К четкому распределению полномочий (Е. Дуйсенбаев, председатель Специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних Жамбылской области)
К четкому распределению полномочий
Е. Дуйсенбаев,
председатель Специализированного
межрайонного суда по делам
несовершеннолетних
Жамбылской области
В целях усиления защиты прав граждан во исполнение Плана нации, инициированного Главой государства, выработаны основные подходы по реформированию уголовного процесса и совершенствованию иных аспектов правоохранительной деятельности.
По результатам работы подготовлен проект Закона по вопросам модернизации уголовного процесса и иных аспектов правоохранительной деятельности. В целом поправки нацелены на семь основных ключевых направлений.
Первое - сокращение сроков процессуального задержания лица, подозреваемого в совершении уголовного правонарушения. Предлагается сократить срок задержания лица за совершение преступления без санкции суда с 72 до 48 часов, а в отношении несовершеннолетних до 24 часов. Исключение составляют шесть случаев, когда допускается задержание без санкции суда до 72 часов: при задержании по подозрению в совершении особо тяжкого преступления; террористического или экстремистского преступления; по подозрению в совершении преступлений в ходе массовых беспорядков; преступлений в составе преступной группы; по подозрению в совершении тяжких преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и их аналогов, против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также умышленных преступлений, повлекших смерть человека; при невозможности обеспечить своевременное доставление лица к следственному судье вследствие отдаленности или отсутствия надлежащих путей сообщения, а также в условиях чрезвычайного положения или чрезвычайной ситуации.
Указанные изменения предлагается внести для снижения рисков использования задержания как средства давления и принуждения для сбора доказательств, подкрепляющих обвинение.
Второе - ведение электронного уголовного дела. Предлагается внести поправки в УПК, позволяющие вести уголовное судопроизводство в электронном формате. Электронное уголовное дело - информационная система, предназначенная для хранения цифровой информации - материалов уголовного дела, полностью заменяющая собой бумажный вариант, с высоким уровнем безопасности. Тогда как из-за отсутствия возможности своевременного доступа к процессуальным материалам уголовного дела в бумажном варианте участников процесса, сохраняются риски фальсификации материалов, что не позволяет в полной мере обеспечить прозрачность расследования дела и доверия к правоохранительным органам. В целях соблюдения прав граждан законодательно сохраняется возможность ведения уголовного производства на бумажном носителе.
Третье - дальнейшее расширение судебного контроля увеличивает полномочия суда в части санкционирования процессуальных действий, включая негласные следственные действия. Согласно проекту судам передается санкционирование проведения негласных следственных действий, продление сроков проведения негласных следственных действий, уведомление лица о проведенных в отношении него негласных следственных действиях. Суду предлагается передать функции по санкционированию применения залога, принудительного освидетельствования, получения образцов.
Проектом устанавливается право лица, в отношении которого проводились негласные следственные действия, обратиться в суд с заявлением о признании проведения этих действий незаконными и возмещении причиненного ущерба (при наличии такового). Это можно сделать в течение 15 дней с момента уведомления о проведенных в отношении него негласных следственных действий.
При принятии законодателем поправок напрямую в суд сможет обратиться орган, ведущий уголовное расследование, с ходатайством о санкционировании эксгумации и запрета на приближение. Срок рассмотрения судами таких ходатайств проектом сокращен с трех суток до 24 часов. Следует отметить, что данная норма также дает право лицу в дальнейшем признать доказательства по уголовному делу недопустимыми.
Четвертое - повышение уровня защиты прав граждан. Расширен перечень оснований, по которым мера пресечения в виде содержания под стражей не применяется в первую очередь по преступлениям в сфере предпринимательской деятельности. Проект предусматривает введение ч. 3 в ст. 136 УПК.
Пятое - исключается практика сбора правоохранительными органами доказательств, выходящих за пределы расследуемого события. Доказывание сможет производиться только по уголовным правонарушениям, по которым начато досудебное расследование в порядке, предусмотренном гл. 23 УПК. В случае выявления нового факта уголовного правонарушения, он должен быть зарегистрирован в ЕРДР как новое правонарушение и только после этого может быть объединен в рамках одного досудебного расследования, начатого ранее. Данная норма не допускает сбора информации по действиям лица, в отношении которого проводится досудебное расследование.
Шестое - повышение состязательности процесса. Адвокаты наделяются полномочиями по обращению к следственному судье с ходатайством о производстве следственных действий (кроме негласных следственных действий). Проект предусматривает выдачу государственными органами и общественными объединениями в течение двух суток по запросу защитника справок, характеристик и иных документов при рассмотрении вопроса о санкционировании меры пресечения в виде содержания под стражей подзащитного. Определен механизм приобщения опроса, проведенного адвокатом, к материалам дела и приобретения им статуса доказательства после исследования органом, ведущим уголовный процесс. По окончании ознакомления подозреваемого и защитника с материалами уголовного дела они могут представить дополнительные доказательства и иную информацию, которые в обязательном порядке приобщаются к уголовному делу.
Непредставление в полном объеме имеющихся на тот момент доказательств и иных материалов влечет признание их недопустимыми в качестве доказательств в суде (обмен информацией между стороной защиты и обвинения).
Согласно требованиям ст. 24 УПК органом, ведущим уголовный процесс, должны быть проверены все заявления о невиновности или меньшей степени виновности. Поэтому особенно важным является укрепление объективности уголовного процесса с начала досудебной стадии, где сторона защиты должна проявить активность с первых дней досудебного производства.
Поправки предоставляют адвокатам равные права со стороной обвинения в получении информации, доступе к материалам уголовного дела, обмене информацией о доказательствах.
Седьмое - упрощается производство по уголовным проступкам, преступлениям небольшой тяжести путем введения приказного производства. Приказное производство предполагается применять при наличии четырех оснований, когда:
- собранными доказательствами установлены факт уголовного проступка и (или) преступления небольшой тяжести и совершившее его лицо;
- подозреваемый не оспаривает имеющиеся доказательства совершенного им уголовного правонарушения, доказанность вины, согласен с квалификацией его действий, размером (суммой) причиненного ущерба (вреда);
- санкция совершенного уголовного правонарушения одним из видов основного наказания предусматривает штраф;
- подозреваемый, гражданский ответчик заявили ходатайство, а потерпевший и гражданский истец выразили согласие о рассмотрении дела в порядке приказного производства без исследования доказательств, их вызова и участия в судебном рассмотрении.
Проект предусматривает, что приказное производство не будет применяться в отношении лиц, совершивших запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости или заболевшими после совершения уголовного правонарушения психическим расстройством; несовершеннолетних или лиц, которые в силу физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту; лиц, обладающих привилегиями и иммунитетом от уголовного преследования; лиц, к которым в качестве обязательного дополнительного наказания могут быть применены конфискация имущества, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина, дипломатического ранга, квалификационного класса и государственных наград, лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, выдворение за пределы Казахстана.
При совокупности уголовных правонарушений, не предусматривающей назначения окончательного наказания в виде штрафа, также при совокупности приговоров, требующей применения правил ст. 60 УК РК (назначение наказания по совокупности приговоров) порядок приказного производства не применяется.
Дело подлежит завершению с направлением в суд в течение пяти суток, рассмотрению в суде в течение трех суток без проведения судебного заседания, то есть без вызова участников процесса. Уголовное производство по таким делам, при поддержке этих норм законодателем, займет не более восьми суток.
Приказное производство относится к целерантному (от латинского «быстрый») производству. Сокращается как досудебная, так и судебная стадия, приближая момент совершения уголовного правонарушения и наказания за него (право на суд без неоправданных задержек), что позволяет органам расследования сфокусироваться на более сложных делах. Нет необходимости по простым, очевидным делам проводить длительные процедуры. Форма приказного производства позволяет в максимально короткие сроки завершить и направлять в суд уголовные дела по несложным уголовным правонарушениям, что ускорит восстановление нарушенных прав. Такой вид уголовного производства отвечает интересам как стороны обвинения, так и защиты, так как минимизирует вовлечение граждан в сферу уголовной юстиции, позволяет получить более мягкое наказание - штраф без дополнительного наказания.
Отдельно следует отметить, что проект предусматривает поправки и по началу досудебного расследования. На сегодня в рамках досудебного производства расследуется практически каждое зарегистрированное заявление, включая гражданские споры, сообщения об утере имущества и так далее. Для этого достаточно регистрации заявления в ЕРДР. В итоге - необоснованное вовлечение значительного числа граждан в орбиту уголовного процесса и ограничение их прав.
В целях исключения подобной негативной практики рабочей группой предложено в проекте обозначить, что не подлежат регистрации в ЕРДР заявления, сообщения об уголовном правонарушении или рапорт об уголовном правонарушении:
- в которых отсутствуют сведения о нарушениях действующего законодательства, об ущербе, существенном вреде либо незаконном доходе, подтвержденные актами проверок, ревизий, аудита и другими, когда их наличие является обязательным признаком уголовного правонарушения;
- о нарушениях, основанных на неисполнении или ненадлежащем исполнении гражданско-правовых сделок, совершенных в письменной форме и не признанных судом недействительными, мнимыми или притворными.
Эти требования предлагается не распространять на случаи подачи коллективных, многочисленных заявлений о недобросовестном исполнении договорных обязательств.
Реформа нацелена на реализацию задач по укреплению защиты прав человека в уголовном процессе, повышению состязательности сторон, расширению судебного контроля, исключению дублирования и четкому распределению полномочий между органами расследования, прокуратурой и судом.