Лента новостей
0

Обеспечить справедливое правосудие (Мухамеджан Пакирдинов, судья в отставке, вице-президент Казахстанской криминологической ассоциации, к. ю н.)

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 28.06.2018 11:26 Фото: zakon.kz

Обеспечить справедливое правосудие

 

Мухамеджан Пакирдинов,

судья в отставке, вице-президент

Казахстанской криминологической

ассоциации, к. ю н.

 

Общество всегда было заинтересовано в справедливом разрешении споров и конфликтов, которые сопровождают человечество во все времена. В правильном решении этого вопроса государство особую роль отводит правоохранительным и судебным органам. В свою очередь, судебная система, декларируя приверженность законному и справедливому рассмотрению правовых конфликтов, постоянно держит курс на совершенствование и реформирование.

Существенные изменения в судах произошли после обретения страной независимости, повлекшие социально-экономические и политические преобразования в обществе. Ключевым направлением экономического развития страны Глава государства Нурсултан Назарбаев обозначил обеспечение верховенства права и модернизацию судебной системы. За последние годы принято множество государственных программ и законодательных новшеств в целях улучшения деятельности судебных органов, реализованных с разной долей успеха. В конце прошлого года судебную систему республики возглавил Жакип Асанов, который на расширенном совещании судей Верховного Суда по итогам отправления правосудия за 2017 год предложил меры, призванные ускорить модернизацию судов и повысить эффективность их работы. Эти меры, названные как «Семь камней правосудия», направлены на решение насущных задач судебной системы. Первой задачей судейского сообщества Председатель Верховного Суда назвал справедливость правосудия. Было признано, что люди видят разные решения по схожим делам, что, конечно, не может не вызывать ощущение несправедливости. В целях обеспечения справедливого правосудия предложено реализовать принцип уголовного процесса о равноправии сторон и их состязательности. Понимая, что реализация данного принципа не сиюминутное дело, Ж. Асанов предлагает начать ее поэтапно с мелких и средних дел.

Тогда обвинение и защита представят свои доводы одновременно на состязательном открытом судебном процессе. Для снижения обвинительного уклона в судах некоторые эксперты предлагают передавать судье только обвинительный акт, а не все уголовное дело. Вторая задача правосудия - независимость и ответственность судей. Судьи сегодня нередко жалуются на зависимость от председателей судов, которые вмешиваются в процесс судопроизводства, проверяют судебные акты, пользуются правом составления характеристики на судью при переходе его в другие суды. Известны факты, когда «нужное дело» попадает к «нужному судье». Либо сложными делами «заваливают» неугодного судью, а затем предъявляют ему претензии. Это тоже рычаг давления, признал Ж. Асанов. Зачастую президиум облсуда занимает пассивную позицию, вынося решения согласно позиции председателя облсуда. Доходит до того, что областной суд закрывает глаза на незаконные приговоры по причине сохранения положительного рейтинга. Между тем Президент страны на VII Съезде судей требовал, чтобы судьи не были привязаны к цифрам. Достижение эффективности правосудия названо третьей задачей правосудия. Каждый гражданин имеет право вынести спор на рассмотрение в суд. При этом судебное производство - это долгий и дорогой процесс. Уменьшение количества споров ведет к улучшению качества правосудия, подчеркнул глава Верховного Суда. Эта задача решается сегодня судебными органами путем расширения примирительных процедур и медиативных соглашений между сторонами. Продвижение альтернативных процедур (судебная медиация, партисипативная процедура, мировое соглашение и др.), урегулирование споров и конфликтов значительно разгружает суды и удешевляет судебные процессы. При этом существенно возрастает роль адвокатуры.

Четвертая задача - административная юстиция. Предлагается расширение сферы деятельности административных судов. В частности, предложено отдать адмсудам споры между госорганами и гражданами. Отмечено, что мировая практика свидетельствует об эффективности таких судов. Их у нас нет, а в других постсоветских странах они действуют. Уменьшение удовлетворяемости судами исков госорганов с 50 до десяти процентов говорит о том, что суды заставили госорганы работать в соответствии с законом, уважать права людей и изменили поведение чиновников.

Пятая задача - следственные судьи. С этого года они выдают все санкции на арест. Отмечено, что при решении вопроса об аресте судья должен проверить все основания для этого. Ранее при даче санкции (содержание под стражей) судья не имел права проверять подозрение. Теперь же он обязан проверять и отказывать, если подозрения следствия недостаточны. Указано на наличие такой проблемы, когда следственные судьи идут на поводу у следствия. Следует неукоснительно выполнять требования закона, возлагающего на следственных судей обязанность по обеспечению должного судебного контроля за следствием на досудебной стадии.

В шестой задаче названы меры по качественному отбору кандидатов в судьи. Этому вопросу будет уделяться особое внимание. Прежние процедуры подбора кандидатов в судьи - тест на знание законов и собеседование - вызвали вопросы у главы судебной системы. Он предложил ужесточить правила прохождения в ряды судей, где требования к кандидатам в судьи должны быть выше. Необходимо отметить, что эти пожелания главы судебной системы учтены Высшим Судебным Советом. Что касается вопроса компетентности отечественных судей, отмечалось, что лучше всего об этом говорят судебные акты, которые нередко являются чрезмерно объемными, загромождены сложными формулировками, а сухая стилистика не позволяет понять причины принятия того или иного судебного решения, например, почему человек проиграл дело в суде.

Седьмой задачей правосудия определена цифровизация. Ж. Асанов особо отметил, что внедрение современных информационных технологий в системе правосудия будет способствовать укреплению эффективности судебной системы и повысит доверие общества к ней. Были обозначены следующие направления работы. Первое - обеспечить беспрепятственный и удобный доступ к правосудию граждан через IT-сервисы. Второе - автоматизировать судопроизводство и сделать его экономным. Третье - начать работать с большими данными и использовать все возможности мировой судебной практики. Особо отмечено, что возможности компьютера по обработке всей судебной практики и законов за секунды и выдача нужных рекомендаций скоро станут реальностью. Граждане все больше убеждаются в том, что применение информационных технологий в судопроизводстве является самым верным и коротким путем надлежащей защиты их прав и юридических лиц.

Следует отметить, что прежним Председателем Верховного Суда Кайратом Мами многое сделано для внедрения автоматизированных методов работы в судебных органах. Эти шаги способствовали упрощению судопроизводства при рассмотрении судебных дел. Так, в результате установления видеокамер в зданиях изоляторов временного содержания, отпала необходимость в конвоировании заключенных на судебное заседание. Это привело к экономии средств на этапирование заключенных и, кроме того, снизило риски, которые возникают при перевозке подсудимых в суды. С начала 2017 года судами активно используются возможности электронного сервиса «Судебный кабинет», который позволяет дистанционно отслеживать все процессы по прохождению судебного дела. 13 сентября 2017 года Президент страны лично ввел в действие Ситуационный центр Верховного Суда, который в электронном формате собирает необходимую информацию о состоянии судопроизводства в республике, позволяет вести круглосуточный сбор и анализ актуальной судебной информации, поступающей из всех судов республики. Действовавшая ранее автоматизированная информационно-аналитическая система судебных органов РК «Төрелік» и другие информационные системы судебных органов были интегрированы в работу Ситуационного центра. Судьи быстро оценили преимущества «Электронного правосудия». В результате к сегодняшнему дню в вопросах развития «Электронного правосудия» Казахстан лидирует среди стран СНГ.

В своей программе Ж. Асанов особо подчеркнул, что для судебной системы всегда важным были и будут люди, работающие в ней. «Думающий креативно о качестве правосудия, повышении сервиса судебных услуг, «болеющий» за имидж суда - таким мы видим каждого своего коллегу», - отметил он. В связи с этим было высказано пожелание о создании в судах атмосферы уважения и доверия, в том числе и к «продуктам» судов - судебным актам, ответам на жалобы, стилю и языку общения. К сожалению, не изжиты случаи, когда судебные решения по формально-юридическим основаниям являются законными, однако, по содержанию - не справедливыми. В пример было приведено дело, когда женщине с тремя детьми дали квартиру с 19 квадратными метрами в заброшенном жилье, на котором висел долг по коммунальной оплате в 300 тыс. тенге. Женщина погасила долг и сделала ремонт, но впоследствии акимат решил ее выселить. Даже Верховный Суд не смог защитить эту женщину. Этот пример показывает наличие пробелов в законодательстве.

Большой интерес вызвало предложение о создании виртуальных судов, где не надо будет собирать всех участников процесса в зале суда. И надо сказать, что эта инициатива получила широкое одобрение общества. Именно этим целям отвечает создаваемый виртуальный суд. В качестве примера была приведена Англия, где любой гражданин, находясь в офисе, дома или за рубежом, может участвовать в судебном процессе. Глава судебного ведомства напомнил, что судебные услуги должны оказываться максимально удобно для гражданина, как он выразился, «по-человечески». По его словам, есть несколько причин того, что в судах не изжит бумажный документооборот. Некоторые судьи не владеют компьютерной грамотностью и потому не желают работать на компьютере.

В середине марта текущего года обнародована программа Верховного Суда «Быстрые результаты», состоящая из 37 тем, девять из которых уже реализованы к концу апреля 2018 года и еще пять - в мае месяце. Суть «Быстрых результатов» состоит в том, что в судах немедленно реализуются меры по упрощению и демократизации судопроизводства. Подтверждением этих шагов стало увеличение числа оправдательных приговоров, отмена комплексных проверок местных судов, рейтингов среди судов, запрета на пронос в судебные здания гаджетов мобильных телефонов и другие. Отрадно, что заработали в пилотном режиме виртуальные суды, для удобства населения действуют ночные суды, а также расширена область применения примирительных процедур в судах.

Эти меры с одобрением восприняты гражданами и самим судейским сообществом, особенно на низовых ее уровнях. Положительно воспринята программа «Быстрые результаты» адвокатами, для которых упростился проход в судебные здания и использование ими в рабочих целях в судах смартфонов.

В конце апреля 2018 года Председатель Верховного Суда объявил о работе над новой Концепцией развития судебной системы, которая вберет в себя вышеизложенные меры по реформированию судебных органов и будет готовиться с учетом стратегических программ и поручений Главы государства. В Концепции будут учтены тысячи предложений судей, адвокатов и активных граждан. Их предложения послужат добротным фундаментом для государственного видения перспектив развития казахстанского правосудия. Важно и то, что проект Концепции будет представлен общественности для широкого обсуждения.

Сегодня Верховный Суд находится в авангарде государственных органов по использованию электронных технологий, которые помогают судьям в отправлении справедливого правосудия и существенно разгрузили их от рутинной работы, отнимавшей прежде много времени. Обращает на себя внимание то, что судебной системой взята линия на защиту интересов добросовестных предпринимателей и зарубежных инвесторов. Об этом наглядно свидетельствует выступление Ж. Асанова на Совете иностранных инвесторов. Признав, что в судебной системе все еще имеются недостатки, в том числе и коррупция, он отметил, что казахстанские суды активно применяют международные принципы и стандарты, вместе с правительством готовят новый Закон об административной юстиции по модели Евросоюза.

Глава Верховного Суда отмечает, что проводимая цифровая аналитика всех судебных актов приведет к предсказуемости правосудия. Ведется открытый диалог с судьями, адвокатами и экспертами. Важно, что эти процессы меняют мышление, культуру и поведение судей.

Председателем Верховного Суда особое значение придается вопросу соблюдения судейской этики. Пока здесь нет устоявшейся практики, а в сфере этических вопросов и человеческих взаимоотношений нужно быть очень щепетильным и сдержанным. Полагаю, что пора учредить профессиональный праздник работников судебной системы, чей нелегкий и ответственный труд достоин официального признания.

Уверен, что руководители судебной системы - юристы новой формации, креативно мыслящие и искренне желающие улучшения деятельности судебно-правовой системы. Время не стоит на месте. Имеющиеся проблемы решаются, а вслед за ними мы сталкиваемся с новыми вызовами. Поэтому реформы нужны всегда во всех отраслях жизни общества, а в правовой сфере особенно.

 

 

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: