Как будет выглядеть Трудовой кодекс РК к середине 21 века (П. Поповкин)
Как будет выглядеть Трудовой кодекс РК к середине 21 века
В 01.11.2017 г. На сайте «zakon.kz» (https://www.zakon.kz/4886428-pochemu-kazahstanskie-zakonodateli-uzhe.html) была опубликована статья «Бесчеловечная революция», где рассказывалось о приближении четвертой промышленной революции, связанной с полной автоматизацией всех сфер производственной деятельности.
Роль работника, как субъекта трудовых отношений, будет стремительно сужаться. Не только простой работяга, но и высококвалифицированный специалист, грубо говоря, окажутся нерентабельными единицами в сложном технологическом процессе. Человеческий ум и физические возможности не в состоянии уже сейчас справиться с большинством операций, которые выполняют различные машины и компьютеризированное оборудование. Окончательное вытеснение работников будет связано с повсеместным внедрением умных роботов. К их «нашествию» уже сейчас готовятся правительства и законодатели развитых капиталистических стран.
На постсоветском пространстве в основном пока скептически относятся к таким чересчур фантастическим прогнозам. По многим показателям, например, экономика Средней Азии до сих пор находится на уровне 70-80 годов прошлого века. С распадом Союза исчезли многие отрасли производства: приборостроение, машиностроение, тяжелая обрабатывающая промышленность. Религиозное население придерживается старых взглядов, установленных обществом, живущим за счет сельского хозяйства.
Тем не менее, Казахстан, являясь лидером региона по ряду показателей, готов к внедрению новых технологий. Основным фактором здесь должно стать повсеместное внедрение элементов четвертой промышленной революции.
В предыдущей статье мы отметили, что самая главная угроза, которую принесет роботизация, это массовая безработица. Чтобы избежать подобного сценария развития событий в будущем, казахстанские юристы, законодатели, политики, чиновники должны уже сейчас готовить общество к последствиям глобального промышленного переворота и прежде всего разрабатывать проекты правовых актов по социальной защите занятого населения.
Мы, журналисты, не надеясь на «круглые столы» на эту волнующую тему, взяли на себя смелость заглянуть в грядущее и предположить, как будет выглядеть структура Трудового кодекса лет так через тридцать.
Прочь влияние извне — привыкайте к новизне!
В открывающей нынешний кодекс статье 1 «Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе» будут внесены новые определения:
* Полностью автоматизированное производство (ПАП) — предприятие, где производственный цикл происходит без участия работников.
* Частично автоматизированное производство — предприятие, где производственный цикл в ряде стадий происходит с участием работников.
* Технический субъект (ТС) — роботизированная система с широкими возможностями, исполняющая множество функций на уровне работника-человека или ряда работников, способная идти на контакт с работником (работниками), взаимодействовать с ним (ними). ТС — обладает искусственным интеллектом (ИИ); исходя из потребностей производства, самостоятельно принимает решение, действует, при условии полного обеспечения безопасности работников.
* Технический объект (ТО) — робот-машина без искусственного интеллекта.
* Технический арбитр (ТА) — специалист-человек, который в ходе производственного цикла принимает жалобу от одной из сторон: работающих совместно технического субъекта и работника. ТА оперативно, в интересах производства, ее разрешает. Жалоба, например, может быть связана с техникой безопасности, если действия ТС, по мнению работника, создают опасную ситуацию.
Плюс робот с высоким ИИ
Соответственно могут быть внесены изменения в раздел 2 Трудового кодекса «Трудовые отношения».
В нынешнем Кодексе субъекты трудовых правоотношений — это участники общественных отношений, регулируемых трудовым законодательством, которые могут обладать трудовыми правами и обязанностями и реализовывать их. Субъектами (участниками) трудового правоотношения являются, с одной стороны, работник, а с другой — работодатель. Работник — физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.
В модернизированном кодексе появится третий участник трудовых правоотношений — Технический субъект, он же робот с высоким ИИ. Его основные обязанности: решать и выполнять производственные задачи; в зависимости от наделенных полномочий может отдавать работнику (работникам) приказы, при условии, что они не будут нести угрозу жизни, физическому и психическому здоровью работников.
ТС имеет две формы взаимодействия с работником (работниками): 1) начальник-подчиненный, 2 оба являются исполнителями приказаний ТА, работодателя.
Если начальником является ТС, то работник имеет право отказа выполнять его приказы: 1) если считает, что приказания робота для него опасны; 2) приказы не отвечают задачам производимых работ, могут привести к сбоям, порче имущества; 3) работник не может понять приказ.
В этом случае их взаимодействие переходит в стадию разбирательства, когда ТА получает жалобу от одной или обеих сторон. Соответственно ТС тоже имеет право отказа, если приказания человека создают вышеперечисленные трудности для исполнения. Если ТС и работник — равные исполнители (напарники), важно определить единицу эффективности, норму выработки для каждого исполнителя. Такая система измерения должна действовать особенно при сдельной оплате труда. В зависимости от затраченных усилий работник получает зарплату, ТС — определенный объем технического обслуживания.
Владелец не может его уничтожить
Безопасное, нормально функционирующее ТС имеет одно неотъемлемое право — владелец не может уничтожить его по своему усмотрению, причинить вред, произвести кардинальные изменения в программе.
На производстве принят некий машинный аналог нормы о жестоком обращения с животными. Все действия, связанные с дальнейшей судьбой вышедшего из строя или устаревшего ТС, производятся только специальными государственными службами. За умышленную порчу и уничтожение ТС владелец может понести административную или уголовную ответственность (преступление малой или средней тяжести).
В случае, когда происходит авария или несчастный случай с работником, всегда действует презумпция невиновности работника. Производственная комиссия, прежде всего, должна искать вину ТС, так как оно должно было избегать столкновения с работником, прогнозировать возможное ЧП. Вина ТС, конечно, зависит от уровня его ИИ и от того, наделено ли оно статусом электронной личности, насколько за его действия отвечает владелец или производитель робота. Если от действий работника повреждается или уничтожается безопасный ТС, его ответственность тоже исходит в зависимости от уровня ИИ робота. Если работник действовал из прямого умысла, тогда возможна административная или уголовная ответственность.
Меняются главы Трудового кодекса, связанные с основаниями для расторжения трудового договора с работником; подготовкой и переподготовкой кадров; социальными гарантиями и компенсационными выплатами.
Так, если предприятие с частичной автоматизацией производства переходит на полную автоматизацию, оно несет повышенные социальные обязательства перед своими работниками, работодатель должен создать благоприятные условия для получения ими новой профессии и т. п. На предприятие, которое отказывается от человека как рабочей единицы, соответственно увеличивается налоговая нагрузка. Государству во время повсеместной автоматизации придется тратить много средств для борьбы с высокой безработицей, которая неизбежна, если не будут своевременно появляться новые, востребованные профессии.
Кстати, в Интернете есть интересный ресурс — «Атлас новых профессий» https://atlas100.ru/catalog/. Как считают создатели сайта, новейшие профессии в скором времени станут для нас доступными. Например, после 2020 года появится специальность — проектировщик личной безопасности. Он оценивает и проектирует жизнь человека (заказчика) с точки зрения всех возможных рисков (от генетической предрасположенности к определенным заболеваниям до вероятности аварий и того, что человек станет жертвой преступления).
С увеличением числа ПАП будет уходить в прошлое и само понятие — работодатель, он исчезнет вместе с последним рабочим. Оба эти субъекта, возможно, превратятся в равных потребителей благ, когда предприятия от управленческой функции до производства предметов потребления превратятся в один сплошной ТС.
Павел ПОПОВКИН