Развивая возможности судопроизводства (Линара Сактаганова)
Развивая возможности судопроизводства
Линара Сактаганова
Новые технологии сегодня охватывают все этапы отправления правосудия - от приема документов до выдачи решений и выписки исполнительных листов. Электронное правосудие позволяет гражданам и юридическим лицам максимально открыто и комфортно реализовывать свои права на судебную защиту.
О преимуществах и перспективах внедрения электронного правосудия в судах столицы мы побеседовали с руководителем РГУ «Администратор судов по городу Астана» Ренатом ТАУЫМБЕКОВЫМ.
- Ренат Омарович, внедрение IT-технологий в систему судопроизводства получило свое широкое развитие. В чем, по вашему мнению, заключаются их главные преимущества?
- Сегодня в целях создания максимально благоприятных условий для граждан, достижения высокой степени доверия общества к судебной системе и повышения эффективности работы судебной системы Казахстана в судах используются современные инновационные технологии.
Основными приоритетами внедрения информационных технологий прежде всего являются повышение доступности граждан к правосудию, его максимальной открытости и прозрачности, а также реализация принципа независимости и объективности при вынесении судебных решений.
9 января 2018 года Глава государства обратился к народу Казахстана с ежегодным Посланием «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции». В своем послании Президент страны особо отметил, что государственные органы должны применять современные цифровые технологии для учета замечаний и предложений граждан в режиме реального времени и оперативного реагирования.
Широкое внедрение инновационных ІТ-технологий, интеграция информационных систем повышает в целом качество работы судов, мобильность и прозрачность деятельности судебных органов на основе информационно-коммуникационных технологий.
- Расскажите, пожалуйста, о ключевых направлениях реализации проекта «Электронное правосудие».
- С апреля 2015 года суды планомерно перешли на работу с автоматизированной информационно-аналитической системой судебных органов РК «Төрелік». Система «Төрелік» является основной базой, объединяющей успешно реализованные электронные сервисы: «Судебный кабинет», «Ознакомление с судебными документами», «SMS-уведомление», «Судебная повестка», «Графики рассмотрения судебных дел», «Талдау», «Система аудиовидеофиксации», «Видеоконференцсвязь», «Назначение наказания», «Электронное санкционирование меры пресечения по уголовным делам», «Рассмотрение дел приказного производства в электронном виде», «Электронные извещения», «Электронные исполнительные листы», «Электронные административные дела».
Система «Төрелік» также интегрирована с Единым реестром досудебного рассмотрения. В системе сконцентрированы все внутренние процессы судебного делопроизводства. Система обеспечивает также оперативный доступ к обмену информационных данных, высокую степень надежности и решает такие задачи, как ведение автоматизированного учета и контроля соблюдения процессуальных сроков, формирование статистических и аналитических отчетов, и мониторит нарушения контрольных сроков.
Сервис «Ознакомление с судебными документами» предназначен для просмотра электронных судебных документов через логин и пароль. Логин и пароль участник судебного процесса получает по SMS-сообщению на номер сотового телефона либо на электронный адрес. Судебные документы отображаются с возможностью их скачивания, просмотра и сохранения.
Для своевременного извещения участников процесса о времени и месте судебного заседания Верховным Судом реализованы проекты «Гибридная электронная почта», SMS-сообщения, push-уведомления «Судебного кабинета». Суть гибридной электронной почты заключается в том, что сообщение из суда до отделения Казпочты уходит электронно, затем сотрудники Казпочты распечатанное извещение доставляют до адресата.
Аналитический сервис «Назначение наказания» включает в себя весь набор алгоритмов интеллектуального анализа информации по уголовному делу на основе норм УПК и УК, позволяет правильно ориентировать на назначение наказаний, соразмерно совершенному преступлению и личности осужденного.
В рамках проекта, предусматривающего досудебное расследование в электронном формате, суды рассматривают материалы по санкционированию меры пресечения по уголовным делам в электронном виде.
Успешно внедрен проект, предусматривающий рассмотрение дел приказного производства в электронном виде. Суть проекта заключается в автоматизации всего процесса рассмотрения дел приказного производства - со стадии регистрации заявления до направления на исполнение вступившего в законную силу судебного акта.
Электронный сервис «Форум «Талдау» построен на основании Единого Классификатора категорий дел и материалов, обобщений судебной практики и Банка судебных актов, а также содержит отдельные Нормативные постановления Верховного Суда.
С 2016 года судами выписываются электронные исполнительные листы, которые впоследствии для исполнения направляются через автоматизированную информационную систему органов исполнительного производства.
Вместе с тем с 2017 года в административном суде рассматриваются электронные административные дела. Электронные судебные акты, подписанные электронной цифровой подписью судьи, по вступлению в законную силу направляются в страховые компании для исполнения.
- Еще одно значимое новшество - внедрение системы аудиовидеофиксации судебных заседаний. Расскажите, в каких случаях ведется онлайн-трансляция и каковы преимущества данной системы?
- Задача по 100-процентному охвату всех залов заседаний системами аудиовидеофиксации поставлена в 20-м шаге Плана нации. Современные системы фиксации судебной информации способствуют реализации принципа состязательности в судопроизводстве. Все залы судебных заседаний столичных судов полностью оснащены новыми системами аудиовидеофиксации.
Система АВФ позволяет нам сегодня бороться с такой проблемой, как несвоевременное начало судебных заседаний. Данное новшество является одной из мер антикоррупционной политики судебной системы. При помощи системы АВФ исключается возможность несанкционированного доступа и манипуляций с записанной информацией. При возникновении спорных моментов в ходе судебного заседания аудиовидеофиксация позволяет восстановить фактический ход процесса, позволяет автоматически составлять протокол судебного заседания. Ведение записей АВФ существенно упростило работу секретарей судебных заседаний. Участники процесса могут самостоятельно просмотреть видеозапись судебного процесса и при необходимости сделать копию. Данный сервис эффективен и для руководителей организаций, чьи сотрудники представляют интересы в судах, поскольку посредством записей АВФ имеется возможность определить всестороннюю подготовку представителя к судебному разбирательству.
- Расскажите, пожалуйста, о возможностях сервиса «Судебный кабинет».
- Преимущества использования данного сервиса при обращении в суд очевидны: он позволяет практически из любой точки Казахстана подать исковое заявление без физического присутствия в суде и исключает все административные барьеры. С помощью сервиса «Судебный кабинет» граждане имеют возможность подать исковое заявление, отслеживать динамику хода рассмотрения заявления, оплатить государственную пошлину в онлайн-режиме, просмотреть судебные документы, статус дела и распечатать судебный акт, ознакомиться с аудиовидеозаписью и протоколом судебного заседания.
С момента внедрения «Судебного кабинета» население оценило его удобства, о чем свидетельствует стабильный рост количества зарегистрированных пользователей. На сегодняшний день данный показатель составляет более 190 тыс. пользователей. Только за последние три года количество поданных электронных исковых заявлений увеличилось в три раза, за 2017 год подано более 869 тыс. заявлений по республике, а по Астане данный показатель составляет 62 869 заявлений.
С целью увеличения электронных исков в четвертом квартале 2017 года по стране были запущены мобильные ЦОНы в зданиях судов для выдачи гражданам ЭЦП. Компетентные операторы проводят консультации по ведению работы в «Судебном кабинете». За три месяца количество участников «Судебного кабинета» по городу выросло на 2400 пользователей.
- Какие еще новые программные сервисы внедряются в работу судов? Как проходит реализация новых проектов?
- В настоящее время в пилотном режиме на базе Сарыаркинского районного суда г. Астаны запущен программный сервис «Электронная очередь». Это эффективное и экономически выгодное решение, которое позволяет оптимизировать работу учреждения и улучшить качество обслуживания, где осуществляется прием посетителей. Для посетителей электронная очередь позволяет получить информацию о необходимой услуге, вывести на печать талон, указывающий время вызова по электронной очереди, осуществить запись на прием, а также оценить качество работы персонала. Для персонала электронная очередь позволяет получить четкую картину распределения потока клиентов и разработать грамотный график работы, исключив стрессовые нагрузки на сотрудников. Для руководителей электронная очередь позволяет следить за нагрузкой организации в режиме реального времени, принимать управленческие решения на основании системы мониторинга и статистики.