Повысить качество юридических услуг (Асхат Жусупов, руководитель Департамента юстиции Карагандинской области)
Повысить качество юридических услуг
Асхат Жусупов,
руководитель Департамента
юстиции Карагандинской области
Утвержденным Правительством общенациональным планом мероприятий по реализации Послания Президента народу Казахстана в рамках восьмой задачи «Эффективное государственное управление» предусмотрено десять мероприятий по выработке нового пакета системных мер по государственной поддержке бизнеса, в том числе на местном уровне, а также меры по повышению качества государственных услуг.
Являясь услугодателем в регистрационной сфере, органы юстиции должны будут прежде всего обеспечить оперативность и качество своей работы в регистрации и перерегистрации субъектов предпринимательства, их объектов недвижимости и выполнить другие действия, направленные на исключение бюрократизма.
В рамках девятой задачи «Борьба с коррупцией и верховенство закона» будут реализованы восемь мероприятий, направленных на институциональные преобразования судебной и правоохранительной систем.
Поставлена задача продолжить работу по укреплению гарантий конституционных прав граждан, гуманизации правоохранительной деятельности. Во исполнение данной задачи Министерство юстиции продолжит работу по совершенствованию административно-деликтного законодательства с целью его гуманизации и снижения репрессивности, в частности, путем перевода ряда составов административных правонарушений в сферу гражданской или дисциплинарной ответственности, пересмотра санкций административных деяний на предмет их возможного смягчения и снижения. К примеру, по отдельным нарушениям правил дорожного движения предусмотреть наряду с административными штрафами предупреждения.
Одной из составляющих верховенства закона является доступность и качество юридической помощи. В этой связи Министерством юстиции разработан проект Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи», принятие которого намечено на июнь текущего года.
Проводимая модернизация судебной и правоохранительной систем неизменно влечет необходимость реформирования института защиты конституционных прав граждан и в первую очередь его ядра - системы адвокатуры и законодательства об адвокатской деятельности. Институт адвокатуры должен быть органично встроен и приспособлен к новым правовым реалиям.
Глава государства Нурсултан Назарбаев при принятии отчета по реализации судебной реформы, заложенной в Плане нации «100 конкретных шагов» в июне прошлого года, обратил внимание на слабое развитие адвокатуры. Принятый 20 лет назад Закон «Об адвокатской деятельности» был одним из самых прогрессивных на постсоветском пространстве, но времена меняются, процесс глобализации ускоряется. За 20 лет много раз вносились изменения и дополнения в указанный закон, сегодня основная задача - его совершенствование и совершенствование института адвокатуры в целом.
К настоящему времени накопились проблемы, требующие своего решения. В частности, сфера юридических услуг и юридической помощи все еще непрозрачна и малопонятна для широких слоев населения, отсутствует специализация адвокатов. При высоких гонорарах отсутствуют какие-либо законодательные гарантии качества их работы.
Для осведомленности населения и справедливого ценообразования предусматривается разработка рекомендательной тарифной сетки оплаты помощи адвоката. Новеллой законопроекта является отмена вступительных взносов в коллегию адвокатов, что, бесспорно, увеличит число представителей этой профессии и соответственно повысит конкуренцию, усилит качество оказываемых услуг.
Также предусмотрена возможность граждан рассчитывать на страховое возмещение в случае оказания некачественной юридической помощи. В целях улучшения качественного состава адвокатуры пересмотрен порядок проведения аттестации и механизм повышения квалификации адвокатов.
Законопроект также предусматривает другие формы совершенствования оказания юридической помощи. На сегодняшний день на рынке услуг появилось большое количество юристов, представляющих интересы граждан в судах. Они работают стихийно и не несут ответственности за оказываемую юридическую помощь. Теперь они должны будут объединяться в саморегулируемые организации, в палаты юридических консультантов, где будет установлена ответственность за некачественное оказание юридических услуг.
Таким образом, упорядочение деятельности юридического сообщества в целом исключит всевозможные риски получения гражданами неквалифицированной юридической помощи.
Исполнение судебных актов является одним из основных критериев эффективности судебной системы, в связи с чем в рамках построения правового государства этой сфере уделяется большое внимание. Поручение Главы государства, озвученное на расширенном заседании Правительства 6 мая 2015 года, о сокращении государственного сектора судебных исполнителей и дальнейшем развитии института частных судебных исполнителей в рамках государственного заказа легло в основу 27-го шага Плана нации «100 конкретных шагов».
В соответствии с ним исполнение судебных актов передано в ведение частных судебных исполнителей за исключением исполнительных документов, где должником выступает государство, либо доли с его участием, а также в вопросах выселения, вселения, сносов, изъятий земельных участков и других категорий дел, производимых в интересах государства, взыскания в пользу государства сумм свыше 1000 МРП.
В последние годы в этом направлении деятельности органов юстиции проведена обширная и системная работа. Сегодня численность ЧСИ составляет более полторы тысячи единиц (1 649), в производстве которых находится свыше 90 процентов исполнительных документов.
При этом эффективность данной сферы заметно улучшается из года в год.
Только в 2017 году по сравнению с 2016 годом наблюдается увеличение общих показателей: оконченных - на 13 процентов и исполненных в полном объеме дел - на 15 процентов.
Набранный темп стал возможным в результате организованной на достаточном уровне целенаправленной работы, а также принятия организационных технологических мер. Во-первых, это автоматизация процессуальных действий судебных исполнителей и обеспечение полного перехода на электронный документооборот. Сегодня судебные исполнители оперативно в режиме реального времени получают информацию из 52 баз данных 26 государственных органов. Во-вторых, осуществлена интеграция с информационной системой Верховного Суда и МВД в части получения исполнительных документов в электронном формате и санкционирования постановлений судебных исполнителей с КПСиСУ ГП РК, ПС КНБ в части обмена документами. Указанный функционал позволил выстроить четкий учет и свести к минимуму утери исполнительных документов.
С мая 2017 года запущен сервис по погашению задолженности для автоматической отмены мер по обеспечению исполнения исполнительных документов, в том числе и снятия временного ограничения на выезд. Терминалы АО «Казпочта», установленные в аэропортах девяти городов Казахстана (Астана, Алматы, Караганда, Шымкент, Актау, Атырау, Кызылорда, Усть-Каменогорск и Актобе), осуществляют прием оплаты в круглосуточном режиме.
В июле 2017 года осуществлено взаимодействие АИСОИП с информационной системой АО «БанкЦентрКредит» в части получения сведений о счетах, наложения/снятия арестов и списания денежных средств в электронном формате. В ближайшем будущем информационное взаимодействие планируется применить и тиражировать во всех банках второго уровня.
С конца 2017 года запущен функционал по наложению/снятию арестов с недвижимого имущества посредством СИО ПСО в ГБД «Регистр недвижимости», а в первом квартале текущего года данное технологическое новшество будет использоваться и при регистрации действий юридических лиц.
Безусловно, на этом данная работа не ограничится, и в рамках проводимой цифровизации республики будут приниматься дальнейшие меры по совершенствованию исполнительного производства.
На сегодняшний день институт частного судоисполнения можно рассматривать как альтернативный способ восстановления прав и законных интересов граждан и организаций. Этот институт имеет ряд преимуществ перед государственной системой принудительного исполнения. Основное - это мотивация судебного исполнителя на эффективную работу, так как его вознаграждение (оплата) при этой системе связана с результатами исполнения. То есть источником дохода частных судебных исполнителей является определенный процент от возмещенной суммы, что обуславливает оперативность и результативность исполнения документа, соответственно, плата за оказанную частными судебными исполнителями услугу будет взиматься не за счет заявителя, а за счет должника в исполнительном производстве. Поэтому частные судоисполнители напрямую заинтересованы в быстром исполнении и положительном результате своей работы.
Кроме того, законом предусмотрены отдельные льготы при краткосрочном погашении задолженности по исполнительному документу, что при налаженном взаимодействии с частным судебным исполнителем также мотивирует должника.
Поэтому органы юстиции проводят в этом направлении широкую разъяснительную работу, чтобы население наконец избавилось от сложившихся стереотипов о качестве и гарантированности только государственных методов принуждения.