Исключить противоречия и коллизии (С. Бакулин, гл. эксперт юридической группы Комитета УИС МВД РК)
Исключить противоречия и коллизии
С. Бакулин,
гл. эксперт юридической
группы Комитета УИС МВД РК
Совершенствование уголовно-исполнительного законодательства республики является важным аспектом работы Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел.
В этих целях за последние годы разработан и принят ряд нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность уголовно-исполнительной системы. Так, в 2015 году введен в действие Уголовно-исполнительный кодекс в новой редакции, который за это время доказал свою эффективность. Об этом свидетельствуют основные показатели, такие, как сокращение совершения повторных преступлений условно осужденными, численности лиц, содержащихся в учреждениях УИС и т. д.
В связи с сокращением численности осужденных к лишению свободы за последние два года в стране оптимизирован ряд учреждений. Это позволило улучшить материально-бытовое обеспечение. Увеличена квадратура норм жилой площади в расчете на одного осужденного в учреждениях.
Для реализации нового уголовно-исполнительного законодательства в течение 2015 года администрациями учреждений подготовлено и направлено в суд на пересмотр порядка десяти тысяч дел.
Несмотря на вышеуказанные результаты, работа по совершенствованию уголовно-исполнительного законодательства продолжается. В настоящее время разработан проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовно-исполнительного законодательства», который находится на рассмотрении в Мажилисе.
Основной целью законопроекта является приведение действующего законодательства в соответствие с положениями Уголовно-исполнительного кодекса. Законопроект направлен на исключение противоречий и коллизий между законодательными актами, регламентирующими порядок взаимодействия между органами уголовно-исполнительной системы и другими государственными органами, вовлеченными в процесс исполнения наказания. Всего законопроектом вносятся изменения и дополнения в четыре кодекса и 13 законов. Законопроектом предусматриваются поправки в действующее законодательство в части: - досрочного введения в действие норм УК и УИК об уголовном наказании в виде ареста, назначаемого в порядке замены осужденным к штрафу либо привлечению к общественным работам при уклонении от их исполнения (отбывания), а также военнослужащим;
- приведения наименований учреждений уголовно-исполнительной системы в УК в соответствие с УИК;
- возможности изменения судом вида учреждения осужденным к лишению свободы в период отбывания наказания, в случае совершения ими злостного нарушения при наличии третьей отрицательной степени поведения;
- перевода осужденного к лишению свободы в другое учреждение при наличии у него положительной степени поведения, предусматривающего создание правовых условий направления и перевода осужденного в учреждение для отбывания наказания по месту жительства; наличие положительной степени в качестве обязательного условия для перевода, будет являться стимулирующей нормой к правопо-слушному поведению осужденного в период отбывания наказания;
- установления полномочий уполномоченного органа уголовно-исполнительной системы по переводу осужденных в другое учреждение при возникновении чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера;
- расширения компетенции местных исполнительных органов.
Также в целях дальнейшего совершенствования работы разработаны и внесены в Мажилис Парламента законопроекты «О пробации» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам пробации».
С действующими с 2012 года приговорной и постпенитенциарной стадиями вводятся досудебная и пенитенциарная пробация. Досудебная пробация будет заключаться в оказании социально-правовой помощи подозреваемым, обвиняемым и подсудимым, направленной на коррекцию их поведения, предупреждение совершения ими новых уголовных правонарушений.
Предлагаемая пенитенциарная пробация состоит в разработке Службой пробации совместно с администрацией учреждения уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы и реализации индивидуальной программы ресо-циализации, включающей подготовку осужденного к освобождению и постпенитенциарной пробации. Под пенитенциарную пробацию будут подпадать осужденные, отбывающие наказание в виде лишения свободы на определенный срок, которым до окончания отбытия наказания остался один год.
Согласно законопроекту при-говорная и постпенитенциарная пробации заключаются в осуществлении контроля и оказании социально-правовой помощи на стадии условного осуждения и отбывания ограничения свободы, а также в период условно-досрочного освобождения или установленного срока административного надзора (после освобождения из мест лишения свободы).
Помимо этого Комитетом уголовно-исполнительной системы разработана Комплексная стратегия социальной реабилитации граждан, освободившихся из мест лишения свободы и находящихся на учете Службы пробации, которая в данное время находится в стадии утверждения.