Альтернативный способ восстановления прав (Н. Арингазинов, зам. руководителя Департамента юстиции г. Астаны)
Альтернативный способ восстановления прав
Н. Арингазинов, зам. руководителя Департамента юстиции г. Астаны
Исполнение судебных актов представляет собой заключительную стадию гражданского судопроизводства и определяет эффективность правосудия. Целью исполнительного производства является обеспечение реального восстановления нарушенных или оспариваемых прав или охраняемых законом интересов.
С целью реализации 27-го шага Плана нации «100 конкретных шагов» 29 октября 2015 года в Закон РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» внесены изменения и дополнения, которые официально вступили в действие с 1 января 2016 года. Во вступивших в силу изменениях отражены нормы, соответствующие передовой международной практике, а также учтены недостатки утратившего силу законодательства.
Институт частных судебных исполнителей можно полноценно рассматривать как альтернативный способ восстановления прав и законных интересов граждан и организаций. К тому же этот институт имеет ряд преимуществ перед государственной системой принудительного исполнения. В их числе мотивация судебного исполнителя на эффективную работу, поскольку его вознаграждение напрямую связано с результатами исполнения исполнительных документов. То есть источником дохода частных судебных исполнителей является определенный процент от возмещения суммы, что обуславливает оперативность и результативность исполнения исполнительного документа, соответственно, плата за оказанную частными судебными исполнителями будет взиматься не за счет взыскателя, а за счет должника в исполнительном производстве. Таким образом, частный судебный исполнитель заинтересован в своевременном исполнении и положительном результате своей работы.
Принятыми изменениями и дополнениями в Законе полномочия частных судебных исполнителей и государственных судебных исполнителей существенно разграничены. Так, в соответствии со ст. 138 Закона частными судебными исполнителями к исполнению принимаются все исполнительные документы в отношении физических и юридических лиц, за исключением исполнительных документов, в которых затронуты интересы государства (взыскании с государства, взыскании с юридического лица, 50 и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству и аффилированным с ним юридическим лицам, взыскании с субъектов естественных монополий или субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке товаров и услуг, взыскании в пользу государства, по которым размер взыскания превышает тысячи МРП, конфискации имущества либо о передаче имущества государству, выселении, вселении, сносах, изъятиях земельных участков и других категорий дел, производимых в интересах государства).
Вместе с тем введено понятие «социально значимая категория дел», к которой отнесены исполнительные документы о взыскании алиментов, заработной платы, пенсий, пособий, возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью. При этом согласно дополнению ст. 103-1 Закона частные судебные исполнители будут оказывать физическим лицам бесплатную гарантированную государством юридическую помощь при неисполнении вышеуказанной категории дел. В 2016 году Департаментом юстиции г. Астаны по 78 исполнительным документам касательно алиментов оказана гарантированная юридическая помощь.
Также в соответствии со ст. 117-1 Закона деятельность частного судебного исполнителя по социально значимой категории дел оплачивается за счет средств республиканского бюджета. Так, 20 сентября 2016 года Департаментом юстиции совместно с Палатой частных судебных исполнителей г. Астаны проведено совещание с участием частных судоисполнителей, где разъяснены требования «Правил оплаты деятельности частных судебных исполнителей, связанной с исполнением исполнительных документов о взыскании алиментов и заработной платы».
Кроме того, обсуждены вопросы по организации работы по популяризации сторон исполнительного производства в связи с вводом в эксплуатацию раздела в Автоматизированной информационной системе органов исполнительного производства, где стороны исполнительного производства посредством интернет-ресурса и ЭЦП могут знакомиться с ходом исполнения документов, а также просматривать все процессуальные материалы исполнительного производства. На сегодняшний день в Астане 138 действующих частных судебных исполнителей, в производстве которых находится 121 881 исполнительный документ на сумму 197,5 млрд тенге.
Учитывая нагрузку на частных судебных исполнителей, п. 1 ст. 156-1 Закона расширены полномочия помощников частного судебного исполнителя. Так, помощники частных судебных исполнителей могут приглашать стороны исполнительного производства, третьих лиц и проводить с ними переговоры по исполнению исполнительных документов, находящихся в производстве частного судебного исполнителя, и в присутствии частного судебного исполнителя входить в помещение и хранилища, занимаемые должником или принадлежащие ему, а также другим лицам при наличии информации о нахождении у них имущества, принадлежащего должнику.
План нации, выдвинутый Главой государства, предусматривает поэтапное сокращение государственных судебных исполнителей с 2016 по 2018 год. Во исполнение плана в 2016 году в Департаменте юстиции г. Астаны сокращено более 20 государственных судебных исполнителей.
Таким образом, внесенные изменения и дополнения в Закон, направлены на совершенствование и оптимизацию исполнительного производства и позволяют значительно снизить нагрузку на государственный аппарат и способствуют дальнейшему развитию института частного исполнения.
Также в г. Астане совместно с руководством Министерства юстиции, Республиканской палаты частных судебных исполнителей, депутатов Мажилиса, Сената состоялась международная конференция: «Законодательное обеспечение исполнения судебных актов. Дальнейшее развитие частных судебных исполнителей» с участием президента Международного союза судебных исполнителей, а также делегаций судебных исполнителей из десяти стран (Франции, Бельгии, Эстонии, Молдовы, Чехии, Черногории, Сербии, России, Болгарии, Беларуси). В ходе конструктивного диалога стороны обсудили дальнейшее плодотворное сотрудничество Казахстана с зарубежной организацией и актуальные проблемы судоисполнения.