Соблюдать гласность процедуры (Р. Танадбаев, судья Шахтинского городского суда Карагандинской области)
Соблюдать гласность процедуры
Р. Танадбаев,
судья Шахтинского городского
суда Карагандинской области
Вопросы изъятия земельных участков для государственных надобностей очень актуальны, особенно в тех городах, в которых идет активная застройка. Порядок выкупа земельных участков для государственных надобностей регулируется Земельным кодексом, Законом «О государственном имуществе».
В ст. 84 Земельного кодекса РК закреплены общие положения и принципы принудительного отчуждения земельного участка для государственных нужд.
Земельный участок может быть принудительно отчужден в исключительных случаях при невозможности иного способа удовлетворения этих нужд и условии равноценного возмещения имущества с согласия собственника или негосударственного землепользователя либо по решению суда.
Исключительными случаями для принудительного отчуждения земельного участка для государственных нужд являются:
- международные обязательства, вытекающие из международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан;
- предоставление земель для нужд обороны и национальной безопасности, особо охраняемых природных территорий, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, создание и функционирование специальных экономических зон;
- обнаружение и разработка месторождения полезных ископаемых;
- строительство (реконструкция) автомобильных и железных дорог, строительство (реконструкция) аэропортов, аэродромов, объектов аэронавигации и авиатехнических центров, объектов железнодорожного транспорта, мостов, метрополитенов, тоннелей, объектов энергетических систем и линий электропередачи, линий связи, объектов, обеспечивающих космическую деятельность, магистральных трубопроводов, инженерно-коммуникационных сетей, объектов нефтеперерабатывающего производства, отнесенных к стратегическим объектам, реализация концессионных проектов, объектов общего пользования населенных пунктов;
- исполнение генеральных планов населенных пунктов в части строительства объектов, подпадающих под перечень исключительных случаев, установленных настоящей статьей, а также строительство объектов, предусмотренных документами Системы государственного планирования РК за счет бюджетных средств.
Принудительное отчуждение земельного участка для государственных нужд, предоставленного в землепользование, если предоставленное право не выкуплено у государства землепользователем, осуществляется без выкупа права землепользования. Если право землепользования им выкуплено, в соответствии с Кодексом и Законом РК «О государственном имуществе» землепользователю возмещаются убытки в полном объеме, по его желанию может быть предоставлен другой земельный участок.
Принудительное отчуждение земельного участка допускается только в том объеме, в каком это необходимо для удовлетворения государственных нужд.
Не может быть признано принудительным отчуждением земельного участка для государственных нужд любое отчуждение, преследующее коммерческие цели негосударственных юридических лиц и цели удовлетворения негосударственных интересов, либо иное отчуждение, не вытекающее из целей осуществления государственных функций и не преследующее общественно значимые цели. Принудительное отчуждение земельного участка для государственных нужд производится при соблюдении гласности процедуры отчуждения.
Невыполнение положений настоящей статьи является основанием для отказа судом в принудительном отчуждении земельного участка для государственных нужд и отмены принятого Правительством РК или местным исполнительным органом постановления о начале принудительного отчуждения земельного участка для государственных нужд. Защита прав лиц, у которых отчуждается земельный участок для государственных нужд, осуществляется в судебном порядке.
Собственник или негосударственный землепользователь отчуждаемого для государственных нужд земельного участка в соответствии с Кодексом после принятия постановления о начале принудительного отчуждения земельного участка вправе инициировать согласительные процедуры в порядке, установленном гл. 6 Закона РК «О государственном имуществе», в котором можно выделить четыре этапа процесса изъятия земель.
Первый - принятие постановления Правительства или местного исполнительного органа. Второй - определение размера возмещения в связи с изъятием земельных участков, данный порядок регламентирован ст. 63 Закона РК «О государственном имуществе». Третий - заключение договора о выкупе земельного участка. Четвертый - принудительное изъятие земельного участка, если стороны не заключили договор об изъятии земельного участка.
При несогласии собственника изымаемого для государственных нужд имущества или негосударственного землепользователя с постановлением, указанным в п. 2 ст. 63 Закона, и (или) недостижении с ним соглашения о стоимости изымаемого для государственных нужд имущества и размере убытков, подлежащих возмещению, по истечении трех месяцев с момента получения уведомления собственником или негосударственным землепользователем, но не позднее срока (даты) осуществления принудительного отчуждения, определенного в постановлении, указанном в п. 2 ст. 63 настоящего Закона, местный исполнительный орган вправе обратиться в суд с иском о принудительном отчуждении земельного участка или недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд.
В случае отказа в иске о принудительном отчуждении земельного участка или недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд убытки, причиненные собственнику или негосударственному землепользователю, в результате предъявления иска и принятия постановления, указанного в п. 2 ст. 63 настоящего Закона, подлежат возмещению из бюджета.