Жить и работать в новых условиях (А. Смолин, Председатель Высшего судебного совета)
Жить и работать в новых условиях
Анатолий Смолин,
Председатель Высшего судебного совета
Международными экспертами дана положительная оценка реформам судебной системы в нашей стране в рамках четвертого раунда мониторинга по реализации Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией, прошедшего в сентябре текущего года в Париже.
Прежде всего, речь идет о том, что в судах уже внедрены и активно используются информационные технологии, облегчающие работу судей и повышающие доступ к правосудию другим участникам судопроизводства. Сегодня подать заявление в суд можно электронным способом, посредством судебного кабинета. С 2016 года введен институт пожизненного содержания судей-пенсионеров в отставке. Все это делается для того, чтобы суды сосредоточились только на отправлении правосудия, которое должно осуществляться высококвалифицированными и справедливыми судьями.
Такие меры являются эффективными, но, чтобы их отдача была максимальной, одновременно с повышением уровня обеспечения судей следует ужесточать требования к их профессиональным и морально-нравственным качествам.
В своем выступлении на седьмом съезде судей, прошедшем в ноябре 2016 года, Президент Республики Казахстан - Лидер нации отметил, что формирование достойного судейского корпуса является самым принципиальным вопросом. Вершить правосудие должны только профессионалы с большим жизненным опытом и высокими моральными принципами. В судах не должно быть ни одного «случайного» человека. В связи с этим обеспечивается отбор на судейские должности наиболее подготовленных кандидатов и постоянно проводится системная работа по усилению требований к судьям. Вопросами отбора судей занимается Высший судебный совет, который с прошлого года стал автономным государственным учреждением. Об изменениях, прошедших в составе, и полномочиях совета уже неоднократно рассказывалось ранее, в связи с чем подробно остановимся на новеллах отбора судей.
Во-первых, в марте нынешнего года в Конституцию был внесен ряд поправок, которые получили положительную оценку как внутри страны, так и среди международного сообщества. Внесенные поправки также затрагивают вопросы судебной системы и отбора судей. В частности, из Конституции исключены требования к судьям и предусмотрена отсылочная норма к Конституционному закону.
Как показало время, ежегодно к судьям предъявляются все более высокие требования как к личным, так и к профессиональным качествам. В связи с этим исключение таких норм из Конституции позволяет проводить такую работу без внесения в нее поправок. Так, уже в июне 2017 года Конституционным законом «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» возрастной ценз для кандидатов в судьи повышен с 25 до 30 лет. Во-вторых, законодательно оптимизирован порядок проведения отбора. Как известно, с 2016 года председатели районных судов отбирались на конкурсной основе. Но с момента появления вакансии и до назначения нового председателя проходило значительное время. Учитывая, что на председателя суда возложены дополнительные руководящие функции, это не лучшим образом сказывалось на работе суда. Поэтому сейчас конкурс на должности председателей райсудов можно проводить заблаговременно, до открытия вакансии. В-третьих, получил свое дальнейшее развитие институт оценки работы действующих судей. Ранее судьи, профессиональная квалификация которых ставилась под сомнение, имели право пройти повторную оценку через год. Однако, учитывая, что вынесенные такими судьями решения могут вызывать вопросы, эту норму исключили. Теперь судьи с низкой квалификацией сразу освобождаются от должности. Если же обратиться к практической реализации норм по ужесточению отбора судей, то они показали свою состоятельность. Так, в процессе отбора судей всех уровней принимают участие общественность и судейское сообщество, которые активно участвуют в оценке кандидатов в судьи. С 2016 года этими органами проведены встречи с более чем 1 600 кандидатами, из которых порядка 10% не получили положительного заключения. Такие кандидаты не рекомендуются советом на судейские должности. Также принимаются меры по обеспечению качественной работы судей после их назначения. С 2016года проведена оценка 1319 действующих судей, из них 8 судьям было рекомендовано сменить специализацию, перевестись в другой суд, профессиональная квалификация 2 судей признана неудовлетворительной, и они освобождены от должности. Данная норма носит профилактический характер и позволяет отстранить от судейской работы лиц, которые могут принять незаконное решение. Значительно усовершенствован порядок приема экзаменов у кандидатов в судьи. Для проверки теоретических знаний претендентов разработано более тысячи вопросов и 150 практических задач, охватывающих все отрасли права, а сам экзамен проводится с обязательным использованием средств аудио- и видеофиксации. Положительно себя зарекомендовали институты психологического тестирования и полиграфологичес кого исследования кандидатов в судьи, которые позволяют определить стрессоустойчивость и морально-нравственные качества будущих судей. С 2016 года в квалификационном экзамене для кандидатов в судьи приняли участие 473 человека, из которых успешно его сдали и прошли психологическое и полиграфологическое исследование только 23%. Лица, успешно сдавшие квалификационный экзамен, могут приступить к прохождению годичной стажировки в судах, которая с 2016 года проводится на оплачиваемой основе и с отрывом от основного места работы. В настоящее время такую стажировку прошли 46 человек, 36 из которых участвуют в конкурсе на судейские должности, объявленном советом. Таким образом, можно констатировать, что кандидаты в судьи проходят многоступенчатую систему подготовки и отбора, позволяющую отсеять претендентов, профессиональные и моральные качества которых вызывают сомнения. В завершение хотелось бы отметить, что проведенный Высшим судебным советом анализ позволил определить портрет среднестатистического судьи районного звена. Это мужчина в возрасте 41 года, который имеет 8 лет судейского стажа. В областных судах работают судьи, средний возраст которых составляет 50 лет, при судейском стаже 18 лет. А для судей Верховного суда эти цифры составляют 52 и 22 года соответственно. В итоге можно говорить о том, что в судах работают зрелые и состоявшиеся судьи, имеющие большой жизненный и профессиональный опыт. Но работа по повышению их профессионального уровня на этом не завершается. Высшим судебным советом и далее будут приниматься законодательные и практические меры по совершенствованию отбора судей