Лента новостей
0

Признать недействительность сделки (А. Жумашева, судья суда г. Актобе)

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 20.11.2017 08:51 Фото: zakon.kz

Признать недействительность сделки

 

А. Жумашева,

судья суда г. Актобе

 

Участники гражданского оборота нередко склонны к злоупотреблению институтом недействительности сделок в целях скорейшего и необоснованного обогащения. Поэтому суды должны противостоять попыткам злоупотребления правом, использования судебных процедур для достижения недостойных целей, а судебная практика должна быть направлена на стабильность гражданского оборота.

Оспаривание сделок - это самый распространенный вид гражданско-правовых споров в судах. И потому, хоть и имеется определенная практика их рассмотрения, нормативные постановления Верховного Суда и другие нормативные акты, нередко возникают вопросы по применению той или иной нормы.

Поскольку посредством совершения сделок проявляются все формы деловой активности участников гражданского оборота, действующее законодательство уделяет особое внимание их юридической чистоте. Если сделка не соответствует законодательству или какой-либо ее признак не соответствует установленному законодательством положению, эта сделка не может служить основанием для возникновения или прекращения гражданских прав и обязанностей и признается недействительной.

В общем виде недействительной является любая сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов.

Наиболее часто встречаются иски по оспариванию отчуждения имущества без согласия супруги, и по этим делам возникают проблемные вопросы по применению п. 2 ст. 33, ст. 34 Кодекса «О браке (супружестве) и семье».

Для исключения злоупотребления супругами своих прав, с возможным сговором между собой, стабильности гражданского оборота, суды не должны разрешать такие дела с установлением формального состава основания, по одному лишь отсутствию письменного согласия супруги. На практике нотариус не может проверить, действительно ли человек в браке не состоит, либо он предоставляет недостоверные сведения. Поэтому обратившийся к нотариусу берет на себя ответственность, подписывая заявление, в котором содержатся недостоверные сведения.

Судам следует исходить из п. 2 ст. 33 Кодекса «О браке (супружестве) и семье», в силу которого сделка, совершенная одним из супругов по распоряжению общим имуществом по мотиву отсутствия согласия другого супруга, может быть признана недействительной лишь при наличии доказательств тому, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о несогласии другого супруга на совершение сделки.

Заявители по таким искам обязаны представлять доказательства того, что другая сторона сделки знала об отсутствии согласия на продажу имущества, а суду необходимо выяснять добросовестность покупателя, знал ли он и мог ли знать о несогласии супруги на продажу.

Необходимо устанавливать следующие обстоятельства: проживают ли супруги совместно, до подачи иска интересовалась ли истица судьбой имущества, могла ли допускать его отчуждения, то есть предполагается ли ее согласие на продажу.

В случае отчуждения имущества без согласия одного из супругов последний может требовать признания сделки недействительной в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать о ее совершении.

Для признания недействительности сделки по основанию п. 1 ст. 158 Гражданского кодекса ввиду несоответствия ее содержания требованиям законодательства, а также совершения с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, судам, прежде всего, следует определить совокупность обстоятельств, а именно само содержание сделки и какому именно закону не соответствует ее содержание и одновременно мотивы и цель совершения оспариваемой сделки.

Согласно ст. 13 Закона «О жилищных отношениях» отчуждение жилища, находящегося в общей собственности, допускается только с согласия всех собственников. Если сделка затрагивает интересы несовершеннолетних детей, требуется согласие органа опеки и попечительства. Данная норма закона должна быть применима в зависимости от конкретной ситуации.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 67 или п. 1 ст. 71 Кодекса «О браке (супружестве) и семье» родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношении с любыми физическими и юридическими лицами без специальных полномочий.

Согласно ст. 23 Гражданского кодекса за несовершеннолетних, не достигших 14 лет, сделки совершают от их имени родители, усыновители, опекуны. Поэтому согласие органа опеки и попечительства на совершение родителями сделок обычно носит формальный характер.

Согласие органа опеки и попечительства действительно необходимо при совершении сделок родителями, страдающими алкоголизмом, наркоманией, то есть лицами, которые могут осуществить действия, противоречащие интересам детей.

При осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные ст. 128 Кодекса «О браке (супружестве) и семье». Исходя из п. 2 ст. 128, опекун не вправе без предварительного согласия органа опеки и попечительства совершать сделки по отчуждению, передаче в пользование, в том числе и в залог, а также любые другие сделки, влекущие уменьшение имущества подопечного.

Как показывает судебная практика, в отличие от споров, вытекающих из договора, заключенного в установленном законом порядке, вызывают определенные затруднения споры по установлению прав и обязанностей лиц, которые не оформили сделку надлежащим образом и ставят вопрос о признании ее действительной.

Основным поводом для обращения в суд с такими исками служит ненадлежащее и несвоевременное оформление договоров купли-продажи имущества (квартиры, транспортного средства и т.д.).

Согласно п. 3 Нормативного постановления Верховного Суда РК № 5 от 16 июля 2007 года «О некоторых вопросах разрешения споров, связанных с защитой прав собственности на жилище» в случае несоблюдения формы сделки, когда фактически совершенная сделка подтверждается иными, кроме свидетельских показаний, доказательствами (например, распиской о продаже жилища и получении денег либо выдачей доверенности на право отчуждения), при неизвестности места нахождения продавца заинтересованная сторона вправе обратиться в суд с иском о признании сделки действительной.

При совершении сделок, требующих нотариального удостоверения или государственной регистрации, согласие других участников совместной собственности на совершение сделки должно быть подтверждено в нотариальном порядке.

Часто в практике суда встречаются иски о признании сделок по купле-продаже автомобилей состоявшимися. При этом складывается несколько разная практика в судах. В одном случае в принятии иска отказывается, так как отсутствует нарушение прав, а именно ответчик жив, и можно у нотариуса заключить сделку купли-продажи, а в другом случае имеет место принятие иска в производство суда и принятие решения об отказе в иске. Но при принятии иска очень трудно найти ответчика, так как на момент его предъявления истец не знает ни о месте нахождения ответчика, ни тем более об автомашине.

Имеют место случаи, когда купля-продажа автомашины совершена у нотариуса. Однако покупатель на свое имя не зарегистрировал договор и автомашину в Управлении дорожной полиции. Автомашина значится за истцом и, соответственно, все налоги также начисляются на имя истца. Ответчик в судебном заседании отказывается от регистрации договора купли-продажи, так как уже по доверенности передал ее другому лицу.

В судебном заседании представитель дорожной полиции отказывается от регистрации автомашины за ответчиком, так как на данный момент отсутствует автомашина и технический паспорт на нее.

Согласно Правилам государственной регистрации и учета отдельных видов транспортных средств и Правилам приема экзаменов и выдачи удостоверений на право управления отдельными видами транспортных средств снятие с учета производится владельцами в т.ч. при прекращении права собственности, утилизации, вывоза за пределы РК, изменении места регистрации, места жительства физического лица. При этом в заявлении владельцем указываются соответствующие обстоятельства снятия с учета транспортного средства. В иных случаях транспортные средства снимаются с учета только на основании решения суда.

При разрешении таких споров следует иметь в виду, что законодательными актами строго определен перечень сделок, которые требуют нотариального заверения и считаются совершенными только после нотариального удостоверения.

В частности, из Инструкции «О порядке совершения нотариальных действий нотариусами в РК» следует, что подлежат обязательному нотариальному удостоверению следующие виды сделок: договор ренты; завещания; доверенности на управление имуществом и на совершение сделок, требующих нотариального удостоверения, если иное не установлено законодательством, и другие.

При рассмотрении данных споров судам следует учитывать, какие последствия повлечет за собой решение суда о признании сделки недействительной. Согласно п. 8 ст. 157 Гражданского кодекса недействительная сделка не влечет юридических последствий за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

При признании сделки недействительной каждая из сторон обязана возвратить другой стороне все полученное по сделке, а при невозможности возврата в натуре возместить стоимость в деньгах, так называемая двусторонняя реституция (признание последствия недействительности сделки).

При предъявлении иска о признании сделки недействительной истец в качестве предмета иска может указать только требование о признании сделки недействительной. Судебная же практика сформировалась таким образом, что суд при удовлетворении такого иска выносит решение не только о действительности и недействительности сделки.

Предметом иска о признании сделки недействительной является само материальное правоотношение, о подтверждении наличия или отсутствия которого истец просит вынести решение. На ответчика не возлагается обязанность по совершению определенных действий в пользу истца или по воздержанию от совершения действий, нарушающих право истца.

По искам о признании защита осуществляется самим судебным решением. Суд при удовлетворении такого иска должен только подтвердить отсутствие материального правоотношения между субъектами, если в исковом заявлении никакие другие требования не выставляются. Всякое обязывание ответчика к совершению каких-либо действий не охватывается таким иском.

Процессуальный закон предоставил истцу право определить предмет иска. Если в исковом заявлении ставится только требование признать сделку недействительной, то суд, действуя в соответствии с положениями Процессуального кодекса, не должен дополнять такой иск по своей воле дополнительным требованием и производить реституцию как последствие недействительности сделки.

При рассмотрении дел о признании сделок недействительными судьям необходимо уделять внимание оценке представленных доказательств и фактических обстоятельств дела.

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: