Совершенствуя уголовно-процессуальное законодательство (Линара Сактаганова)
Совершенствуя уголовно-процессуальное законодательство
Линара Сактаганова
Развитие уголовного процесса в Казахстане обусловлено правовой политикой государства, важнейшим приоритетом которой является обеспечение верховенства права.
Таким был лейтмотив международной конференции на тему: «Уголовный процесс Казахстана: пути модернизации», организованной по инициативе Администрации Президента, Мажилиса Парламента, Верховного Суда и Генеральной прокуратуры страны при содействии проекта Европейского Союза «Совершенствование уголовного правосудия в Казахстане», а также проекта Европейского Союза и Совета Европы «Поддержка в улучшении качества и эффективности системы правосудия Казахстана».
В работе заседания приняли участие заместитель Руководителя Администрации Президента Талгат Донаков, Председатель Конституционного Совета Игорь Рогов, Председатель Верховного Суда Кайрат Мами, Председатель Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Нурлан Абдиров, Министр юстиции Марат Бекетаев, а также депутаты Парламента и представители центральных правоохранительных органов, ученого и адвокатского сообщества, неправительственных организаций, международные и национальные эксперты.
В своем приветственном слове заместитель Руководителя Администрации Президента Талгат Донаков отметил актуальность рассматриваемой темы в свете инициатив Главы государства.
- Наша юридическая система в этом году вступила в новый этап, который связан с президентской инициативой, выраженной в законопроекте. Для нас наступает ответственный момент законодательной реализации установок Главы государства в плане модернизации правоохранительной деятельности. Этому законопроекту предшествовала большая подготовительная работа, в рамках которой был изучен значительный объем зарубежного опыта. При этом Президент поручил сделать наш уголовный процесс более эффективным и повысить уровень правозащитных стандартов правоохранительной деятельности, приблизить их максимально к общепризнанным международным стандартам, чтобы, с одной стороны, действующие нормы уголовного процесса обеспечивали эффективное противодействие преступности, с другой - обеспечивали защиту прав и свобод граждан. При решении этой задачи разработчики стремились обеспечить баланс. В целом нам удалось выдержать этот вектор. Итогом нашей работы стал законопроект, который рассматривается Парламентом. В течение следующего года наступит старт его реализации, мы будем оценивать ход его применения, - сказал Т. Донаков.
Председатель Конституционного Совета Игорь Рогов подчеркнул особую значимость реформы, которая, по его словам, является логическим продолжением большой конституционной реформы Казахстана.
- Благодаря этой реформе не только перераспределены полномочия между ветвями власти и отдельными институтами, но и обрисованы новые задачи в отношении судебной власти, прокуратуры и всей правоохранительной деятельности. Глава государства на открытии очередной сессии Парламента поставил задачу о продолжении реформы именно в правоохранительной сфере, - сказал Председатель Конституционного Совета.
По словам И. Рогова, в положениях проекта закона есть нормы, которые вытекают из некоторых решений Конституционного Совета.
- Конституционный Совет в ряде своих посланий указывал на то, что проведение целенаправленной комплексной работы по укреплению конституционной законности предполагает дальнейшее повышение роли суда в защите прав и свобод личности в досудебном производстве. Как известно, в данном законопроекте значительно расширяется компетенция судебных органов, и практически суды становятся главным органом, осуществляющим контроль за досудебным производством, в том числе в такой сложной сфере, как осуществление контроля за негласными следственными действиями. Особый интерес представляют меры, нацеленные на повышение состязательности уголовного процесса. В нормативном постановлении Конституционного Совета от 20 августа 2009 года сказано, что Конституция возлагает на адвокатов особую обязанность по оказанию квалифицированной юридической помощи как физическим, так и юридическим лицам, а на государство - по обеспечению конституционного права каждого на такую помощь, - добавил И. Рогов.
При этом он выразил мнение о том, что предлагаемые новации представляют большой интерес, поскольку в большей мере обеспечивают состязательность процесса в досудебном производстве.
Новый этап реформирования
Особую значимость законопроекта для казахстанского общества отметил Председатель Верховного Суда Кайрат Мами. Глава судейского сообщества, прежде всего, обратил внимание на внесение документа в Парламент по инициативе Президента. При этом отмечено, что при подготовке законопроекта были поддержаны все инициативы Верховного Суда.
- Концепция правовой политики на 2010-2020 годы определила основные приоритеты совершенствования процессуального законодательства Казахстана. Важнейшей задачей является последовательная реализация основополагающих принципов уголовного судопроизводства, направленных на защиту прав и свобод человека. С принятием в 2014 году новых Уголовного, Уголовно-процессуального, Уголовно-исполнительного кодексов начался новый этап формирования национального законодательства, который нацелен на снижение его репрессивности. Правоприменительная практика реализации указанных законов свидетельствует о своевременности и правильности сделанного нами выбора, - подчеркнул Кайрат Мами.
При этом Председатель Верховного Суда отметил оправданность новых институтов: следственного судьи, ускоренного досудебного расследования, процессуального прокурора и других. Вместе с тем, по его словам, практика применения нового законодательства в этой сфере показала необходимость дальнейшей модернизации досудебной стадии процесса.
Наиболее актуальным он считает вопрос о разработке и использовании новых подходов в развитии национальной модели эффективного судопроизводства.
- Одним из ключевых направлений реформирования уголовного процесса является сокращение срока задержания с 72 до 48 часов, а в отношении несовершеннолетнего - до 24 часов. Несмотря на значительное совершенствование способов и методов сбора доказательств, указанный срок задержания в нашем законодательстве не пересматривался с 1959 года. Предлагаемое новшество, без сомнения, можно рассматривать как прогрессивный шаг в повышении гарантий соблюдения основополагающего конституционного права человека - права на свободу, - подчеркнул Кайрат Мами.
Не менее важной инициативой Верховного Суда в рамках совершенствования института судебного контроля стало значительное расширение полномочий следственных судей в досудебном производстве.
- Законопроектом закрепляются за судом полномочия по санкционированию негласных следственных действий, что полностью согласуется с международными стандартами. Бесспорно, такая законодательная регламентация должна положительным образом сказаться на реальной защите конституционных прав и свобод граждан в досудебном производстве, - полагает председатель Верховного Суда.
Наряду с этим в числе особо значимых новелл уголовного процесса отмечено введение процедуры обязательного уведомления органом досудебного расследования лица о проведении в отношении него негласных следственных действий, а также вводится возможность обжалования этих действий.
- Данный институт уведомления, на наш взгляд, позволит исключить практику необоснованного сбора материалов, выходящих за пределы расследуемого дела, - считает Кайрат Мами.
Кроме того, существенно повысить состязательность уголовного процесса, по его словам, позволит расширение возможностей адвокатов по осуществлению функций защиты. Как подчеркнул К. Мами, предлагаемые в этом направлении новации смогут кардинально поменять схему сложившихся процессуальных взаимоотношений адвоката и органов, ведущих уголовный процесс. Председатель Верховного Суда отметил также преимущества введения приказного производства.
- Как известно, во многих зарубежных странах основная масса уголовных дел рассматривается в короткие сроки по упрощенным правилам, что вполне оправданно. Есть все основания для внедрения такой практики по очевидным правонарушениям. Максимальный срок прохождения дела в таком особом режиме от начала рассмотрения его судом не может превышать восьми суток. Все эти меры существенно упрощают судопроизводство и обеспечивают экономичность всего уголовного процесса, - подчеркнул Кайрат Мами.
В целом Председатель Верховного Суда считает, что изменения, предусмотренные в законопроекте, придадут новый импульс дальнейшему поступательному правовому развитию Казахстана.
Мнением о реформировании уголовного процесса поделился депутат Мажилиса Парламента Нурлан Абдиров. По его словам, законопроект встречает поддержку депутатского корпуса.
- Много норм, которые напрямую влияют на прозрачность, объективность и ускорение уголовного процесса, искоренение волокиты, чтобы велось всестороннее расследование. Мы понимаем, что обсуждение законопроекта - это реализация конституционной реформы, и очень важно сохранить вектор, который был задан Главой государства в этой конституционной реформе, - подчеркнул мажилисмен.
Генеральный прокурор Жакип Асанов, в свою очередь, обратил внимание на соответствие законодательных новшеств стандартам Организации экономического сотрудничества и развития. Еще одной особенностью документа, по его словам, является разработка ряда IT-проектов, связанных с модернизацией уголовного процесса, а также деятельностью правоохранительных органов и судебной системы. Разработчики считают, что перевод уголовного процесса в цифровой формат обеспечит его прозрачность, усилит судебный и прокурорский контроль, уменьшит злоупотребления, а также будет способствовать экономии процесса и удобству граждан.
- Этот законопроект разработан по прямому поручению Главы государства. Глава государства сам создал межведомственную группу. Десять основных пунктов были обозначены. Когда задача была поставлена, все правоохранительные органы и Верховный Суд внимательно изучили и проанализировали ситуацию, - сообщил Жакип Асанов.
Снизить репрессивность и повысить состязательность
На предусмотренных в законопроекте нормах по снижению репрессивности и повышению состязательности уголовного процесса акцентировал внимание зам. Генерального прокурора РК Марат Ахметжанов.
Он, в частности, сообщил, что модернизация уголовного процесса ориентирована на реализацию пяти ключевых направлений - усиление уровня защиты прав человека, повышение состязательности сторон, расширение судебного контроля, упрощение процедуры расследования, исключение дублирования и четкое распределение полномочий между органами следствия, прокуратурой и судом.
- Закон - не закостенелая догма, он должен быстро адаптироваться к современным угрозам, отвечать ожиданиям общества. Идеального закона нигде нет, каждое государство его постоянно корректирует. Так и уголовный процесс в Казахстане поэтапно развивается в соответствии с уголовной политикой нашей страны. В 2014 году приняты новые Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, ориентиром которых были стандарты стран ОЭСР. У нас прижились многие их ключевые институты - Единый реестр досудебного расследования, новые процессуальные фигуры «следственный судья» и «процессуальный прокурор». В июле этого года в Уголовно-процессуальный кодекс внесен еще ряд серьезных поправок, связанных с судебными и правоохранительными блоками, а также повышением защиты бизнеса, - уточнил Марат Ахметжанов. При этом он сообщил, что для повышения равноправия и состязательности сторон прокуратура отказалась от протестов на стадии апелляции.
- До вступления приговора в силу прокуроры не осуществляют надзорных функций, как и другие стороны, вносят ходатайство в случае несогласия с приговором, - подчеркнул спикер.
В целом, по словам М. Ахметжанова, проект закона содержит ряд чувствительных положений для граждан. Прежде всего, это сокращение срока задержания. Как подчеркнул Марат Ахметжанов, данная мера соответствует мировым стандартам.
- Сейчас человека задерживают и еще трое суток собирают доказательства. Анализ показывает, что именно на этой стадии высокий риск оказания давления на задержанного с целью получения признательных показаний. Мы это устраняем, поскольку права человека должны быть на первом месте, - пояснил зам. Генерального прокурора.
Еще одной новеллой предусмотрена передача всех санкций уголовного процесса суду.
- Сегодня почти все санкции выдает суд. Есть лишь четыре, которые мы передаем суду от прокурора, - это залог, освидетельствование, получение образцов и негласные действия, - уточнил М. Ахметжанов.
Таким образом, как пояснил спикер, упрощается и порядок их получения. К примеру, за санкцией на осмотр и обыск следователь будет идти напрямую в суд, уведомив об этом прокурора. Как отмечалось, функции прокурора не сужаются, поскольку в случае несогласия он имеет право направить соответствующий акт, который будет рассмотрен в судебном заседании с участием прокурора.
Вместе с тем такому упрощению не подлежат санкционирование взятия под стражу, домашний арест и экстрадиционный арест.
- По этим трем санкциям будет обязательно проводиться судебное заседание, где прокурор, адвокат и подозреваемый могут высказать свои доводы суду и заявлять ходатайства, - отметил зам. Генерального прокурора.
Большое внимание уделено также нормам, предусматривающим оповещение граждан о проведении в отношении них негласных следственных действий. Их уникальность заключается в возможности указанных лиц обжаловать данные действия.
- Такого права у наших граждан никогда не было. Это серьезное новшество, направленное на защиту конституционных прав человека. Правоохранительные органы и суды теперь будут более ответственно подходить к назначению негласных следственных действий, а прокурор, надзирающий за законностью следственных действий, будет тщательно проверять законность основания их проведения и вносить акты прокурорского реагирования о прекращении или принятии других мер, - сообщил Марат Ахметжанов.
Относительно снижения давления на бизнес, разработчиками вводится запрет на арест по всем экономическим деяниям, за исключением таких опасных преступлений, как рейдерство, контрабанда, подделка денег, финансовые пирамиды и другие.
В то же время вводится запрет на начало расследования при отсутствии актов проверки, ревизии или аудита, которым будет подтвержден ущерб и наличие признаков уголовного правонарушения.
В контексте повышения состязательности сторон важным моментом является расширение полномочий правозащитника на досудебной стадии.
- Адвокат сможет обратиться к судье для санкционирования проведения следователем любых следственных действий, кроме негласных. По действующему уголовно-процессуальному законодательству адвокат через следственного судью может назначать только экспертизу, - подчеркнул М. Ахметжанов.
Наряду с этим одной из ключевых мер упрощения уголовного процесса, по мнению разработчиков, призвано стать введение приказного производства.
- Приказное производство будет применяться по уголовным проступкам и по делам небольшой тяжести, если достаточно доказательств и их никто не оспаривает, дела об уголовных проступках будут направляться следователем напрямую в суд, по преступлениям небольшой тяжести - с согласия прокурора, - добавил Марат Ахметжанов.
О юридической помощи
На проблемных вопросах развития института адвокатуры остановился министр юстиции Марат Бекетаев. Он проинформировал об основных направлениях проекта Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи». Министр юстиции отметил ключевую роль адвоката в реализации института состязательности в уголовном процессе.
Вместе с тем, по его словам, в самом институте адвокатуры сегодня существует ряд проблем, требующих своего решения.
В частности, он озвучил такие проблемы, как дефицит адвокатов, отсутствие открытости и прозрачности, неэффективность адвокатского ордера, а также конфликт интересов при рассмотрении вопроса дисциплинарной ответственности адвокатов. В связи с этим в проекте закона Министерство юстиции предлагает принять нормы, направленные на упразднение вступительных взносов, создание эффективного механизма повышения квалификации адвокатов, упразднение адвокатского ордера, создание эффективного механизма рассмотрения дисциплинарных дел, а также введение обязательного страхования профессиональной ответственности адвокатов.
- По нашему мнению, эти меры станут необходимым толчком к развитию института адвокатуры и в будущем положительно скажутся на развитии принципа состязательности в уголовном процессе. Наша конечная цель - обеспечить реализацию прав человека на квалифицированную юридическую помощь, - подчеркнул Марат Бекетаев.
В ходе конференции состоялся конструктивный обмен мнениями по вопросам дальнейшей модернизации уголовного процесса в стране. Как отмечалось, данная работа ведется заинтересованными органами последовательно с ориентиром на международные стандарты в области защиты прав и свобод человека.