Договор возмездного оказания услуг. Вопросы правоприменения (Шолимова Алия Есенгалиевна, Советник. Юридическая фирма GRATA)
Договор
возмездного оказания услуг.
Вопросы правоприменения
Шолимова Алия Есенгалиевна,
Советник
Юридическая фирма GRATA
Правоотношения сторон по возмездному оказанию услуг регулируются положениями Главы 33 Гражданского кодекса Республики Казахстан /далее - ГК/, а именно статьями 683 - 687 ГК, а также специальными нормативными правовыми актами в той или иной сфере рынка услуг. К данному виду правоотношений применимы и общие нормы о подряде /статьи 616-639 ГК/, а также о бытовом подряде /статьи 640-650 ГК/, если они не противоречат нормам ГК, специальным нормам о возмездном оказании услуг, а также особенностям возмездного оказания услуг.
Указанный вид договорных правоотношений в условиях развития частного предпринимательства, занимает значительное место среди договоров, заключаемых субъектами предпринимательства.
Согласно статье 683 ГК по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Так, частью статьи 683 ГК предусмотрены виды договоров возмездного оказания услуг, регулируемых положениями Главы 33 ГК. К ним относятся договоры оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 32, 34, 35, 39, 41, 43, 44 ГК РК.
Законодателем установлено, что если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично. В свою очередь Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Сторонами данного договора являются исполнитель и заказчик, при этом, в качестве исполнителя могут выступать, как физические, так и юридические лица.
Вместе с тем, в отдельных случаях, к исполнителю могут предъявляться дополнительные требования, как наличие специального разрешения, лицензии на оказание приобретаемых услуг, к примеру образовательных, медицинских услуг, либо услуг адвоката, нотариуса и др.
Кроме того, отдельными законодательными актами могут предъявляться дополнительные требования к исполнителю. К примеру, законодательством о государственных закупках, определено, что потенциальным поставщиком может быть физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Физическое лицо, не являющееся субъектом предпринимательской деятельности, может являться потенциальным поставщиком лишь в случае приобретения заказчиками жилища, принадлежащего на праве частной собственности такому физическому лицу.
Таким образом, сделка о возмездном оказании услуг, заключенная при участии субъекта, не соответствующего требованиям, установленным специальными нормативными актами, может быть признана недействительной, как не соответствующая требованиям законодательства, либо совершенная без получения необходимой лицензии.
Предметом договора возмездного оказания услуг являются те или иные действия, совершаемые по договору исполнителем, при этом предмет договора возмездного оказания услуг не имеет овеществленного выражения, что отличает его от предмета договора подряда, определяемого как овеществленный результат выполненных работ - построенное здание, сшитый костюм, аналитический отчет на бумажном или цифровом носителе и т.д.
В этой связи, во избежание неоднозначных спорных ситуаций по исполнению договора, в условиях заключаемого договора возмездного оказания услуг следует подробно описать характер, содержание оказываемой услуги, критерии качества оказываемой услуги, порядок приемки оказанных услуг и подписания соответствующих актов, последствия необоснованного отказа заказчика от приемки услуг, признание действительным одностороннего акта приемки, при необоснованном отказе заказчика от подписания такого акта и др.
Так, наиболее часто встречающимися судебными спорами, связанными с исполнением договоров возмездного оказания услуг, являются иски о взыскании оплаты за оказанные услуги.
В случаях, когда между исполнителем и заказчиком подписан акт приемки оказанных услуг, но заказчик в силу тех или иных причин не производит оплату, нарушая принятые обязательства по договору, суды, как правило, удовлетворяют иски исполнителей о взыскании с заказчика задолженности за оказанные услуги, пени за просрочку.
Однако, имеются случаи, когда недобросовестные заказчики, уклоняются от подписания акта приемки оказанных услуг, несмотря на фактическое оказание таких услуг, мотивируя тем, что услуга была оказана некачественно, либо вообще не была оказана, либо была оказана, но с нарушением сроков оказания, вследствие чего, Заказчик утратил интерес в получении услуги, либо приобрел ее у другого исполнителя.
В таких случаях, исполнителю - истцу, на котором лежит бремя доказывания оказания услуги надлежащего качества и в полном объеме, достаточно проблематично доказать суду факт оказания такой услуги, если по условиям договора таким подтверждением может служить лишь подписанный обеими сторонами акт приемки услуг.
Некоторые исполнители, заявляя в суд требование о взыскании задолженности за оказанные услуги, при неподписанном заказчиком акте приемки услуг, применяя аналогию закона, делали ссылку на пункт 4 статьи 663 ГК, предусматривающей признание судом действительным одностороннего акта сдачи-приемки работ, если мотивы отказа от подписания акта признаны судом необоснованными.
Суды республики отказывают в удовлетворении таких исков, исходя из того, что статья 663 ГК регулирует правоотношения по договору строительного подряда, и не применима к договорам возмездного оказания услуг.
Такая позиция судов представляется обоснованной, поскольку как указывалось выше, предмет договора возмездного оказания услуги коренным образом отличается от предмета договора строительного подряда, так как первый не имеет овеществленного выражения, что не позволяет суду установить факт оказания услуги, тогда как при наличии подобного спора по договору строительного подряда, суд может исходить из результатов выполненной работы, подтверждаемой исполнительной документацией, журналами выполненных работ, а в необходимых случаях - заключением судебно-строительной экспертизы.
При этом полагаем, что данный вопрос требует законодательного урегулирования, поскольку в отличие от договора подряда законом не предусмотрена обязанность исполнителя по договору возмездного оказания услуг сдать результат заказчику, также как отсутствует обязанность заказчика принять его, и фактически исполнители по договорам возмездного оказания услуг не защищены в этом смысле, и действуют только за свой предпринимательский риск.
Также следует указать, что на практике имеют место случаи заключения договоров на оказание юридических услуг, с условием, что при принятии судом положительного решения по спору и наличии экономического эффекта от выигрыша стороны заказчика в некоем судебном процессе, исполнитель получает дополнительно к вознаграждению определенный процент от взысканной судом суммы.
Однако, в договоре возмездного оказания услуг определяющим является сам процесс оказания услуги или осуществления деятельности. При этом совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности не связано с обязательным получением материального результата или эффекта от услуги.
Исполнитель не может гарантировать достижение полезного эффекта деятельности, поскольку это лежит вне пределов его деятельности. Вместе с тем отсутствие материального результата (эффекта) не влияет на исполнение обязательства.
В любом случае, исполнитель вправе получить вознаграждение за оказанные юридические услуги, вне зависимости от результата рассмотрения дела. При этом, исполнитель вправе претендовать на возмещение тех расходов, которые он понес на подготовку к оказанию услуг, а также на возмещение стоимости фактически оказанных им услуг. Требование исполнителя о выплате дополнительного вознаграждения, сама выплата и размер которого зависят от решения суда, которое будет принято в будущем, является необоснованным и противоречит правовой природе рассматриваемого договора.
Статьей 685 ГК предусмотрено, что в случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законодательными актами или договором возмездного оказания услуг.
В случае, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законодательными актами или договором.
На практике, данная норма закона в части оплаты услуг, которые не были оказаны, не работает в отношении споров, вытекающих из договоров о государственных закупках услуг, так как не отвечает принципу оптимального и эффективного расходования денег, используемых для государственных закупок.
Статьей 686 ГК, законодатель предусмотрел защиту интересов обеих сторон по договору возмездного оказания услуг, ограничив обе стороны в праве на односторонний отказ от исполнения договора, предусмотрев возмещение исполнителю фактически понесенных им расходов при отказе заказчика от исполнения договора, а также возмещение заказчику убытков, причиненных расторжением договора при отказе исполнителя от исполнения договора.
Таким образом, в условиях недостаточного законодательного урегулирования правоотношений сторон по договору возмездного оказания услуг, ключевое значение для минимизации возможных рисков имеет заключение договора в письменной форме, с максимально четкой формулировкой предмета договора, в том числе с указанием конкретных действий исполнителя; результата, который стороны стремятся получить; в какой форме и как результат оказания услуг передается заказчику; требования к уровню (качеству) услуги.
Также важным условием договора возмездного оказания услуг являются не только сроки оказания услуг, но и возможность продления данных сроков в случае не предоставления заказчиком исходных данных, сведений, документов, необходимых для оказания услуги по договору.
Кроме того, в договоре необходимо предусмотреть, что по факту оказания услуг исполнитель направляет заказчику нарочным или заказным письмом Акт сдачи-приемки результатов оказанных услуг, который считается доставленным в день его передачи (нарочным) либо в день вручения почтового отправления. В случае если в течение десяти календарных дней с момента вручения Акта Заказчик не направит Исполнителю возражения по Акту либо письменную претензию относительно оказанных услуг, услуги считаются оказанными, а их стоимость подлежит оплате в полном объеме.
Полагаем, что соблюдение вышеуказанных рекомендаций, поможет сторонам договора возмездного оказания услуг, избежать досадных упущений и ошибок при заключении договора, а при наличии судебного спора - станет залогом успешного его разрешения.