Оптимизация уголовного процесса проводится в интересах граждан (Сетевое издание zakon.kz)
Оптимизация уголовного процесса проводится в интересах граждан
В последнее время в уголовном судопроизводстве страны происходят различные изменения. О том, как эти изменения коснутся простых граждан в интервью корреспонденту Zakon.kz рассказывает прокурор Атырауской области Ернат Сыбанкулов.
- Не секрет, что уголовный процесс, так или иначе касается наших граждан. Расскажите, что за изменения происходят в нем и чем они лучше былой системы?
- Как вам известно, вторым направлением Плана Нации является «Обеспечение верховенства закона». Поэтому сейчас у нас в стране проводится работа по модернизации уголовного процесса. Глава государства Н. Назарбаев внес в Мажилис Парламента законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам модернизации процессуальных основ правоохранительной деятельности».
Модель предлагаемая Главой государства в первую очередь направлена на упрощение и ускорение уголовного судопроизводства. При этом все это делается в интересах наших граждан.
Предлагаются несколько направлений в реформировании уголовного процесса это повышение уровня защиты прав и свобод человека в уголовном процессе. Повышение состязательности уголовного процесса, прежде всего за счет расширения процессуальных возможностей адвокатов. Упрощение процедур расследования и обеспечения экономичности процесса. Дальнейшее расширение судебного контроля за досудебной стадией. Исключение дублирования и четкое распределение полномочий между органами досудебного расследования, прокуратурой и судом.
- Получается ранее существовавшая уголовная практика, не была достаточно эффективной?
- Не совсем верно, предлагаемые новшества улучшают существующую систему, но при этом содержать в себе новаторский подход, больше ориентированы на соблюдение прав граждан, обеспечивают их защищенность от возможного давления со стороны органов уголовного преследования.
Пересматриваются подходы работы правоохранительных органов, повышая, я б сказал их гибкость, мобильность, оперативность и дисциплинированность. Также повышается прозрачность уголовного процесса. Уголовный процесс становится и экономным.
К примеру, содержание под стражей, как самую суровую меру пресечения, новым законопроектом предлагается применять в исключительных случаях и лишь тогда, когда другие меры пресечения использовать невозможно.
Предлагается сократить срок задержания органом уголовного преследования гражданина с 72 часов до 48 часов, задержание до 72 часов может быть применяться лишь в исключительных случаях.
Исключительные случаи это совершение лицом особо тяжких, террористического или экстремистского преступления, преступлений в ходе массовых беспорядков, преступлений связанных с наркотиками и т.д.
Говоря простым языком, следователь имеет право лишь до 48 часов задержать подозреваемого, после либо он получает санкцию суда на дальнейшее его содержание под стражей, либо обязан его отпустить.
Более того, в законопроекте предлагается запретить сбор доказательств, выходящих за пределы расследуемого деяния, т.е. теперь следователь - дознаватель может собирать доказательства только в рамках зарегистрированного в ЕРДР факту, а не «раскапывать» всю «подноготную» человека, чтобы бесконечно держать его в орбите оперативного интереса.
Отдельного внимания повышения роли адвокатов, которые согласно законопроекту будут обладать более широкими полномочиями по сбору доказательств, включая непосредственное обращение в суд с ходатайством о производстве следственных действий.
Адвокат уже реально сможет принудить к проведению следственных действий необходимых для его линии защиты.
То есть повышением состязательности, обеспечением равноправия будет исключен обвинительный уклон уголовного процесса, что всерьез повлияет на обеспечение прав граждан в уголовном судопроизводстве.
Далее, производство по уголовным проступкам будет максимально упрощено за счет создания особого порядка расследования по аналогии с административным производством.
Дальнейшее расширение судебного контроля за досудебной стадией.
Очередным шагом по обеспечению баланса между обвинением и защитой в судах, должна стать передача в компетенцию суда санкционирования негласных следственных действий и принудительного освидетельствования.
Исключение дублирования и четкое распределение полномочий между органами досудебного расследования, прокуратурой и судом.
Предлагается полномочия прокуратуры по санкционированию залога и принудительного получения образцов передать исключительно суду.
- Есть ли существенные сдвиги в уголовном процессе, какие новшества уже реализуются и как это отразилось на гражданах?
- Уверен, вы наслышаны о том, что в системе органов прокуратуры происходят серьезные перемены, которые положительно сказываются на нашей работе в целом.
Прокуратура теперь в большей степени ориентирована на обеспечение законности в уголовном процессе.
Поэтому совместно с правоохранительными органами пересматриваются подходы к сложившимся уголовным процедурам.
Очевидный факт особое недовольство граждан вызывают факты волокиты расследования уголовных дел. Казалось бы, очевидные дела могли расследоваться месяцами. В итоге страдал гражданин, вовлеченный в уголовный процесс. В ущерб своим делам, он вынужден был месяцами ждать результатов расследования. Постоянно посещать следователя-дознавателя. Допросы, очные ставки, ознакомления с результатами экспертиз. Все это занимало уйму времени.
Сейчас же в результате принятых мер свыше 70 % оконченных производством уголовных дел по области направляются в суд до 10 суток с момента регистрации. Согласитесь это более чем разумные сроки.
Определили процессуальных прокуроров, делегировали им полномочия по осуществлению надзора по очевидным преступлениям. В зданиях отделов внутренних дел постоянно дежурят прокуроры и могут принимать решение по уголовным делам. Так сказать повысили мобильность прокуроров.
Это выгодно гражданину - соблюдение его прав постоянно на контроле, в РОВД всегда есть прокурор, обязанный по его требованию дать оценку действиям полицейских.
Нахождение прокурора в здании РОВД также весьма выгодно следователю. Теперь он может согласовывать определенные следственные действия с прокурором на месте. Сэкономленное время направляется на скорейшее завершение расследования уголовного дела. Повышается дисциплина сотрудников полиции.
Сейчас допросы и другие следственные действия следователи-дознаватели проводят в прозрачных кабинетах, к тому же оборудованных видео и аудио фиксацией. Таких кабинетов в отделах полиции области уже 19. Это позволит исключить факты применения недозволенных методов следствия.
- В последнее время много говорят о цифровизации уголовного процесса. Расскажите какова ситуация в Атырау?
- Да, в соответствии с государственной программой «Цифровой Казахстан» в стране полным ходом проводится цифровизация. Коснулась она и правоохранительный блок.
В частности, по инициативе Генеральной прокуратуры реализуется проект «Электронное уголовное дело». Инновационное решение позволяет перевести уголовный процесс с бумажного на электронный формат.
Проект успешно реализуется в некоторых областях страны.
Мы в качестве эксперимента в пилотном режиме опробовали ее возможности в нашей области.
Представьте себе, все следственные действия проводятся в электронном формате. От регистрации до исполнения наказания. Все автоматизировано, прозрачно, подделать, приписать невозможно. Нет бумажной волокиты. Прокурор может изучить дело, дистанционно не выходя из кабинета. Также даются указания, выявляются нарушения. Следователю не нужно тащить многотомные уголовные дела в прокуратуру и обратно. Все решения принимаются в онлайн режиме, через компьютер.
С начала реализации проекта в информационной базе в электронном виде нами было зарегистрировано около 461 уголовных дел, из них в суд в рамках данного проекта направлено 56 дел.
Одновременно, материалы для санкционирования судом следственных действий направлены в электронном виде. С начала проекта в суд направлено 36 таких материалов.
Дистанционно провели судебные заседания по санкционированию следственных действий. По новому формату прокурор и судья сидят у себя в кабинетах. Подозреваемое лицо в ИВС со своим адвокатом. Санкционирование проводится в онлайн режиме посредством скайпа.
Вы же понимаете, какая это экономия бюджетных средств, времени сотрудников прокуратуры, полиции, суда, граждан.
Примечательно, что сотрудники правоохранительных органов сами положительно оценивают нововведение, им стало проще работать. Все шаблоны процессуальных документов уже имеется в системе.
Учитывая положительные результаты, мы надеемся на скорейшее введение этой системы по всей стране.