Как в Казахстане реализуют программу «Денсаулық» (Сетевое издание zakon.kz)
Как в Казахстане реализуют программу «Денсаулық»
О том, как будет совершенствоваться, оптимизироваться, управляться и финансироваться система здравоохранения в интервью Zakon.kz рассказывает директор департамента политики общественного здравоохранения МЗ РК Айжан Есмагамбетова.
- По результатам проведенных реформ в системе здравоохранении основные показатели имеют положительную динамику. К примеру, продолжительность жизни за последние десять лет в Казахстане увеличилась до 72,4 лет. Однако, нам есть куда стремиться. Продолжительность жизни в странах ОЭСР свыше 80 лет. Для поэтапного приближения к стандартам ОЭСР в сфере здравоохранения и улучшения здоровья населения в 2016 году начата реализация Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» на 2016-2019 годы.
Основанием для разработки Госпрограммы являлась Стратегия «Казахстан-2050», План нации - 100 конкретных шагов по реализации 5-ти институциональных реформ, Стратегический план развития РК до 2020 года.
Программа «Денсаулық» является логическим продолжением предыдущих госпрограмм и направлена на реализацию задач, которые предусмотрены стратегическим планом РК развития до 2020 г.
Целью Госпрограммы является укрепление здоровья населения для обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны.
- По каким направлениям будет проделана работа на 2016-2019 годы?
- Для достижения поставленной цели определены 7 основных направлений Госпрограммы:
1. Развитие общественного здравоохранения, как основы охраны здоровья населения.
2. Интеграция всех служб здравоохранения вокруг нужд населения на основе модернизации и приоритетного развития ПМСП.
3. Обеспечение качества медицинских услуг.
4. Реализация Национальной политики лекарственного обеспечения.
5. Совершенствование системы здравоохранения на основе внедрения солидарности и повышения ее финансовой устойчивости.
6. Повышение эффективности управления человеческими ресурсами в отрасли здравоохранения.
7. Обеспечение дальнейшего развития инфраструктуры здравоохранения на основе государственно-частного партнерства, инноваций и современных информационно-коммуникационных технологий.
В 2017 году мы реализуем 123 мероприятия из которых 43 - должны быть завершены в текущем году. Программой предусмотрены три целевых индикатора и 36 показателей.
- Не могли бы вы подробнее рассказать о развитие общественного здравоохранения
- Все эти мероприятия реализуется для сохранения и укрепления здоровья населения.
Развитие общественного здравоохранения как основы охраны здоровья населения - сформирована служба общественного здоровья целью, которой является создание доступных и эффективных механизмов по профилактике болезней и укреплению здоровья. Аналогичные службы создаются и в регионах. На сегодня в структуре министерства здравоохранения создан Департамент политики общественного здравоохранения, комитет охраны общественного здравоохранения и его территориальные департаменты, которые находятся до районного уровня, при местных исполнительных органах созданы отделы общественного здоровья.
Основными направлениями деятельности СОЗ - это управление общественным здоровьем, изменения в направлении поддержания здоровья и поведенческих стереотипов населения через просвещение, консультации, пропаганду, поощрение здорового образа жизни на основе межведомственного взаимодействия ПМСП с заинтересованными государственными органами (санитарно-эпидемиологической, экологической, ветеринарной служб).
- Каким образом будет произведена интеграция всех служб здравоохранения вокруг нужд населения?
- Второе направление программы это - оказание медицинской помощи на уровне ПМСП. Предусмотрены модернизация и приоритетное развитие ПМСП, развитие скорой неотложной медицинской помощи, развитие специализированной медицинской помощи с интеграцией всех служб здравоохранения.
В целом, ежегодно в стране регистрируется более 50 млн. посещений к врачам ПМСП. На 1 жителя РК приходится 3 посещения, тогда как в странах ОЭСР этот показатель равен 6,7.
Для обеспечения комплексности и улучшения качества и доступности медицинской помощи, проводится политика объединения всех служб здравоохранения вокруг нужд пациента. Это туберкулезные, наркологические, онкологические и психиатрические службы.
Пересмотрена структура модели ПМСП, которая направлена на развитие малых форм общей врачебной практики. Это позволит снизить нагрузку на одного врача до уровня стран ОЭСР к 2019 году или до 1500 человек на одного врача.
Для облегчения деятельности медицинских работников ПМСП сокращено количество отчетных и учетных форм на 30%, что позволит сократить бумажный документооборот и снизить нагрузку на медработников и очереди в организациях ПМСП.
На сегодняшний день бесплатными лекарственными средствами на уровне ПМСП обеспечивается почти 2 млн. пациентов. С 2018 года увеличен перечень наименований лекарственных средств вырос с 266 до 274, в результате на 38% увеличено финансирование бесплатного лекарственного обеспечения.
Благодаря упрощенной выписке лекарств сразу на 3 месяца, значительно снизились затраты времени пациентов на посещения поликлиник за бесплатными лекарствами. Ежемесячная выписка бесплатных лекарств сохраняется только для дорогостоящих лекарств и лекарств для лечения редких заболеваний.
Внедряется интегрированная модель по пяти группам заболеваний, которая предусматривает распределение организаций здравоохранения по трем уровням оказания медицинской помощи в масштабах областей. Это онкологические заболевания, инсульты, инфаркты, травмы, родовспоможение и детство. Внедрение интегрированной модели позволит улучшить качество жизни пациентов и снизить летальность по этим заболеваниям.
В целях совершенствования оказания скорой помощи в республике будет создана двухуровневая модель службы скорой медицинской помощи..
Планируется внедрение в РК нового формата приемных покоев многопрофильных стационаров: внедрение триаж-системы, пациентоориентированного подхода, пересмотр кадрового и материально-технического оснащения приемных отделений.
- Как будет обеспечиваться качества предоставляемых услуг?
- В рамках третьего направления - обеспечение качества медицинских услуг предусмотрены стандартизация и управление качеством медицинской помощи, развитие аккредитации и лицензирования в здравоохранении.
При Министерстве здравоохранения создана Объединенная комиссия по качеству медицинских услуг. В состав комиссии входят, неправительственные организации, частный сектор, представители фармацевтических компаний и общественных объединений.
В текущем году, за 9 месяцев одобрено 108 клинических протокола диагностики и лечения, рассмотрено медицинских технологий, из которых было одобрено 18.
В настоящее время проводится работа по переводу ОКК в саморегулируемую организацию, это позволит принимать решения самим профессиональным сообществом в консенсусе с государством. Также, проводится аккредитация профессиональных медицинских ассоциаций с целью оценки их деятельности на соответствие установленным критериям для отбора и дальнейшей передачи им некоторых функций государственного органа.
В рамках дерегулирования планируется передача 14 функций в саморегулируемые организации и конкурентную среду.
- В этом году будет принят законопроект по регулированию цен на лекарства?
- По поручению Главы государства разработан законопроект по государственному регулированию цен на лекарственные средства.
Осуществляется реализация Национальной политики лекарственного обеспечения.
На сегодня увеличивается закуп лекарственных средств, которые проводятся в рамках прямых контрактов с производителями, что позволяет сэкономленные средства направить на закуп дополнительных лекарственных средств.
Доля отечественных производителей в общем закупе Единого дистрибьютора составила 75% в натуральном выражении, 30% в денежном выражении.
Цены снижены на 175 наименований лекарств на 23%, на 134 лекарства отечественных производителей на 5%.
На сегодняшний день Единым Дистрибьютором заключены 53 долгосрочных договора с 31 ОТП на поставку 1639 позиций (ЛС - 1076, ИМН - 563), что позволит запустить новое или модернизировать существующее производство благодаря гарантированному десятилетнему государственному заказу на фармацевтическую продукцию.
По поручению Главы государства разработан законопроект по государственному регулированию цен на лекарственные средства.
- Каким образом панируется повысить эффективность управления человеческими ресурсами в отрасли здравоохранения?
- Надо отметить, что обеспеченность населения врачами в РК выше, чем в странах ОЭСР, а медицинскими сестрами, наоборот ниже.
Вместе с тем, основной проблемой является обеспеченность кадрами, особенно на селе и конечно же качество подготовки кадров.
В связи с этим, мы проводим модернизацию медицинского образования через стратегическое партнерство с зарубежными вузами.
Определены стратегические зарубежные партнеры медицинских вузов, проведена работа по разработке стратегических планов развития на 5 лет, суть которых заключается в изменении программ обучения, расширении академической и управленческой самостоятельности медвузов, созданию университетских клиник, переобучению профессорско- преподавательского состава.
Продолжается работа по модернизации сестринского образования на основе финской моели прикладного бакалавриата.
- Заложены ли в программе, направления обеспечивающие развитие инфраструктуры?
- Одно из направлений программы это - обеспечение дальнейшего развития инфраструктуры здравоохранения на основе государственно-частного партнерства и современных информационно-коммуникационных технологий.
Предусмотрено развитие сети организаций здравоохранения, повышение эффективности оснащения и использования медицинской техники, обеспечение дальнейшего развития современных информационно-коммуникационных технологий.
Уже на сегодняшний день Министерством совместно с регионами разрабатывается Единый перспективный план развития инфраструктуры здравоохранения, предусматривающий потребность в трансформации сети и подготовку медицинских кадров, с учетом рационального использования ресурсов.
В настоящее время заключены 32 контракта ГЧП на общую сумму 19 млрд. тенге
В текущем году продолжается проект по внедрению электронных паспортов здоровья, которые позволят хранить все данные о здоровье человека на протяжении всей его жизни.
Персонифицированная медицина, благодаря внедрению электронных паспортов здоровья и смарт-медицины, позволит внести в обыденную жизнь каждого гражданина нашей страны инструменты сбережения здоровья. Каждый из нас сможет контролировать свои показатели здоровья, обращаться к специалистам через личный кабинет здоровья. Поэтапно мы перейдем к безбумажному документообороту и решим проблемы загруженности врачей. Они планируются к запуску в эксплуатацию в 2018 году.
Принимаемые меры позволят реализовать поставленную Главой государства задачу к 2050 году по вхождению Казахстана в число 30-ти самых развитых государств мира и дальнейшее увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 80 лет.