Не нарушая договорных обязательств (А. Нурбаева, судья СМЭС Костанайской области)
Не нарушая договорных обязательств
А. Нурбаева,
судья СМЭС Костанайской области
На сегодняшний день практически все работы и услуги по договору подряда государственным учреждениям оказываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями посредством государственных закупок.
Договор подряда является видом возмездного гражданско-правового договора. По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику в установленный срок, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (уплатить цену работы). Работа выполняется за риск подрядчика, если иное не предусмотрено законодательными актами или договором (ст. 616 ГК РК).
Отношения по отдельным видам договора подряда могут регулироваться наряду с ГК РК также законодательными актами об отдельных видах договоров подряда.
При заключении договора о государственных закупках по подрядным работам, зачастую возникает много проблемных вопросов, которые не разрешаются заказчиком и подрядчиком по обоюдному согласию, что приводит к бесконечным судебным тяжбам.
Так, при заключении договора подряда работы на объекте производятся в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией. Однако на практике расходная часть и объемы выполненных работ не соответствуют действительности, в связи с чем судам необходимо назначать судебно-строительную либо экономическую экспертизу в соответствии с требованиями п. 6 ст. 630 ГК РК.
При возникновении спора между заказчиком и подрядчиком по поводу недостатков выполненной работы или их причин по требованию любой из сторон должна быть назначена экспертиза. Расходы по проведению экспертизы несет подрядчик, за исключением случаев, когда экспертизой установлено отсутствие нарушений договора или причинной связи между действиями подрядчика и обнаруженными недостатками. В этих случаях расходы по экспертизе несет сторона, потребовавшая ее назначения, а если экспертиза назначена по соглашению сторон, то обе стороны поровну.
Зачастую между сторонами сделки по договору подряда редко заключаются дополнительные соглашения с целью продления сроков исполнения договора, а также решается вопросы, связанные с увеличением либо уменьшением суммы договора, что влечет для подрядчика определенный предпринимательский риск в случае выполнения дополнительных видов работ, не предусмотренных в смете и договоре.
Выполнение работ по договору подряда, как правило, сопровождается авторским и техническим надзором на основании договора с заказчиком в лице государственного учреждения.
После выполнения работ подрядчиком в соответствии с требованиями п. 1 ст. 630 ГК РК заказчик обязан в сроки и в порядке, предусмотренные договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять результат выполненной работы, а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих работу, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
При этом в случае обнаружения недостатков в работе, согласно п.п. 2-5 ст. 630 ГК РК, заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них только в случае, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении.
Заказчик, принявший результаты работы без проверки, лишается права ссылаться на недостатки работы, которые могли быть установлены при обычном способе ее приемки (явные недостатки).
Заказчик, обнаруживший после приемки результатов работы, отступления в ней от договора или иные недостатки, которые не могли быть установлены при обычном способе приемки (скрытые недостатки), в том числе такие, которые были умышленно скрыты подрядчиком, обязан после их обнаружения известить об этом подрядчика в разумный срок.
Предельный срок для извещения подрядчика об обнаруженных заказчиком скрытых недостатках составляет один год, а в отношении работ, связанных со зданиями и сооружениями, а также независимо от вида работ - в отношении недостатков, которые были умышленно скрыты подрядчиком, - три года со дня приемки работ.
Зачастую сторонами по Договору подряда устанавливается гарантийный срок - три года со дня принятия заказчиком выполненных работ.
В соответствии с п. 26 ст. 43 Закона РК «О государственных закупках» фактом исполнения договорных обязательств является акт выполненных работ.
Соблюдение всех норм, предусмотренных действующим законодательством, а также своевременное составление дефектных актов, актов обследования на объекте, произведение фотоснимков с участием подрядчика гарантирует заказчику в соответствии со ст. 272 ГК РК исполнение договора подрядчиком путем устранения недостатков в пределах гарантийного срока.
Между тем в соответствии со ст. 386 ГК РК если законодательством или договором предусмотрен срок действия договора, окончание этого срока влечет прекращение обязательств сторон по договору. В свою очередь, п. 4 вышеуказанной статьи предусмотрено, что окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение, имевшее место до истечения этого срока.
Как показала судебная практика, не редко со стороны заказчика осуществляется незаконное расторжение договора по государственным закупкам по выполнению тех или иных подрядных работ поставщиком в одностороннем порядке, без соблюдения досудебного урегулирования спора в соответствии со ст. 402 ГК РК.
Данный факт зачастую оспаривается в судебном порядке, с вынесением решений по признанию действий заказчика в лице государственного органа незаконными и понуждением восстановить нарушенные права поставщика, путем заключения договора и регистрации его в Казначействе.
При этом наблюдается ряд нарушений при отсутствии регистрации договоров и дополнительных соглашений к ним в Департаменте Казначейства и соответственно приводит к сделке по договору подряда, который не имеет юридической силы, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 46 Закона РК «О государственных закупках» договор о государственных закупках вступает в силу после его подписания заказчиком и поставщиком либо полного внесения последним обеспечения исполнения договора о государственных закупках, предусмотренного конкурсной документацией (аукционной документацией). Если договор о государственных закупках подлежит регистрации, то он вступает в силу после его регистрации в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Также имеют место случаи, когда заказчик грубо нарушает условия договора ввиду отказа от принятия выполненных работ подрядчиком и оплаты по нему, при этом денежные средства по договору не освоены и возвращаются в бюджет.
Сам процесс выделения денежных средств по договорам о государственных закупках относится к компетенции ГУ «Управление экономики и бюджетного планирования» акимата соответствующей области, которое рассматривает бюджетную заявку администратора бюджетных программ и готовит заключение.
В случае соответствия бюджетной заявки требованиям бюджетного законодательства вопрос о возможности выделения бюджетных средств выносится на рассмотрение бюджетной комиссии. В случае одобрения данный вопрос далее вносится на утверждение областного маслихата, который принимает решение о внесении изменений и (или) дополнений в решение об областном бюджете. Акимат соответствующей области принимает постановление о реализации решения областного маслихата об областном бюджете.
Таким образом, выделение денег осуществляется по бюджетным программам в соответствии с Единой бюджетной классификацией Республики Казахстан, утвержденной приказом Министра финансов РК от 18 сентября 2014 года № 403.
Бюджетное законодательство РК основывается на Конституции РК, состоит из Бюджетного кодекса и иных нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено Бюджетным кодексом. Бюджетное законодательство РК действует на всей территории республики и распространяется на всех физических и юридических лиц.
Следовательно, грубые факты нарушения договорных обязательств в договорах по государственным закупкам по подрядным работам влекут в будущем большую волокиту с целью устранения недостатков со стороны заказчика, приводят к бесконечным судебным тяжбам и в итоге к просрочке исполнения договорных обязательств подрядчиком и начислению неустойки.
При выявлении грубых нарушений Закона «О государственных закупках», элементарных норм Гражданского кодекса при заключении договоров о государственных закупках по выполнению подрядных и иных работ судам необходимо реагировать путем вынесения частных определений в адрес местных исполнительных органов с целью неповторения данных нарушений в будущем.