Лента новостей
0

Создать оптимальные условия (Дина Амирова)

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 14.12.2017 09:34 Фото: zakon.kz

Создать оптимальные условия

 

Дина Амирова

 

Современное общество, исповедующее принципы гуманизма, должно предоставить людям с особыми потребностями равные права и возможности для их реализации.

Одной из важнейших мер для этого является инклюзивное образование, которое представляет собой практику общего образования, основанную на понимании того факта, что люди с инвалидностью в современном обществе могут и должны быть вовлечены в социум.

Основными принципами инклюзивного образования являются осознание ценности каждого человека вне зависимости от его способностей и достижений; признание того, что каждый человек способен чувствовать и думать, а также имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. К этим принципам относится и гуманистический постулат о том, что все люди нуждаются друг в друге и подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. Также все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников, а для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, чего не могут, и разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Как отмечает психолог и психотерапевт, автор исследовательских программ в образовании Анель Садыкова, одним из важных этапов инклюзивного образования стало создание первого кэмпхиллского сообщества австрийским врачом-психиатром К. Кёнигом в Шотландии, где использовались наработки Вальдорфской педагогики, целью которых является воспитание детей в соответствии с их потенциальными возможностями. Кроме того, К. Кёниг утверждал, что жизнь вместе с «инвалидизированными» людьми полезна «нормальным» людям, так как помогает им развивать коммуникативные навыки и преодолевать эгоизм.

- Хотелось бы напомнить, что еще в июне 1994 года принята Саламанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями, согласно которой каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний. Также каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности. Поэтому необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей. Также лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей, повышают эффективность и в конечном счете рентабельность системы образования, - считает А. Садыкова.

Для казахстанской системы образования инклюзивное обучение детей с особыми потребностями является актуальной проблемой, поскольку количество детей с врожденными и приобретенными пороками развития с каждым годом неумолимо растет. Государство ставит задачи ранней диагностики отклонений в развитии у детей и ранней коррекции этих отклонений за счет компенсаторных функций организма. Система образования, в свою очередь, должна по возможности включить данную категорию детей в процесс обучения в массовых детских садах, школах, профлицеях и вузах.

В Казахстане инклюзивное образование делает только первые шаги, хотя во многих странах мира почти все школы инклюзивные. Конечно, множество проблем стоит на пути детей-инвалидов к получению образования, поскольку родители и педагоги отлично понимают, что в целом наше образование еще не готово к приему детей с инвалидностью. Для этого необходима модернизация среды с целью ее максимальной доступности для особого ребенка, например, если у ребенка нарушения опорно-двигательного аппарата, нужно специальное техническое оснащение, подъемники, поручни, для детей с нарушениями слуха и зрения также необходимо специальное оборудование.

Родители детей с особыми потребностями также нуждаются в поддержке, формировании правильного отношения к совместному обучению. Международный опыт развитых стран показывает, что полноценные инклюзивные группы и классы могут и должны быть организованы, главное - создать оптимальные условия для их существования.

О своем опыте организации и проведения инклюзивных проектов обучения рассказала сценарист и режиссер Салтанат Мурзалинова-Яковлева.

- С самим явлением инклюзии я познакомилась, пожалуй, еще в детстве.

У нас во дворе были разные дети, и мы со всеми всегда дружили. Для нас не было никаких отличий и исключений. И поэтому когда три года назад я попала в команду специалистов, которые занимались социальной инклюзией с практической и научной точек зрения, конечно, для меня это было очень интересно. Кроме того, мои дети уже были достаточно взрослыми, и я увидела в этом проекте огромную пользу и для них. И когда мы запустили «Инклюзивный спорт» и разрабатывали его с азов, я уже понимала, что этим буду жить. Вслед за спортивным направлением мы разработали творческое. А в этом году запустили и образовательное. В сентябре мы с несколькими родителями обычных и особенных детей отделились от всех организаций и фондов и решили запустить такой социальный эксперимент: мы не будем регистрировать никакого юридического лица. Мы работаем в формате дружбы, построения социума, а не оказания услуг. Принцип нашей гражданской инициативы - взаимопомощь и желание активно участвовать в организации социума. И сейчас у нас это получается, а, главное, это дает потрясающие результаты в плане развития детей. Потому что дети очень тонко чувствуют контекстуальное состояние родителей. Итак, сейчас наша команда -это Центр социальных инклюзивных программ, - говорит она.

Также эксперт отмечает, что инклюзивное движение в Казахстане развито только в Алматы. Здесь живут люди, которые много путешествуют, у них довольно широкий кругозор. Но даже среди них находятся те, кто не хочет, чтобы его дети - обычные здоровые дети - общались с детьми с особенностями. Тогда что уж говорить о регионах? Что надо сделать для его популяризации? Во-первых, перестать возводить это в ранг благотворительности. Это не оказание помощи, это - норма. Норма, что ребенок с особенностями играет с обычными детьми. Норма, что любой человек с особенностями может на равных посещать общественные места, участвовать во всех коммуникационных процессах. Второе - надо перестать насаждать инклюзивное образование сверху. Надо начинать «снизу», с организации социальной инклюзии на местах, во дворах, в классах, в самом обществе.

- Сейчас мы не работаем ни с каким фондом, но знакомы со многими. Все они замечательные и занимаются своими делами и проектами, безусловно, очень важными. Мы сейчас проводим, например, инклюзивные квартирники на базе творческой площадки Aurora Space, где ребята читают стихи, поют, всячески демонстрируют свои таланты. Работаем с проектом Balalaroom - настольные спортивные игры. ЦСКА нам предоставляет каждую субботу зал для занятий инклюзивным спортом. Это все наши социальные партнеры, которым мы очень благодарны, потому что без них нам бы пришлось тяжело. Но вот сам факт, что нашему гражданскому движению помогают различные бизнес-структуры, говорит о том, что идея построения социума и сети социальных партнеров рабочая. И эффективная, - отмечает Салтанат Мурзалинова-Яковлева.

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: