Единые правила для бизнеса и медицины (Д.Нургалиев)
Единые правила для бизнеса и медицины
Досжан Нургалиев
На заседании Правительства, состоявшемся под председательством Премьер-министра Бакытжана Сагинтаева, рассмотрены меры, принимаемые в сфере оптимизации системы закупок, а также Единый перспективный план по развитию инфраструктуры системы здравоохранения.
Не покупать кота в мешке
Говоря о работе, проводимой в сфере закупок, министр финансов Бахыт Султанов сообщил, что сегодня все операции, начиная от планирования и заканчивая оплатой, базируются на электронном формате. С его помощью оформляются банковские гарантии, договоры, счета-фактуры, акты поставок товаров, выполнения работ и оказания услуг...
Запущенная полтора года назад платформа веб-портала госзакупок позволила полностью автоматизировать процесс и перейти к электронно-камеральному контролю участников в онлайн-режиме. В целом принятые меры позволили увеличить среднее количество участников в одном конкурсе в 4 раза, а также добиться экономии ресурсов в 3 раза - с 43 до 130 млрд тенге.
Вместе с тем, как отметил глава Минфина, в данной сфере остается нерешенным ряд проблемных вопросов. В первую очередь это касается высокой доли закупок, осуществляемых из одного источника, что оставляет «окно возможностей» для коррупционных проявлений. Так, в 2014 году доля таких закупок от общего объема составляла 79%, в 2015-м - 75%, в 2016-м - 69%.
Из указанных 69% (1,6 трлн тенге) закупок из одного источника порядка 39% (881 млрд тенге) приходятся на закупки по основаниям, предусмотренным законом. Ранее такие закупки проводились без применения законодательных норм. В настоящее время все процедуры этого способа (направление приглашений, заключение и исполнение договоров) оформляются на портале, что позволяет вести по ним мониторинг. Остальные 30% (744 млрд тенге) - это закупки из одного источника, выбранного по результатам несостоявшегося конкурса.
- Именно этот вид закупок - из одного источника - содержит наибольшие коррупционные риски. Причем основная доля несостоявшихся конкурсов, около 80%, приходится на строительные подрядные работы. И это несмотря на высокую конкурентную среду в закупках в этой сфере. В среднем количество участников на один такой конкурс достигает 7-8 компаний, - отметил министр.
По его мнению, причины массовых отклонений заявок по закупкам строительства в основном связаны с проектно-сметной документацией. От участников требуют предоставления неоправданно большого количества подтверждающих документов. Предполагается упростить требования. При этом упор будет сделан на положительный опыт и репутацию участников конкурса, а также коэффициент налоговой нагрузки. То есть тот, кто больше платит налогов, у того и преимущества.
Другая немаловажная проблема - низкий уровень квалификации большинства участников закупок. Как правило, это влечет за собой приобретение некачественных товаров, работ и услуг. Решение указанных проблем видится в широком использовании института предварительного квалификационного отбора.
Сегодня в госзакупках такой способ предусмотрен только по строительству первой категории сложности. В связи с этим ведется работа по расширению перечня товаров, работ и услуг, закупаемых посредством данного способа.
Министр также добавил, что принцип предварительного квалифицированного отбора внедряется также в закупках фонда «Самрук-Казына». В связи с этим для удобства предпринимателей прорабатывается вопрос взаимного признания результатов отбора.
Механизмы поддержки
В соответствии с поручением Премьер-министра экономическим блоком Правительства совместно с Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» выработаны механизмы поддержки отечественных производителей. При этом в рамках развития системы централизованных закупок расширен перечень товаров, работ и услуг, закупаемых через Единого организатора - Комитет по государственным закупкам МФ. В частности, перечень пополнился новой категорией товаров - мебелью и продукцией легкой промышленности.
В текущем году по мебели в Комитет по госзакупкам подано заявок на 403 млн тенге. К настоящему периоду завершены закупки на сумму 154 млн тенге, из которых доля отечественных производителей составляет 9,9% (15,4 млн). Остальные поставщики мебели - российские производители.
- Министерство по инвестициям и развитию совместно с НПП «Атамекен» разрабатывают типовые технические спецификации по мебели и продукции легкой промышленности. Главными требованиями здесь должны стать такие критерии, как наличие материально-технической базы и производственной мощности, - сообщил министр.
В целях оптимизации и стандартизации закупок разработан законопроект, предусматривающий возможность объединения мелких закупок в один крупный лот. Это позволит приобретать продукцию предприятий легкой промышленности, а также автотранспорт и другие виды товаров в комплекте, независимо от мест поставок. То есть Единый организатор по заявкам заказчиков сможет формировать лоты по их отраслевой принадлежности - детские сады, школы, больницы, административные государственные учреждения.
В рамках законопроекта также устанавливается компетенция Минфина по определению тех или иных способов закупок для заказчиков. Это позволит обязать тех закупать мебель и продукцию легкой промышленности только через конкурс с прохождением процедуры предварительного квалифицированного отбора, где главным критерием будет служить наличие производственной базы.
Три важнейших блока
Новый проект закона направлен на решение двух основных задач, поставленных Главой государства, - внедрение единой системы госзакупок по принципу централизованной службы, а также кардинальный пересмотр подходов по проведению закупок в квазигосударственном секторе, сфере естественных монополий и недропользования.
Законопроект состоит из трех основных блоков. Первый касается централизации госзакупок, второй связан с регулированием закупок квазигосударственного сектора. Третий блок - это поправки, направленные на совершенствование госзакупок, выработанные по итогам правоприменительной практики.
Централизованные закупочные органы предлагается создать на базе действующих единых организаторов. На республиканском уровне это Комитет по государственным закупкам МФ РК, на региональном - действующие управления госзакупок при областных акиматах.
На районном уровне это будут вновь созданные отделы госзакупок при акимате района либо данные функции возложат на существующие отделы местных исполнительных органов.
Перечни товаров, работ и услуг для всех вышеперечисленных уровней будут определяться Минфином на основе результатов анализа закупаемых товаров. Предполагается, что таким образом удастся четко разграничить полномочия между всеми уровнями централизованных служб.
По закупкам квазигосударственного сектора предлагается, во-первых, установить единые правила закупок для всех субъектов квазигоссектора, в том числе «Самрук-Казына», «Байтерек» и «КазАгро», во-вторых, закрепить подконтрольность государству закупок квазигоссектора. В-третьих, предполагается ввести ответственность работников этого сектора за нарушения.
- Важно понимать, что никто не собирается возвращать в орбиту законодательства регулирование закупок квазигосударственного сектора. Для них будут разработаны отдельные правила, которые в отличие от государственных закупок предполагается сделать более гибкими, - отметил Бахыт Султанов.
С докладами по этой теме также выступили председатель правления АО «Самрук-Казына» Умирзак Шукеев, председатель правления НПП «Атамекен» Аблай Мырзахметов, а также акимы регионов.
По итогам рассмотрения данного вопроса Премьер-министр поручил Министерству финансов совместно с заинтересованными органами продолжить работу и доработать законопроект «О внесении изменений в законодательство по вопросам госзакупок и закупок квазигосударственного сектора».
Медицинская инфраструктура
В рамках реализации государственной программы «Денсаулық» на 2016-2019 годы Министерством здравоохранения разрабатывается Единый перспективный план развития инфраструктуры здравоохранения республики.
Говоря о текущей ситуации в этой сфере, министр здравоохранения Елжан Биртанов отметил, что на сегодня в стране медицинские услуги населению оказывают порядка 7 914 учреждений здравоохранения, из которых 6 764 объекта (85,5%) государственные, остальные 1 150 объектов (14,5%) - частные.
По уровню обеспеченности койками на 10 тыс. человек (55,9 койко-места) показатель республики на 6% выше, чем в странах ОЭСР. Средняя продолжительность пребывания больных в стационаре (10,3 койко-дня) также превышает показатель стран ОЭСР - 6 дней.
В связи с этим предусматривается систематизировать планирование сети медицинских организаций на основе Единого перспективного плана развития инфраструктуры здравоохранения. В числе основных приоритетов данного процесса - повышение доступности первичной медицинской помощи, трансформация больничного сектора от локальности к многопрофильности, улучшение менеджмента медорганизаций, привлечение инвестиций и увеличение доли частного сектора, а также повышение экономической эффективности и качества.
Основой предусматриваемых мер станет новый государственный норматив сети объектов здравоохранения, разработанный в соответствии с Кодексом РК «О здоровье народа и системе здравоохранения».
Предполагается, что с учетом региональных особенностей это придаст импульс ускорения развитию социально ориентированной сети организаций первичной медико-санитарной помощи, созданию определенного объема койко-мест и их профилей по потребности населения. Это также будет способствовать изменению амбулаторно-поликлинической сети по принципу разукрупнения участков врачебно-оперативной помощи, в том числе стационарной сети с концентрацией медицинских услуг в многопрофильных больницах.
- Международный опыт показывает, что первичная медицинская помощь является структурой, которая может удовлетворить более 90% потребностей населения в медицинских услугах, - отметил Елжан Биртанов.
В сельских районах планируется создать врачебные амбулатории на каждые 1 500 человек обслуживаемого населения. На сегодня этот уровень составляет 2 000 человек на амбулаторию. По остальным объектам параметры будут сохранены. В городах предусмотрено снижение нагрузки на врача общей практики и его приближение к компактному проживанию населения при централизации консультативно-диагностической помощи.
- Все эти изменения позволят разукрупнить участки врачебно-оперативной помощи, развить семейную медицину и в целом приблизить медицинские центры к местам проживания населения, - пояснил глава Минздрава.
По итогам рассмотрения данного вопроса Премьер-министр Бакытжан Сагинтаев поручил Министерству здравоохранения совместно с акимами областей, городов Астаны и Алматы дополнительно проработать вопросы планирования сети объектов здравоохранения. При этом следует учесть специфику регионов, численность населения, структуру заболеваемости и приоритеты развития отрасли.
Совместно с уполномоченными госорганами Минздраву необходимо активизировать работу по развитию частной медицины, упростить нормативы и СНиПы, касающиеся строительства медучреждений, а также принять меры по дерегулированию сферы здравоохранения.
- Нужно также проработать вопросы создания типовых проектов для строительства объектов здравоохранения в рамках модернизации медицинской инфраструктуры, - заключил Премьер-министр.