«Мама немка, папа украинец, себя ощущаю казашкой» - мусульманка Ольга о себе и близких
Торгын Нурсеитова
Алматинка Ольга Петровна мечтает совершить хадж.
Ольга Колодий одна из первых среди казахстанских женщин приняла ислам и встала на намаз. Поначалу из-за этого от нее отвернулись даже соседи. После третьего ребенка Оля надела платок. Сейчас мечтает совершить хадж – Zakon.kz.
Олю Колодий я знаю давно, почти 10 лет. Помню, как удивилась, когда увидела ее первый раз - в июне 2008-го в гостях. Она была одета в мусульманскую одежду - длинное свободное закрытое платье, на голове платок. Еще больше удивлялась, когда на «Привет, Оля!», отвечала «Ассаламалейкум!», на «Как дела?», отвечала «Альхамдулля, всё хорошо».
У Ольги отец украинец, мама немка. Ислам приняла еще в 2001 году, хотя у нее в роду никого из мусульман никогда не было. Родилась и выросла Оля под Алматы в многонациональном селе Абай. Замуж вышла за парня, у которого мать – уйгурка, а отец был казахом, он рано умер.
- Оля, а что стало причиной того, что ты пришла в ислам?
- Изначально причиной была Галя (мужья Гали и Оли – родные братья, Галя – полуказашка, получувашка, тоже приняла ислам – Т. Н.). Они с русскими девушками-родственницами, которые на тот момент тоже уже пришли в ислам и были покрыты, принесли мне Коран в переводе Пороховой. Тогда Кулиева еще не было. Как раз был месяц Рамазан, и я его полностью прочитала, и поняла, что это мое, мне всё было близко, понятно, что там написано. А до этого, когда я еще не была замужем, я пыталась читать Библию, но не понимала. А тут с первого раза стала всё понимать. Всё это вместе и стало причиной того, что я тоже стала читать намаз, но пока не покрывалась.
- А когда покрылась?
- Чуть позже, потому что платок требует моральной готовности, чистоты, искренности. То есть, чтобы не снять его опять, надо быть готовой к ношению платка, понимать, что покрываться надо ради Аллаха, что Он так приказал. Платок я надела в 2001-м, тогда не только русские или немки, но даже сами мусульманки, представительницы азиатской национальности не носили еще. Это сейчас много, а тогда мы были первопроходцы.
- Какое у тебя было ощущение после того, как надела платок?
- Спокойствие на душе. Я чувствовала такую радость, гордость, что не описать никаким словами. Что это нужно, что это самое главное для жизни, основа... Не сам платок, разумеется, а внешний образ, вид, который соответствует требованиям Аллаха. Конечно, было много испытаний.
- Каких, например?
- Например, со стороны соседей. Когда я приняла ислам и встала на намаз, они отреагировали очень резко и даже перестали со мной общаться. Среди них были русские и казахи, но в основном казахи.
- То есть, сами казахи к этому отнеслись неодобрительно?
- Да. Соседи и те, кто знал меня близко. А вот те, кто меня не знал, наоборот, с восхищением смотрели на меня, спрашивали, как и когда я пришла в ислам, и выражали уважение. Спрашивали, в исламе? Я говорила, да. Они умилялись: мы казахи, не читаем намаз, а ты, русская, читаешь?! А вообще я по отцу украинка, по матери немка, а в паспорте по ошибке написали "русская", да так и осталось.
- А ты себя кем больше ощущаешь?
- Не знаю (смеется). Но по характеру я казашка, мусульманка.
- Как отнесся муж к тому, что ты приняла ислам, встала на намаз?
- Нормально, был «за», хотя сам не читает намаз. У него отец казах, мать уйгурка.
- Как вы познакомились и поженились?
- Познакомились случайно, в кино, он местный, абайский.
- А ты откуда?
- Тоже отсюда. Моя мама работала с его мамой, и я маленькая знала его маму, а его самого не знала. Мы познакомились в 91-м, поженились в 93-м. Ислам я приняла, будучи замужем, когда у меня был уже третий ребенок.
- Сколько у вас всего детей?
- Пятеро, Альхамдулля, один мальчик и четыре девочки.
- Как дети относятся к твоей новой вере?
- Трое старших сами читают намаз (улыбается).
- Это ты их привела в ислам?
- Не прям я. Когда мы, мусульмане, собирались, они тоже были, слушали и сами к этому пришли, без принуждения. В религии не должно быть принуждения, в религии должно быть объяснение, разъяснение, нужно доносить до детей всё, что правильно, всё, что необходимо. Вот у меня пятеро детей, с тремя я ходила, когда еще не приняла ислам, с двумя я уже была в исламе. И вот я сравниваю, они все равно отличаются. Младшие веру впитали как бы с молоком матери, ведь когда при беременности читаешь намаз, говоришь об Аллахе, ребенок всё это видит, слышит, а потом с малых лет всё понимают и принимают в религии, им всё интересно и в этом им легче. Они с младых ногтей уже знают и любят религиозные праздники, Курбан айт, им легче встать на намаз, они уже сейчас просят, чтобы я их научила читать намаз, им легче надеть платок. А старшим в этом все-таки труднее, они что-то принимают, что-то не принимают или просто не понимают.
- Оля, у нас сейчас запрещено носить платок в школе и вокруг этого много разговоров, недоразумений. Как ты думаешь, нужен ли такой запрет?
- Платок не мешает, наоборот… Когда девочка ходит в платке, это ее дисциплинирует, призывает к определенному поведению, что она носит платок и должна соответствовать этому, у нее уже другие действия, поступки, она не пойдет пить, курить, заводить всякие сомнительные знакомства, она будет разборчива в людях и так далее. С запретом платка много проблем возникает. Я читала в новостях, что на западе Казахстана десятки девочек из-за этого не ходят в школу, не могут нормально окончить четверть. Это неправильно, так не должно быть, у них тоже есть право на учебу и этот вопрос надо как-то решать.
- А ваши дочки в школе носили платок?
- Только старшая, но она уже взрослая, замужем, но в то время тоже был приказ о запрете платка, кстати, первый приказ министра образования на этот счет. Это были 2010-2011 годы. Дело дошло до того, что дочка сказала: «Или я бросаю школу, или хожу в платке». Она тогда училась в 11 классе. Но слава Аллаху, школу она окончила в платке.
- Как к ней в школе относились?
- Очень хорошо! Она была большой активисткой, спортом занималась, волейболом, и никто не хотел, чтобы она уходила. К ней и ученики, и учителя очень хорошо относились, так что у нее в школе из-за платка вообще никаких проблем не было. Мешал только приказ министерства, им же надо как-то реагировать на это. А так платок сам по себе в школе никому не мешает. Абсолютно.
- Как восприняли твои родственники то, что ты приняла ислам?
- Из родственников у меня сейчас остались только брат родной и тетя, остальные все уже умерли. Когда я приняла ислам, они еще были живы. Мама этому не особо сопротивлялась, она была только против платка, когда я его только надела. А потом все нормально стало, она привыкла, я просто объяснила и она поняла. Остальные родственники тоже хорошо относились к тому, что я в исламе, уважали мое решение, мнение, считали, что значит так правильно, нужно.
- С соседями помирились?
- Помирились (смеется). Я же говорю, раньше мы с ними очень хорошо общались, потом они от меня отвернулись и повернулись снова тогда, когда стало больше информации в СМИ об исламе, о религии, о том, как важно жить по шариату, и когда всё больше женщин и девочек стали носить платки. И они опять стали нормально относиться.
- Сейчас в обществе появляется исламофобия, после всяких терактов в мире люди стали бояться религии ислам, создается какой-то негативный образ мусульман…
- Бояться надо не мирных верующих, а тех, кто стоит за этими терактами, кто заставляет взрывать, убивать. Ислам – религия мира и добра, ислам не призывает к терактам или еще к каким-то действиям против людей. Те, кто совершает якобы джихад – самоубийцы, а в исламе запрещено убивать самого себя, это харам. Я несколько раз перечитала Коран, читала много хадисов и нигде не говорится, что надо убивать людей или доставлять им какие-то страдания, дискомфорт. Я далека от политики, поэтому мне трудно судить об истинных причинах терактов, но знаю одно, что те, кто прикрывается религией, преследуют какие-то свои неблаговидные цели, которые ничего общего с исламом не имеют. Чтобы не было исламофобии, нужно больше объяснять людям об истинной религии ислам, с достоверных источников, не нужно весь ислам связывать с отдельными людьми, с отдельными действиями, терактами, к этому не призывает ни одна религия.
- Что дал тебе ислам?
- Самое главное – спокойствие в душе. Также я спокойна за детей, что, приняв ислам, они идут правильной дорогой и никогда ничего плохого не сделают ни себе, ни другим, не совершат того, что может привести к нехорошим пагубным последствиям. Вот сейчас многие молодые люди пьют, наркотиками балуются, являются завсегдатаями ночных клубов. К чему это приводит, мы видим – драки, поножовщина, убийства, тюрьма. Многие девушки, приехав в город, начинают вести беспорядочный образ жизни, беременеют, но ребенка иметь не хотят, выбрасывают и об этом тоже очень часто пишут в новостях и это страшно. А, приняв ислам, человек уже не идет по скользкому пути, он верит и слушается Аллаха, полагается на Него, просит защиты от всего дурного и Он помогает, защищает.
- Ты общаешься с мусульманской уммой или только с теми, кто тебя окружает?
- Я очень тесно общаюсь с мусульманками, так как работаю в Алматы в чисто женском мусульманском коллективе и никакого внутреннего дискомфорта не испытываю, наоборот, мне хорошо, я постоянно узнаю что-то новое в исламе и в жизни наших мусульман, получаю какие-то знания, с которыми делятся наши сестры.
Меня мой новый образ не тяготит, наоборот, приносит удовлетворение. К нам же много женщин приходят и когда они видят меня, женщину европейской национальности, в платке, это вызывает у них чувство радости, умиления, восхищения и особенно у тех, кто только пришел в ислам. Для них это хороший пример, большая морально-психологическая поддержка.
P.S. Оленьку все любят и уважают – и родня, и соседи, и сваты, и дети, и односельчане, и сестры-мусульманки, она пользуется безупречным авторитетом, сама видела, знаю. Она очень хороший человек, у нее замечательный характер, она добрая, участливая, тактичная, улыбчивая, приветливая. Прекрасная жена, прекрасная мать, прекрасная хозяйка. В ее доме всегда чисто, убрано и много гостей. Она уважает народные обычаи и традиции, многочисленных родственников мужа, отлично готовит казахские и уйгурские блюда и у нее уже даже лучше получается, чем у второй мамы – свекровки Сауле-апашки, которая когда-то терпеливо учила свою молодую русскую невестку лепить манты, стряпать баурсаки, самсу, делать лагман, бешбармак…
Сейчас Ольга мечтает совершить хадж. Очень хочет...
Торгын Нурсеитова
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript