Почему молодой отсидевший казахстанец ничего плохого о тюрьмах не говорит
Zakon.kz
Пожалуешься – начнутся проблемы.
Исправительные колонии в Казахстане посещают и прокуроры, и адвокаты, и всевозможные общественные и международные комиссии, организации, но осужденные им не жалуются, так как не любят проблем, они хотят спокойно отсидеть и быстрее выйти – так сказал случайный попутчик, молодой человек, который сегодня вернулся из мест лишения свободы. Об этом написала на своей странице в Фейсбуке журналист Zakon.kz Торгын Нурсеитова.
Сегодня утром я ехала в автобусе с парнишкой с вокзала Алматы-1. 26 лет, худощавый, щупленький, невысокого роста, қазақтың қара баласы. В руках пакетик с водой. Оказывается, только освободился, едет с зоны. Усевшись поудобнее рядом с ним, я протянула ему свою онаевскую карту и попросила пробить. Он спрашивает:
- Это специально для проезда?
- Ну да. А ты что, не знаешь?
- Нет, не знаю, я только приехал.
- Откуда приехал?
- Из Семея.
- Из самого Семея, или из района? (спросила, потому что я сама семейская, из Урджара).
- Из Жангиз Тобе.
- Сидел?
- Как вы догадались?
- Ну, Жангиз Тобе же… За что сидел, по какой статье?
- По 190, мошенничество.
- Где мошенничал, что украл?
- Ничего я не крал, у нас драка была.
- Почему тогда по 190-й пошел?
- (Пожал плечами, молчит)
- Срок какой дали?
- Три года.
- Полностью отсидел?
- Нет, полтора года. Вышел по УДО.
- Почему тебя никто не встретил?
- Братишка встречает, но он застрял в пробке, едет из Талгара и мы договорились, что я подъеду к Саяхату и там мы с ним встретимся.
- Откуда родом?
- Из Шымкента.
- Родители есть?
- Мама есть, отец умер давно.
- Сколько вас в семье?
- Четверо. Я старший.
- Сколько тебе лет?
- 26.
- В аул поедешь или в городе останешься?
- В аул поеду, буду работать.
- Обратно не подзалетишь?
- Не, буду стараться.
- Смотри, с плохими, с пьющими, с хулиганами не общайся. Общайся с хорошими ребятами, тогда и сам будешь хорошим. Свяжешься с плохими - на дно будут тянуть.
- Я тоже так думаю.
- В тюрьме плохо?
- Нормально.
- Вас там били?
- Нет. Если ходишь нормально, никто не бьет.
- Как там кормят?
- Нормально, всё есть.
- Не голодали?
- Нет, такого не было, всегда кушали.
- Зимой холодно в камерах или тепло?
- Очень тепло. На улице холодно, а у нас тепло.
- Душ, баня, горячая вода есть?
- Всё есть. Горячая вода зимой есть, а летом нет. Вы юрист, да?
- Нет, просто спрашиваю.
- Или адвокат?
- Да нет, просто спрашиваю. А что, похожа на юриста или адвоката?
- Да, похожи, такие вопросы задаете...
- А прокуроры, адвокаты с вами работают, помогают вам?
- Они раз в месяц приходят к нам, спрашивают, какие жалобы есть. Всякие комиссии приезжают, тоже спрашивают.
- Много жалоб бывает?
- Нет, мы стараемся ничего не говорить. Никто ничего не хочет говорить, все хотят спокойно отсидеть и быстрее выйти. Скажешь чё-нибудь, проблемы начнутся.
- Сами заключенные бьют таких молодых ребят, как ты?
- Нет. Если ты ходишь нормально, никого не трогаешь, не выступаешь, то и тебя никто не тронет.
- Работал там?
- Нет, там мало кто работает.
- Что делаете целый день?
- Там у нас у каждого отряда свой участок, своя территория, убираем, чистим, своими делами занимаемся.
- Верующие есть?
- Есть, но мало, в основном больные и инвалиды. Намаз не все читают, потому что условий нет.
- Радикалы есть? (не понял, кто такие). Ну, салафиты есть?
- А, нету. У нас есть мулла, который приходит к нам и рассказывает, чтобы все правильно было, про веру говорит.
- А Коран там есть, можно читать?
- В библиотеке есть, туда можно ходить на 2-3 часа и читать, там есть и другие книги всякие.
- Чем вы еще там занимаетесь?
- Спортом. Есть и футбол, и волейбол, и шахматы.
- А ты чем занимался?
- Футболом. У нас постоянно бывают соревнования. Недавно были соревнования с командами прокуроров, судей и ИП. Они приезжали к нам, наша команда играла с прокурорами и мы выиграли, нам дали большой плазменный телевизор.
- Интернет, телевизор - всё у вас есть, да?
- Телевизор есть, интернета нет.
- Есть ли там такие, кто не хочет выходить на свободу?
- Есть, они не знают, как зарабатывать, как жить на воле, их выпускают и они через 15 дней опять попадают на зону. Специально. Потому что там и кровать у тебя есть, чистая, белая, и покушать есть, ты не думаешь, где взять, всё есть.
…Так мы доехали с ним с вокзала до Саяхата. Когда подъезжали к Саяхату, он попросил у меня сотку, чтобы позвонить братишке. Я дала, он позвонил, в общем, братишка тоже уже подъезжал к Саяхату.
- Вы журналист? – спросил он, собираясь к выходу.
Я ничего не сказала, только улыбнулась и вытащила из кошелька 5 тысяч, которые у меня были с собой, и отдала ему. Он смутился, стал отказываться, хотя было видно по лицу, что обрадовался. Я сказала, бери, пригодятся, только на плохое не трать (имея в виду спиртное), покушай.
И попросила мысленно Аллаха, чтобы у этого парнишки дальше всё было хорошо.
Пост вызвал множество различных комментариев, вот что, например, пишут пользователи:
Дана Нуржан Здорово, что он вас встретил, надеюсь, ваши советы его поддержат!
Владимир Козлов "...- А прокуроры, адвокаты с вами работают, помогают вам?
- Они раз в месяц приходят к нам, спрашивают, какие жалобы есть.
- Много жалоб бывает?
- Нет, мы стараемся ничего не говорить. Никто ничего не хочет говорить, все хотят спокойно отсидеть и быстро выйти. Скажешь чё-нибудь, проблемы начнутся...". Вот эти слова говорят о многом. "Нормально ходить" - это означает пресмыкаться, исполнять все, что скажет администрация, законно это или не законно. Это значит не возражать, когда хозяин орет перед строем, что все здесь "котакбастар" (уж извините за натурализм), бегать на полусогнутых, орать тупые песни типа "...о Боже, какой мужчина...", и многое другое. Вот об этом прокурору и другим проверяющим говорить нельзя. Будут проблемы. А так - да. Белая простынь и поесть будет.
Асель Муканова Значит не все так плохо на зоне. Жить можно. А у меня подруга здесь надрывается с двумя детьми пашет чтоб каждые три месяца к мужу ездить на одну поездку 40 тысяч уходит на все ему нужное. А он требует чтоб ездила каждый раз не пропускала и мясо и сигареты возила. Живут там припеваючи
Gulbanu Abenova Конечно, вы сердабольная. Лично я бы не стала ему давать деньги. Из жалости? Да жалко. Может и денег нет. Но молодой пусть учится трудом найти деньги на пропитание, а не за счет добрых женщин. Все индивидуально конечно. Но все равно как бы благими намерениями вы не дали ему повод найти легкие деньги
Наталия Тартаковски "От сумы и от тюрьмы не зарекайся". Есть люди, попавшие в заключение не за свои дела и ошибки. Есть люди, которые раскаялись. Есть люди, которых оговорили. По-любому, не приведи Боже так "даром жрать". Нужно иметь сострадание, особенно к тем, у кого вся жизнь впереди. Встреча с таким человеком, как автор поста, возможно, не даст парню озлобиться и возненавидеть весь мир.
Азамат Шамбилов Торгын очень хорошо что поговорили с ним, тем более первые три месяца очень сложные. Видео что он не готов говорить на чистоту, все ещё есть осколки боязни от пережитого, человек попадая в систему уголовного правосудия переживает большой стресс.
Алма Байгабулова Вы молодец. Сама была свидетелем такого. Я со свекровью возвращалась на электричке. Было холодно и я уснула. Проснулась от разговора. Мама с кем то общалась. На знакомого не похож, м б родственник какой её? Промолчала. Она так стесьняясь меня, протягивает ему мелочь. Я в недоумении. Парнишка очень легко одет. Зима на дворе. Я сижу, молчу. Потом когда вышли, она мне рассказала, что это освободившийся, бывший заключенный. Нет денег на проезд по городу. Не может позвонить сестре, вот она разрешила позвонить. Дала немного денег. Он к ней обратился, когда я уснула. Мне его тоже жаль. Аллах всем судья. М б у меня был грозный вид? И свекровь тоже почему то от меня таилась, ну дали бы пару тысяч, не обеднели бы. В общем это только в кино у ворот встречают или у зэков есть деньги на такси. Хотя преступники и под стражей, но их содержат опять же, за наши налоги. Се ля ви...
P. S. 20.00.
Позвонила сейчас по номеру, на который он звонил с моей сотки своему братишке, узнать, всё ли хорошо, встретились ли они. И братишка сказал, что недавно посадили его на автобус и он уехал к своей маме в Шымкент, что всё хорошо. Слава Аллаху! Да, его, оказывается, зовут Азамат, а братишку Нурбол.
Фото tengrinews.kz
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript