социального партнерства, определяющим содержание и обязательства сторон по установлению условий труда, занятости и социальных гарантий для работников наемного труда на региональном уровне, т.е. в данном конкретном случае на уровне г. Алматы.
На первый взгляд, может показаться, что Региональное соглашение не имеет никакого отношения к бизнес структурам, действующим на территории г. Алматы - ведь сторонами соглашения являются определенные в нем лица, и соответственно права и обязанности по данному Региональному соглашению должны возникать только у этих конкретных лиц. Таким образом, логичными могут показаться рассуждения, вроде: «Мы ничего не подписывали и, соответственно, не должны нести ответственность за решения лиц, их принимавших». Именно такие восклицания зачастую можно услышать от представителей компаний, которым сообщают о необходимости выполнять условия Регионального соглашения.
Однако, это уже не первый случай, когда члены бизнес сообщества не только г. Алматы, но и республики в целом, проснувшись утром находят себя среди членов какой-либо организации с обязательными членскими взносами. При этом, на сей раз, соответствующие структуры даже не потрудились надлежащим образом уведомить предпринимателей о вступлении Регионального соглашения в силу, не забыв установить значительную административную санкцию - на нашей практике, только одна из десяти компаний была осведомлена о существовании Регионального соглашения, узнав об этом совершенно случайно лишь по истечении года. Учитывая этот факт, мы были удивлены, не обнаружив в общем доступе ни одного судебного прецедента, ни одного факта вынесения постановления об административном правонарушении, тогда как за невыполнение положений соглашения может быть применена достаточно существенная административная санкция в виде штрафа в размере 400 МРП, что составляет 848 400 тенге на момент написания настоящей статьи.
Погружаясь в данную проблему, невольно сталкиваешься с двумя извечными вопросами: «Кто виноват?» и «Что делать?». Определением виновных лиц в нашей стране занимаются соответствующие компетентные органы, мы же в настоящей статье попытаемся порассуждать на тему того, что нужно делать предпринимателям, дабы избежать существенных потерь в виде штрафов, которые могут быть начислены по результатам проверки. Для этого рассмотрим правовую базу данного вопроса.
Согласно пп.1 п.2 ст. 23 Трудового кодекса работодатель обязан соблюдать требования трудового законодательства Республики Казахстан, соглашений, коллективного, трудового договоров, изданных им актов. При этом, Трудовым кодексом соглашение генеральное, отраслевое, региональное определяется как правовой акт в форме письменного соглашения, заключаемого между сторонами социального партнерства, определяющий содержание и обязательства сторон по установлению условий труда, занятости и социальных гарантий для работников на республиканском, отраслевом и региональном уровнях.
Согласно ст.154 Трудового кодекса действие регионального соглашения распространяется на местные исполнительные органы, работодателей, работников и их представителей соответствующей административно-территориальной единицы. Кроме того, действие соглашений также распространяется на организации, зарегистрированные на территории Республики Казахстан, собственниками имущества, учредителями (участниками) или акционерами которых являются иностранные граждане или иностранные юридические лица либо юридические лица с иностранным участием, а также филиалы и представительства иностранных юридических лиц.
Согласно п.5 ст.148 Трудового кодекса полномочными представителями работодателей на региональном уровне являются представители региональных палат. Таким образом, для целей реализации Регионального соглашения Палата предпринимателей г. Алматы является представителем всех работодателей, зарегистрированных и действующих на территории г. Алматы, включая некоммерческие организации и представительства иностранных юридических лиц.
Полагаем, что именно отсюда и следует заключение о том, что Палата предпринимателей г. Алматы (далее - «Палата») является представителем всех работодателей, зарегистрированных на территории г. Алматы, которым в этой связи следует исполнять обязательства (за некоторым исключением), возложенные на Палату в соответствии с Региональным соглашением (т.е. обязательства Палаты равно обязательства работодателей), включая следующее:
•Работодателям, привлекающим иностранную рабочую силу, шире практиковать подготовку, переподготовку и повышение квалификации казахстанских специалистов с обязательной последующей заменой ими иностранных работников. При приеме на работу при прочих равных условиях отдавать предпочтение отечественным специалистам (п.19 Регионального соглашения).
•Предоставлять рабочие места для производственной практики и стажировки студентам и выпускникам высших и средних учебных заведений (п. 20 Регионального соглашения).
•Предусматривать в коллективных договорах положения по сохранению рабочих мест и созданию достойных условий труда работникам старше 50 лет (п. 22 Регионального соглашения).
•Создавать представителям работников необходимые условия для их свободной деятельности на предприятиях и в организациях в соответствии с конвенциями МОТ № 87 «О свободе ассоциаций и защите права на организацию» и № 135 «О защите прав представителей трудящихся на предприятиях и предоставляемых им возможностях» (п.45 Регионального соглашения).
•Регистрировать в установленном порядке в управлении государственной инспекции труда и миграции города Алматы коллективные договоры, заключенные на предприятиях и в организациях независимо от их форм собственности и ведомственной подчиненности (п.46 Регионального соглашения).
•В целях устойчивого развития предприятий участвовать в акциях социальной направленности, обеспечивая работникам достойные условия труда и его оплаты (п.48 Регионального соглашения).
•Предоставлять работникам свободное время с сохранением средней заработной платы для возможности проведения скрининговых обследований в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) (п. 49 Регионального соглашения).
•Включить в коллективные и трудовые договоры условия об оплате отпуска по беременности и родам, усыновившим (удочерившим) новорожденного ребенка (детей), с сохранением средней заработной платы, за вычетом суммы социальной выплаты на случай потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей), осуществленной в соответствии с законодательством Республики Казахстан об обязательном социальном страховании (п.51 Регионального соглашения).
•Предоставлять информацию акимату и Профсоюзу: 1) о предстоящем высвобождении работников в связи с сокращением численности или штата, количестве и категориях работников, которых оно может коснуться, с указанием должностей и профессий, специальностей, квалификации и размера оплаты труда, высвобождаемых работников и сроках, в течение которых они будут высвобождаться, не менее чем за два месяца до начала высвобождения; 2) о предстоящем изменении условий труда в части перехода работников на режим неполного рабочего времени в связи с изменением в организации производства, в том числе при реорганизации, и (или) сокращением объема работ у работодателя не менее чем за один месяц; 3) о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) в течение трех рабочих дней со дня их появления (п.54 Регионального соглашения).
•В целях недопущения сокращения работников принимать меры по созданию временных рабочих мест, подготовки и предварительной переподготовке, повышению квалификации работников. (п. 56 Регионального соглашения).
Особое внимание хотелось бы обратить на два момента, суть которых описана ниже:
1) Региональное соглашение предусматривает обязанность заключения коллективных договоров (п.93 Регионального соглашения), что, в частности, продиктовано общереспубликанской акцией «Заключите коллективный договор!», провозглашенной Президентом РК Назарбаевым Н. А. в городе Джезказгане.
Таким образом, одной из мер, направленных на минимизацию рисков, на наш взгляд, является заключение коллективного договора с представителем работников с последующей его регистрацией в уполномоченном органе. При этом, необходимо строго соблюдать установленные кодексом процедуры в части согласования и заключения коллективного договора.
2) п. 51 Регионального соглашения предусматривает обязанность работодателей включить в коллективные и трудовые договоры условия об оплате отпуска по беременности и родам, усыновившим (удочерившим) новорожденного ребенка (детей), с сохранением средней заработной платы, за вычетом суммы социальной выплаты на случай потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей), осуществленной в соответствии с законодательством Республики Казахстан об обязательном социальном страховании.
Следует отметить, что вопрос реализации именно этого пункта Регионального соглашения стоит наиболее остро, поскольку затрагивает интересы беременных женщин. На наш взгляд, решением этого вопроса может стать заключение дополнительных соглашений к трудовым договорам, действие которых распространяется на правоотношения, возникшие в прошлом, и осуществление причитающихся выплат. Условный расчет суммы, подлежащей выплате работодателем, при гипотетической среднемесячной заработной плате в размере 500 000 тенге выглядит так:
•500 000*4,2-ОПВ=1 890 000 тг, где 4.2 - коэффициент, полученный в результате деления 126 (дни отпуска по беременности и родам) на 30 календарных дней;
•ГЦВП рассчитывает сумму пособия исходя из наивысшего порогового значения 10 МЗП, таким образом 228 590 (10 МЗП) *4.2-ОПВ = 864 070 тенге - сумма, выплачиваемая ГЦВП без учета положений Регионального соглашения;
•Сумма, подлежащая уплате после включения в трудовые договоры п. 51 Регионального соглашения, равна 1 890 000 - 864 070 = 1 025 929 тенге.
При этом, отмечаем, что на настоящий момент нам известно о двух фактах обращения работника (женщины, находящейся в отпуске по уходу за ребенком) в судебные органы с требованием включить положение, предусмотренное п. 51 Регионального соглашения, с последующей выплатой. Вопрос находится на стадии рассмотрения.
Исходя из вышеуказанного, обоснование позиции государственных органов в отношении применения Регионального соглашения основано на следующих тезисах:
1. Согласно п.2 ст.8 Трудового кодекса действие Кодекса распространяется на работников и работодателей, расположенных на территории Республики Казахстан, в том числе филиалы и (или) представительства иностранных юридических лиц.
2. Согласно пп.1 п.2 ст. 23 Трудового кодекса работодатель обязан соблюдать требования трудового законодательства Республики Казахстан, соглашений, коллективного, трудового договоров, изданных им актов. Рассматриваемое Региональное соглашение подпадает под определение соглашений.
3. Согласно п.5 ст.148 Трудового кодекса полномочными представителями работодателей на региональном уровне являются представители региональных палат. Таким образом, для целей реализации Регионального соглашения Палата предпринимателей г. Алматы является представителем всех работодателей, действующих на территории г. Алматы.
Кроме того, данная позиция подтверждена соответствующими письмами от уполномоченных органов, которые, хотя и не имеют юридической силы, предоставляют возможность ясно понимать, какой подход избран уполномоченными органами к решению рассматриваемого выше вопроса. Из всего этого следует один вывод - выполнение Регионального соглашения распространяется на всех работодателей, зарегистрированных на территории г. Алматы.