Обеспечить прозрачность и доступность (С.Садырова)
Обеспечить прозрачность и доступность
Сахибам Садырова
В Алматы представители ряда неправительственных организаций огласили результаты мониторинга сайтов госорганов на предмет открытости и доступности бюджетной информации. Исследование показало, что доступ к данным документам ограничен.
Итоги исследования озвучены в ходе пресс-конференции в г. Алматы, посвященной вопросам открытости и доступности бюджетной информации на сайтах госорганов. Директор ОО «Центр поддержки правовых и экономических реформ» Асель Крыкбаева отметила, что Бюджетный кодекс декларирует принцип транспарентности: обязательное опубликование нормативных правовых актов в области бюджетного законодательства Республики Казахстан. К тому же принятый в 2015 году Закон «О доступе к информации» обязывает местные исполнительные органы размещать на интернет-ресурсах сведения в сфере бюджетных средств, включая проекты бюджетов и отчетность, но открытость и доступность бюджетной информации на интернет-ресурсах центральных и местных государственных органов все еще находится на низком уровне.
- Мы надеялись, что с принятием Закона «О доступе к информации» ситуация с опубликованием различных бюджетных доку- ментов улучшится. Гражданское общество приняло активное участие в разработке закона, в который специально введена графа о бюджетных документах и квазигосударственном секторе. Мы проводим анализ открытости местных бюджетов, динамика идет на спад. На сегодня бюджет публикуют только три акимата (Атырауской, Мангистауской и Восточно-Казахстанской областей), но при этом у них нет данных по утвержденному бюджету, - сказала А. Крыкбаева.
Таким образом, исследование официальных сайтов местных исполнительных органов 16 регионов, включая гг. Алматы и Астану, показало, что открытость и доступность бюджетных документов находится на минимальном уровне. Не все акиматы размещают годовые отчеты об исполнении бюджета региона. К примеру, до 20 апреля акиматы должны были представить свои годовые отчеты за 2016 год в ревизионную комиссию и до 1 мая в маслихат на обсуждение и утверждение, однако в настоящее время отчиталась только Восточно-Казахстанская область.
- 11 акиматов до сих пор не опубликовали отчеты даже за 2015 год. Утвержденные бюджеты на 2017-2019 годы размещены лишь на двух сайтах - Атырауской и Карагандинской областей. Интернет-ресурсы акиматов Алматы и Астаны содержат очень низкий объем бюджетной информации: отсутствуют актуальные утвержденные бюджеты и отчеты об исполнении бюджета, не размещен гражданский бюджет, нет ежемесячных отчетов, - сообщила Асель Крыкбаева.
Директор ОФ «Институт национальных и международных инициатив развития» Светлана Ушакова дополнила, что в рамках проведенного мониторинга изучены и сайты центральных госорганов. Результаты исследования показали, что на трех сайтах из 17 полностью отсутствует бюджетная информация.
- В обязанности госорганов входит не только размещение информации, важно, что- бы она была понятна пользователям, однако получить доступ к информации обычному потребителю очень сложно, поскольку сведения неполные, отсутствуют системность публикаций, а также понимание госорганами целей публикаций подобных документов. Затрудняет поиск и восприятие информации и то, что каждый госорган публикует бюджетную информацию в разных видах, формах и содержаниях, нет единого стандарта предоставления подобной информации, - подчеркнула С. Ушакова.
Директор ОФ «Zertteu research institute» Шолпан Айтенова акцентировала внимание на том, что Правительство заявляет о своей заинтересованности по вступлению в ОЭСР, стандарты которой признаются целевыми индикаторами для вхождения Казахстана в число 30 самых развитых государств. В рекомендациях ОЭСР в сфере бюджетного управления одним из принципов указано, что данные документы должны быть доступными. Все бюджетные отчеты необходимо публиковать полностью, своевременно и регулярно.
- Они должны быть доступны в режиме онлайн, чтобы все бюджетные документы представлялись в формате открытых данных, которые смогут с легкостью загрузить, проанализировать, использовать и заново представить граждане. Есть требования того, как должна быть оформлена данная информация. Бюджетный процесс состоит из четырех этапов: формирование, утверждение, исполнение и отчет. На каждом этапе в течение года эта бюджетная информация должна публиковаться, - заявила Ш. Айтенова.
По ее словам, публикация гражданского бюджета - нетехнической доступной для понимания граждан версии государственного бюджета, является не только рекомендацией МВФ, но и подтверждением неподдельного намерения госорганов обеспечивать гражданам действительный доступ к бюджетной информации. В Казахстане государственные органы должны публиковать гражданский бюджет с 2011 года. На 2017 год по результатам мониторинга сайтов центральных государственных органов только 52 процента ведомств публикует информацию в разделе «Гражданский бюджет».
Эксперты считают, что это связано с отсутствием определения «гражданский бюджет» в законодательстве и четких критериев по его составлению. Поэтому это понятие важно закрепить в Бюджетном кодексе и требовать его публикации на сайтах всех госорганов, также данная информация должна подаваться в понятной и доступной форме.