Повышая качество отправления правосудия (Айман Сагиндыкова, судья Южно-Казахстанского областного суда)
Повышая качество отправления правосудия
Айман Сагиндыкова,
судья Южно-Казахстанского областного суда
Глава государства на VII Съезде судей отметил проблему высокой нагрузки на судей. Снижение нагрузки на судей первой инстанции существенно повлияет на качество отправления правосудия, качественное составление судебных актов, формирование достойного судейского корпуса.
На VII Съезде судей Казахстана Президент Республики Казахстан поставил пять приоритетных задач перед судебной системой страны: обеспечение верховенства закона, в решении которой суд играет главную роль; вхождение в 30-ку передовых стран мира; формирование достойного судейского корпуса; в условиях правового и унитарного государства на всей территории страны должны быть единый режим законности и единая судебная практика; снижение нагрузки на судей.
Глава государства в своей речи отметил, что за последние годы количество судебных дел ежегодно возрастало на 200 тыс., что напрямую влияет на качество и сроки рассмотрения дел. Нужен тщательный анализ, почему меры по расширению действия примирительных процедур и механизмов внесудебного урегулирования споров не дают ожидаемого результата.
Основной приоритетной задачей суда является обеспечение качественного отправления правосудия, в связи с этим хотела бы остановиться на проблеме высокой нагрузки на судей.
С увеличением штатной численности судей районных судов в 2014 году существенно уменьшилась нагрузка на судей. Тем не менее, нагрузка судей в судах областного центра, городах областного значения остается на высоком уровне, большая часть гражданских дел приходится именно на эти суды. Нагрузка судей этих судов в несколько раз превышает нагрузку коллег в судах сельских районов.
В 2017 году судами Южно-Казахстанской области рассмотрено 82 934 гражданских дела, из них 46 087 дел приказного производства, что составляет более половины рассмотренных дел. Дела о взыскании с физических лиц недоимки по налогам и другим обязательным платежам в бюджет и пеням, а также задолженности по таможенным платежам, налогам и пеням составляют 28 170 дел, судами отменено 178 приказов, вынесенных по данной категории дел.
Дела о взыскании задолженности на основании публичных договоров за фактически потребленные услуги (электро-, газо-, тепло-, водоснабжение и другие), а также иных договоров за услуги согласно установленным тарифам, срок оплаты по которым наступил, составляют 11 337 дел, судами отменено 45 приказов. Дела о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей составляют 5648 дел, судами отменено 95 приказов.
Статистика показывает, что 39 507 дел приказного производства составляют дела о взыскании с физических лиц недоимки по налогам и другим обязательным платежам и о взыскании задолженности на основании публичных договоров, или 85,7 процента всех дел приказного производства. Судами отменено всего 223 приказа, вынесенных по данным делам. Основная часть этих дел рассматривается в судах г. Шымкента.
Таким образом из 39 507 дел приказного производства 39 284 дел не отменены, спор возник только по 223 делам, что составляет 0,5 процента, значит они могут быть разрешены в досудебном порядке.
Согласно ст. 92-1 Закона «О нотариате» перечень требований, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей, устанавливается п.п. 1), 2), 3), 4), 10), 11) и 17) ст. 135 Гражданского процессуального кодекса РК. Расширение данного перечня требований, по которым взыскание производится на основании исполнительных надписей, с дополнением ее пп. 5 ст. 135 ГПК, также существенно снизило бы нагрузку судей.
Могут быть возражения, что рассмотрение дел приказного производства не представляет сложности, но следует при этом учитывать время судьи на изучение заявления, составление приказа, внесение его в «Төрелік», направление копии судебного приказа должнику, выдачу судебного приказа взыскателю и направление его на исполнение (в установленных законом случаях). У судьи не остается времени на изучение других, более сложных дел, а также на составление судебного акта, отвечающего всем требованиям закона.
Кроме того, если посмотреть с материальной стороны, госпошлина с заявлений о вынесении судебного приказа составляет 50 процентов от ставок государственной пошлины с исковых заявлений имущественного характера. Ставка за совершение исполнительной надписи нотариусом составляет 50 процентов от месячного расчетного показателя. Поскольку заявления о вынесении приказов пп. пп. 5, 11 ст. 135 ГПК подаются юридическими лицами, их интересы не будут ущемлены.
Исходя из изложенной выше статистики, разрешение данных категорий дел в досудебном порядке, путем совершения нотариусом исполнительной надписи, существенно снизило бы нагрузку судей, появилось бы больше возможностей для тщательного изучения и качественного рассмотрения дел судами первой инстанции.
Те категории дел, по которым возможно взыскание по исполнительным надписям, в суде могут быть рассмотрены только после отмены нотариусом исполнительной надписи согласно ст. 92-8 Закона «О нотариате».
Таким образом, ст. 135 ГПК можно дополнить п. 2, указав, что требования, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей, предусмотренных пп. пп. 1), 2), 3), 5), 10), 11) и 17) ст. 135 ГПК РК, рассматриваются судами после отмены исполнительной надписи.
Судьи первой инстанции допоздна находятся на работе, не успевая написать судебные акты и вложить их в «Төрелік» (часто компьютеры зависают) в рабочее время, работают и в субботу, и в воскресенье. Но ведь судья не только должностное лицо, отправляющее правосудие. Он должен еще заниматься повышением профессионального уровня, следить за здоровьем, у многих есть семьи, которые тоже требуют внимания.