Определяя приоритеты законотворчества (Линара Сактаганова)
Определяя приоритеты законотворчества
Линара Сактаганова
В свете обеспечения законодательной поддержки стратегического курса Главы государства Мажилис Парламента продолжит планомерную и качественную работу над внесенными Правительством и инициированными депутатским корпусом законопроектами.
Такие задачи на период работы третьей сессии шестого созыва поставил перед депутатами председатель Мажилиса Парламента РК Нурлан Нигматулин в ходе первого пленарного заседания Мажилиса Парламента РК в новой парламентской сессии.
Определяя ключевые направления законотворческой деятельности, спикер палаты, прежде всего, акцентировал внимание депутатского корпуса на реализации стратегических приоритетов законодательной работы, обозначенных Президентом страны на открытии сессии.
- Для выполнения всех поставленных задач, а также для обеспечения законодательной поддержки стратегического курса Главы государства нам необходимо продолжить планомерную и качественную работу над законопроектами, и эта работа уже активно ведется профильными комитетами и рабочими группами палаты, - подчеркнул Нурлан Нигматулин.
Как подчеркнул председатель, Мажилису предстоит большой объем законотворческой работы.
Сегодня в депутатском портфеле уже находятся законопроекты «О республиканском бюджете на 2018-2020 годы», «О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2018-2020 годы», проект Кодекса о таможенном регулировании, в ходе работы над которыми депутатам также поручено обеспечить полное их соответствие установкам руководства страны.
- Нам при работе над бюджетом в предстоящие три года необходимо будет обеспечить его соответствие всем поставленным Главой государства задачам. Правительство также внесло проект Кодекса о таможенном регулировании. Работая над проектом данного кодекса, мы должны исходить их установок Президента по оптимизации таможенных процедур путем введения принципа единого окна, развития систем электронного декларирования, сокращения количества требуемых документов, - сказал Н. Нигматулин.
Таким же подходом депутаты будут руководствоваться и при работе над проектом Кодекса о налогах и других обязательных платежах, который, как сообщил глава палаты, в скором времени будет внесен в Мажилис.
В целом Нурлан Нигматулин заверил, что работа мажилисменов будет проходить в атмосфере открытого дискуссионного обсуждения законопроектов, с широким представительством государственных органов, экспертного сообщества, институтов гражданского общества и при активном освещении в средствах массовой информации.
По словам спикера, главными требованиями к принимаемым законам являются их максимальная конкурентность, прагматичность и соответствие самым высоким стандартам.
С учетом новых законодательных задач на повестку дня пленарного заседания были вынесены проекты законов «О республиканском бюджете на 2018-2020 годы», «О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2018-2020 годы» и о подготовке заключения по проекту Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования бюджетного законодательства».
Председатель Комитета по финансам и бюджету Мажилиса Парламента РК Гульжана Карагусова сообщила о том, что законопроекты разработаны на основе Бюджетного кодекса РК и ежегодных Посланий Президента народу Казахстана.
Законопроектом «О республиканском бюджете на 2018-2020 годы» предусматриваются доходы в размере 5,5 трлн тенге, поступления по целевым трансфертам - 2,2 трлн тенге, расходы - 9,2 трлн тенге.
По словам Г. Карагусовой, свои заключения о законопроекте Комитет по финансам и бюджету подготовит в срок до 15 ноября текущего года. В указанный срок Комитет представит также заключение по проекту закона «О гарантированном трансферте из Нацфонда на 2018-2020 годы». Депутат Гульжана Карагусова по данному вопросу проинформировала о том, что документ разработан в соответствии с п. 2 ст. 24 Бюджетного кодекса РК. В целях плавного перехода размер трансферта и национального фонда в РБ будет снижен поэтапно. В 2018 году он составит 2,6 трлн тенге, в 2019 году - 2,3 трлн тенге, в 2020 году и в последующие годы - два триллиона тенге.
Что касается заключения по проекту Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования бюджетного законодательства», его подготовка запланирована Мажилисом до 27 декабря текущего года.
В работе Комитета находится также проект закона «О ратификации Протокола между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Индия о внесении изменений и дополнений в Конвенцию между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Индия об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход и на капитал и Протокол, совершенные в Нью-Дели 9 декабря 1996 года».
Как подчеркнула Г. Карагусова, цель разработки законопроекта заключается в ратификации Протокола, который предусматривает пересмотр конвенции в части развития сотрудничества налоговых служб путем обмена информацией между правительствами Казахстана и Индии, а также предоставление Индии права на налогообложение отдельных видов доходов.
В рамках пленарного заседания палата одобрила также пакет ратификационных актов «О ратификации Договора между Республикой Казахстан и Республикой Сербия о правовой помощи по уголовным делам», «О ратификации Договора между Республикой Казахстан и Республикой Сербия о выдаче» и «О ратификации Договора между Республикой Казахстан и Республикой Сербия о передаче осужденных лиц».
Представляя законопроекты, заместитель Генерального прокурора РК Марат Ахметжанов сообщил о том, что в рамках официального визита Главы государства в августе 2016 года в Сербию был обсужден ряд вопросов и заключены договоры в сфере уголовного права.
- Были подписаны три основных договора: об оказании правовой помощи по уголовным делам, о выдаче и о передаче осужденных лиц. Для нас очень важно заключение таких двусторонних договоров с европейскими странами, поскольку Совет Европы пока не дает согласия на присоединение Казахстана к европейским конвенциям в уголовной сфере. Благодаря таким двусторонним соглашениям мы шире охватим Европейский континент и в конце концов поставим вопрос о нашем присоединении к европейским конвенциям, - отметил М. Ахметжанов.
По его информации, проект Закона «О ратификации Договора между Республикой Казахстан и Республикой Сербия о правовой помощи по уголовным делам» предусматривает весь спектр оперативно-следственных действий, необходимых для доказывания вины лица в совершении преступления. Как пояснил докладчик, документ является типовым договором, аналогичные договоры в данной области заключены Казахстаном уже с 24 странами, 11 из которых - европейские.
Законопроект «О ратификации Договора между Республикой Казахстан и Республикой Сербия о выдаче» регламентирует вопросы экстрадиции между двумя странами для привлечения к уголовной ответственности или приведения приговора суда за совершение преступления в исполнение.
- Договором предусмотрены основания для выдачи лиц или отказа в выдаче. В настоящее время лица, скрывающиеся от казахстанского правосудия на территории Сербии, не установлены, также на территории Казахстана не имеется лиц, разыскиваемых сербскими властями. Данный договор также является типовым, - уточнил М. Ахметжанов.
Между тем Договор Казахстана и Сербии о передаче осужденных лиц регулирует вопросы, связанные с возможностью перевода осужденных лиц, между двумя государствами для дальнейшего отбывания наказания в виде лишения свободы у себя на родине.
- Осужденное лицо может быть передано, если оно является гражданином той страны, куда передается, если приговор является окончательным и обжалованию не подлежит, если осужденное лицо не является субъектом других судебных разбирательств в государстве вынесения приговора, если во время, когда получен запрос о передаче, период времени, подлежащий отбытию осужденным, составляет не менее года, если на передачу согласен сам осужденный или его законный представитель, если оба государства согласны на передачу, - пояснил зам. Генерального прокурора.
При этом он подчеркнул, что передача не осуществляется, если это может нанести ущерб суверенитету, общественному порядку, противоречит законодательству или интересам сторон, если осужденное лицо не возместило причиненный ущербы или не оплатило расход, предусмотренные приговором.
Поступивший в Мажилис ратификационный пакет включает и такие ратификационные акты, как соглашения Казахстана с Саудовской Аравией о выдаче, о передаче осужденных лиц, а также поправки в Соглашение Казахстана с Узбекистаном о международном автомобильном сообщении и казахстанско-норвежское Соглашение о международных автомобильных перевозках.
Наряду с этим мажилисмены одобрили проекты новых законодательных норм по вопросам жилищных отношений, в Кодекс об административных правонарушениях, а также относительно контроля над оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров.