Преодолевая ограничения (Д.Амирова)
Преодолевая ограничения
Дина Амирова
Сегодня ни для кого не является новостью, что лица с особыми потребностями нуждаются в самых элементарных вещах. Одной из центральных проблем этих лиц являются часто возникающие сложности в организации инклюзивного обучения в общеобразовательных школах города и села.
Эти сложности связаны с отсутствием коммуникационных путей к беспрепятственному движению инвалидов в общественных местах. Кроме того, у многих лиц с инвалидностью есть проблема правовой грамотности и потому написание обращений в госучреждения представляет для них большую сложность. Председатель Общественного объединения инвалидов «Камкор» Шолпан Букеева в рамках пресс-конференции по результатам проекта по усилению возможностей НПО в южных регионах Казахстана для продвижения реформ по правам человека рассказала о том, как на местах реализуются права детей-инвалидов на инклюзивное образование.
- Представителями ООИ «Камкор» для выяснения проблем с инклюзивным обучением были взяты данные по пяти средним школам г. Есик, где обучаются 6798 учеников, из них 37 (0,5 процента) детей с инвалидностью, - рассказала Ш. Букеева.
Сотрудниками ООИ «Камкор» получены списки детей школ г. Есик и разработаны анкеты для преподавателей и родителей, включающие вопросы о детях-инвалидах, обучающихся в общеобразовательных школах города.
По результатам исследования выявлено, что о своих правах не знают 65 процентов опрошенных, об инклюзивном образовании в РК понятия не имеют 78 процентов. Затем сотрудники НПО совместно с преподавателями посетили опрошенные семьи, провели индивидуальные беседы с родителями о социально-бытовых условиях, существующих проблемах, правах инвалидов, инклюзивном образовании. Выяснилось, что во всех школах г. Есик занятия с детьми с инвалидностью, обучающимися в школе и на дому, проводятся одинаково, не учитывая диагноз и уровень умственного развития ребенка, нет индивидуальных планов по их развитию, в наличии - только стандартные планы. Родители плохо информированы или не знают об инклюзивном образовании в РК.
Для исправления ситуации проведен семинар-тренинг, в ходе которого обсуждались такие проблемы по инклюзивному обучению, как отсутствие материальной технической базы в школах (пандусов в туалетах и т.д.), перегруз школ, отсутствие методических пособий и учебников по вспомогательной программе, отсутствие транспорта, низкая информированность родителей об инклюзивном образовании. Также на семинаре обсудили вопросы повышения и переподготовки специалистов по дефектологии, логопедии и других специалистов по вспомогательной программе, оборудования кабинетов учебными наглядными пособиями, учебниками и другими техническими средствами, необходимыми для обучения детей с особыми возможностями. Было рекомендовано внедрить новую модель механизма преподавания в сельских школах района и привлечь детей с ОВ в инклюзивное образование.
О другой немаловажной проблеме лиц с ограниченными возможностями рассказывают представители ОО «Алматинское областное общество инвалидов» (АООИ). Данное НПО регулярно поднимает актуальные вопросы доступа к жилью, а также к информации о предоставлении социального жилья из государственного фонда. По статистике, в Алматинской области на февраль 2016 года количество людей с инвалидностью - 61 869, из них I и II групп - 33 648, III группы - 20 951, дети-инвалиды до 16 лет - 7172. В г. Талдыкоргане количество людей с инвалидностью 6371, из них I и II групп - 3395, инвалидов III группы - 2220, детей-инвалидов до 16 лет - 730. В год в Талдыкоргане получают квартиры из государственного жилищного фонда около десяти человек с инвалидностью, за которыми они стояли в очереди более 20 лет. Часто происходит слияние очередников, однако информация об этом непрозрачная: у людей с инвалидностью нет доступа к достоверной информации, нет возможности реализовать свои права. Кроме того, в результате анализа степени информированности инвалидов о своих правах, в частности на жилище, выяснилось, что они в целом осведомлены о своих правах на жилье из государственного жилищного фонда, но имеет место незнание специальных законов и программ по данному вопросу. Особенно это касается людей пожилого возраста и жителей сельской местности. Не каждый человек с инвалидностью может приобрести компьютер или смартфон, следовательно, не имеет доступа к Интернету, а также не имеет навыков пользователя современной техники. Поэтому местным исполнительным органам необходимо реализовать мероприятия по ликвидации компьютерной безграмотности. Для повышения правовой грамотности инвалидов необходимо разработать информационные пособия в форме вопросов и ответов, в том числе с использованием адаптированных носителей на аудио- кассетах, дисках, рельефно-точечным шрифтом Брайля и видеокассетах с сурдопереводом. Также необходимо предоставление консультаций для инвалидов, которые должны быть организованы и проведены с привлечением специалистов в соответствующих областях (дефектологов, сурдологов и др.).
Помимо вышеперечисленного, нужно помнить и о том, что наряду с реализацией жизненно важных потребностей, человеку необходимо приобщаться к культурным ценностям. В соответствии с приказом Министра культуры и спорта от 29 июля 2015 года № 259 об утверждении минимального социального стандарта «Обеспечение доступа инвалидов к культурно-зрелищным мероприятиям, проводимым государственными организациями культуры», в Казахстане для инвалидов I и II групп и детей-инвалидов до 18 лет доступ к культурно-зрелищным мероприятиям (концертам, театрам, библиотекам, музеям и музеям-заповедникам и циркам) производится за счет бюджетных средств. Инвалиды III группы оплачивают 50 процентов от стоимости указан- ных услуг. Механизмы предоставления указанных услуг организации культуры определяют самостоятельно.
К сожалению, в Казахстане, несмотря на предоставляемые льготы, люди с инвалидностью - редкие гости музеев, поскольку там отсутствуют экспонаты и ин- формация о них в форматах, доступных для людей с нарушениями зрения, слуха, ментальными нарушениями. Сотрудники музеев пока не готовы предоставлять адаптированные экскурсии для людей с инвалидностью. Данную проблему обсудили на «круглом столе»: «Вопросы со- здания доступности в музеях г. Алматы», где были озвучены вопросы необходимости проведения комплексной работы в музеях по созданию доступности для людей разных категорий инвалидности, а также обсуждалось важное значение роли музеев в повышении культурного статуса людей с инвалидностью в их образовании и реабилитации.
Зам. директора Государственного музея искусств им. А. Кастеева Светлана Кобжанова отметила, что подобные шаги предпринимались и ранее.
- Я понимаю, то, что мы говорим о доступности объектов культуры сегодня кому-то покажется несколько странным и преждевременным. В самом деле, у нас в городе даже многие пандусы установлены непродуманно и неудобно. В культурной столице нашей страны всего четыре относительно доступных музея. Но так как модернизация касается всех сфер, то необходимо помнить о проблемах инвалидов и оказывать им всяческую поддержку, - сказала она.
Сотрудник Управления архитектуры и градостроительства г. Алматы Айнур Валиева рассказала о мерах, которые акимат предпринимает для решения сложившейся ситуации.
- Сегодня в городе очень строго соблюдаются правила установки пандусов. По возможности старые и неудобные будут демонтированы и заменены. Что касается пандусов в музее, то они установлены везде, кроме мемориальных музеев, поскольку те расположены в жилых домах (например, музей Тлендиева). Но этот вопрос мы также стараемся решить - собираем разрешения от соседей для строительства откидных пандусов. Далее, в библиотеках особое внимание уделяется удобным порогам при строительстве и реконструкции. Также в городе есть библиотека для слабовидящих и незрячих с цифровыми технологиями, оборудованием для чтения брайлевских книг. Регулярно проходят встречи детей с ограниченными возможностями, которые посещают более 25 кружков при библиотеках (бумажное моделирование, сказко- терапия, драмкружок). Давно существует детский лагерь при библиотеке им. Жамбыла, где студенты проходят практику, помогая организовывать полезный досуг для детей с особыми возможностями. Откровенно говоря, хотелось бы, чтобы горожане больше участвовали в культурной жизни Алматы. Приходите, обращайтесь с предложениями, мы открыты к сотрудничеству, - отметила А. Валиева.
В свою очередь, рассказывая о достижениях Казахстана в сфере поддержки лиц с ограниченными возможностями, директор ОО «Аржан» Касиет Омарова особо выделила вопрос доступности транспорта.
- Сейчас мы совместно с рабочей группой акимата г. Алматы готовим исследования по программе доступности транспорта. Проблем там много, но, думаю, при тесном сотрудничестве с государственными органами мы решим этот вопрос. Результаты исследования будут представлены в ближайшее время, - сказала К. Омарова.
Таким образом, несмотря на ряд до- вольно-таки крупных проблем в социальной жизни лиц с ограниченными возможностями, НПО и государственные органы проводят постоянную совместную работу по урегулированию этих вопросов.