Реализуя право на компенсацию (Даурен Жумагулов, начальник Управления по представительству интересов государства в судах Главной военной прокуратуры)
Реализуя право на компенсацию
Даурен Жумагулов,
начальник Управления
по представительству
интересов государства в судах
Главной военной прокуратуры
Обороноспособность была и остается одним из важнейших компонентов национальной безопасности Республики Казахстан. Государство гарантирует военнослужащим преимущественное право на льготы, в том числе и на обеспечение жильем.
По мере увеличения численности Вооруженных сил, других войск и воинских формирований и перехода их на профессиональную основу претерпели изменения нормы законодательства в области прохождения воинской службы, не обойдены стороной и вопросы обеспечения военнослужащих жильем.
Однако, несмотря на то, что Республикой Казахстан принимаются системные меры по социальной защите военнослужащих, жилищный вопрос остается открытым еще для многих семей.
В соответствии с ранее действовавшим Законом «О статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей» от 20 января 1993 года (утратил силу в соответствии с Законом РК от 16 февраля 2012 года) государство гарантировало военнослужащим и членам их семей право на обеспечение жилыми помещениями (квартирами) за счет государства, которые они имели право приватизировать в соответствии с требованиями жилищного законодательства. До обеспечения жилым помещением военнослужащим предоставлялось жилье для временного проживания (служебное жилье или жилые помещения в домах и общежитиях, в том числе расположенных в военных городках).
Однако одной из основных норм старого Закона в сфере жилищных прав военнослужащих являлась норма (ст. 17), которая запрещала увольнение военнослужащих, имеющих выслугу 20 лет и более, в запас без предоставления соответствующего жилья.
До 2012 года (до принятия нового закона) лица, уволенные с воинской службы и имеющие выслугу 20 и более лет, не обеспеченные жильем, подлежащим обращению в собственность, добивались восстановления своих жилищных прав в судебном порядке, в свою очередь, государство исполняло обязательства по мере закупа или строительства жилья.
Принятым 16 февраля 2012 года Законом «О воинской службе и статусе военнослужащих» (вступил в силу 7 марта 2012 года) установлен новый порядок обеспечения военнослужащих жильем, кардинально изменены основания его предоставления, получения жилья в собственность, в том числе предусмотрена выплата компенсации. Военнослужащие, проходящие воинскую службу, Законом разделены на две категории: имевшие выслугу на 1 января 2013 года менее десяти лет и состоявшие на воинской службе на указанный временной период более десяти лет.
Приватизировать безвозмездно
Право приватизации служебного жилья из государственного жилищного фонда возникает у военнослужащего лишь в случае наличия выслуги воинской службы десять и более лет в календарном исчислении на 1 января 2013 года.
Предложенный Законом механизм обеспечения жильем военнослужащих отменил институт приватизации служебного жилья для военнослужащих, состоявших на воинской службе на 1 января 2013 года менее десяти лет, предусмотрев выплату повышенного выходного пособия, гарантируя при выслуге от 20 до 30 календарных лет выплату двадцатимесячного денежного содержания, от 30 и выше - тридцатимесячного денежного содержания, соответственно.
Принятые законодательные изменения, прежде всего, направлены на сохранение ведомственного жилищного фонда в целях своевременного обеспечения жильем вновь поступивших на воинскую службу военнослужащих и членов их семей.
Действующим законодательством отдельная категория военнослужащих наделена правом на получение денежной компенсации взамен права приватизации жилища.
Согласно п. 7 ст. 55 Закона военнослужащие, состоявшие на воинской службе 15 и более лет в календарном исчислении на 1 января 2013 года, имеют право приватизировать служебное жилье безвозмездно после 20 лет воинской службы в календарном исчислении.
По выслуге лет
В случаях, когда служебное жилье не подлежит безвозмездной приватизации, в том числе вследствие его расположения в закрытых и обособленных военных городках, на пограничных заставах и в комендатурах, право безвозмездной приватизации компенсируется стоимостью соответствующего жилища.
Для реализации требований Закона постановлением Правительства от 28 августа 2012 года № 1092 утверждены Правила компенсации права безвозмездной приватизации служебного жилища, которое не подлежит приватизации, в том числе вследствие его расположения в закрытых и обособленных военных городках, пограничных заставах и в комендатурах. Основными требованиями для выплаты компенсации являются наличие служебного жилища, которое не подлежит приватизации; состояние военнослужащего на воинской службе 15 и более лет (календарная система) на 1 января 2013 года и в дальнейшем претендующего на безвозмездную приватизацию жилья при наличии выслуги 20 и более лет (календарная система); отсутствие на праве собственности жилища на территории РК.
Таким образом, военнослужащие, имеющие выслугу на воинской службе более 20 лет и проживающие в ведомственном жилье, не дожидаясь предоставления жилища, подлежащего приватизации, вправе получить денежную компенсацию взамен права приватизации занимаемого служебного жилища и приобрести достойное для проживания жилье, отвечающее всем современным требованиям.
Действующее законодательство в сфере обеспечения военнослужащих и членов их семей жильем претерпело серьезные изменения, прежде всего, направленные на укрепление имиджа воинской службы и профессионального комплектования армии.
Не нарушая требований закона
В ходе реализации положений нового Закона возникли вопросы по его применению, на которые можно ответить с учетом требований действующего законодательства и сложившейся судебной практики.
Одним из проблемных вопросов является выплата денежной компенсации взамен права приватизации служебного жилья, поскольку нарушается право военнослужащего на получение собственного жилья. Судебная практика показывает, что должностными лицами военных учреждений нарушаются требования ст. 55 Закона РК «О воинской службе и статусе военнослужащих» и п. 6 Правил компенсации права безвозмездной приватизации служебного жилища, которое не подлежит приватизации, в том числе вследствие его расположения в закрытых и обособленных военных городках, пограничных заставах и комендатурах, утвержденных постановлением Правительства № 1092 от 28 августа 2012 года.
Нарушения выражаются в бездействии должностных лиц военных ведомств при наличии рапорта военнослужащего по выплате денежной компенсации, отмене состоявшихся приказов о выплате компенсации, непогашению задолженности по вынесенному приказу. В результате проходит время, военнослужащие увольняются с воинской службы, а в дальнейшем им отказывают в выплате по причине утраты связи с воинской службой.
Ответственность - на госоргане
При увольнении с воинской службы право на получение компенсации остается нереализованным по вине военных ведомств, что может повлечь обоснованные заявления в суды о бездействии должностных лиц. В случае удовлетворения подобных заявлений обязанность по устранению нарушений возлагается на госорган. Данную проблему необходимо решать госоргану, по вине которого нарушено право лица.
Во-первых, необходимо знать точное количество военнослужащих, претендующих на получение компенсации (каждый год). Во-вторых, планировать положенные выплаты военнослужащим. В-третьих, принять меры по неукоснительному соблюдению требований Правил № 1092 (сроки рассмотрения рапортов, издания приказов, своевременно подавать заявки на получение денежных средств). В-четвертых, исключить факты увольнения военнослужащих до получения положенных выплат либо в приказе об увольнении предусмотреть обязательства по выплате компенсации. В-пятых, своевременно предоставлять заявки в уполномоченный орган на получение денежных средств. В-шестых, принять своевременные меры по исполнению обязательств и погашению задолженности.
Указанные проблемные вопросы обсуждены в августе т.г. в Главной военной прокуратуре на «круглом столе» на тему: «Проблемы прохождения воинской службы: правовые аспекты и пути их решения». В его работе прияли участие судьи Военного суда РК, должностные лица военных ведомств, военные прокуроры регионов и гарнизонов.
Главная военная прокуратура принимает активное участие в нормотворческой деятельности, в последние годы в рамках совместной работы военными ведомствами дано немало рекомендаций по законодательному урегулированию проблем социального обеспечения военнослужащих, а также выработке единообразной правоприменительной практики для разрешения возникающих споров с участием военнослужащих и органов военного управления.