Формируя имидж справедливого суда (Роза Ертаева, судья Акмолинского областного суда)
Формируя имидж справедливого суда
Роза Ертаева,
судья Акмолинского областного суда
Право граждан на обращение в государственные органы относится к числу основных прав, гарантированных Конституцией. Право на обращение граждан является юридической гарантией реализации, защиты, восстановления прав, свобод и законных интересов граждан. Несомненно, что обращения граждан - эффективный путь информирования об имеющихся в работе судов недостатках, устранения причин, порождающих жалобы физических и юридических лиц.
Согласно п. 1 ст. 1 Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» заявления и жалобы, подлежащие рассмотрению в порядке судопроизводства, не могут быть рассмотрены или взяты на контроль никакими органами и должностными лицами.
В 2017 году в Акмолинский областной суд поступило 189 обращений на действия судей области.
Авторам обращений по поводу несогласия с принятыми судебными актами направлены 89 писем разъяснительного характера, поскольку согласно п. 2 ст. 3 Закона РК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» доводы о несогласии с судебным актом не могут быть предметом рассмотрения в порядке жалобы на действия должностных лиц, они подлежат проверке при рассмотрении частной, апелляционной жалобы, ходатайства о пересмотре судебного акта.
При этом авторы обращения не всегда соглашаются с первоначальным ответом, вследствие чего повторно обращаются, не приводя новых доводов или вновь открывшихся обстоятельств, по которым даны разъяснения.
Так, в 2017 году количество повторных жалоб увеличилось в два раза. Почти в пять раз увеличилось и количество отозванных обращений. Причины отзыва авторы не всегда указывают, однако это связано с устранением тех недостатков, которые явились основанием для обращения.
Одной из причин увеличения количества обращений на действия судей является увеличение количества рассматриваемых дел. По существу с проведением проверок рассмотрено 42 жалобы, из которых 31 признана необоснованной.
Поводами для подачи обращений явились: неправильное определение подсудности гражданского дела, неоднократное отложение судебных заседаний, волокита, нарушения норм процессуального и материального права, ненадлежащая подготовка дела к судебному разбирательству и организация работы судьи и председателя.
Важным фактором для судьи является соблюдение культуры судебного процесса. Судью должны отличать вежливое, корректное обращение к участникам процесса, принципиальность, стремление глубоко и беспристрастно разобраться в существе спора, взвешенность и аргументированность при принятии судебного акта. Не выражать каким-либо способом (словом, жестом, мимикой) свое отношение к тому или иному участнику, создавая атмосферу доверия к суду, очевидную для всех присутствующих.
Судьи должны помнить, что формирование позитивного имиджа судов - обязанность каждого судьи и работника суда. От каждого из нас требуется равноправное и уважительное отношение к гражданам, избавление от надменности, стремление облегчить усилия граждан по защите своих прав. Именно это способствует созданию в обществе атмосферы доверия к судам.
Одной из задач комиссии по рассмотрению жалоб является выявление и устранение причин, порождающих жалобы физических и юридических лиц.
Полагаю, что количество жалоб на суды области уменьшилось бы, если бы:
- каждый судья надлежащим образом готовился к проведению судебного разбирательства, то есть осуществлял те действия, которые при рассмотрении дела по существу помогут вынести правильное, а самое главное - законное и обоснованное решение;
- в ходе предварительного судебного заседания разъяснял сторонам суть и задачи данного заседания, процессуальные права и обязанности, правовые последствия несвоевременного представления доказательств в установленный судом срок и неосновательного затягивания процесса;
- ознакомил с содержанием ст. 173 ГПК, регламентирующей порядок представления доказательств только на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, тем самым дисциплинировать стороны;
- откладывая судебные заседания, обосновал причины отложения;
- соблюдал культуру судебного процесса.
Важную роль в обеспечении доступа к правосудию и максимальной реализации права на судебную защиту является надлежащее оформление гражданских, уголовных и административных дел и своевременное направление в апелляционную инстанцию.
Анализ поступивших жалоб свидетельствуют о том, что лица, участвующие в деле, внимательно следят за временем начала судебных заседаний, их продолжительностью, количеством судебных заседаний, учитывая, что в базе «Төрелік» все это отражается.