К высокому уровню качества (Бахтияр Тохтахунов)
К высокому уровню качества
Бахтияр Тохтахунов
Президент Казахстана Н. Назарбаев не раз отмечал преимущества цифровизации, необходимые для повышения конкурентоспособности предприятий, а также улучшения качества жизни населения. Цифровизация процессов в госорганах, включая их взаимодействие с населением и бизнесом, является очень важной для успешного социального и экономического развития нашей страны.
О том, как сегодня развиваются системы оказания государственных услуг населению и о нововведениях в сфере цифровых технологий, рассказывает зам. руководителя Департамента по делам государственной службы и противодействию коррупции по г. Алматы Шынар ӘЛІМХАН.
- Шынар Әлімханқызы, хотелось бы получше узнать о показателях работы в сфере оказания госуслуг. Что вы об этом скажете?
- Начнем со статистики: в настоящее время в г. Алматы функционируют 78 государственных органов, 43 территориальных и 35 - местного значения. Общая штатная численность госслужащих составляет 4988 единиц, однако госуслуги в Алматы оказываются только 45 госорганами по 354 видам.
В первом полугодии 2018 года по г. Алматы было оказано свыше шести млн. госуслуг, что почти аналогично показателю 2017 г. Также госуслуги оказываются населению через госкорпорацию «Правительство для граждан» в электронном виде. Отмечается рост электронных услуг на восемь процентов и снижение услуг, оказанных на бумажном носителе, то есть население города оценило доступность и удобство получения госуслуг в электронном виде. Конечно, это еще не тот уровень, к которому мы стремимся, но положительные результаты есть.
- Но в ЦОНах по-прежнему собираются очереди за различными справками. Люди постоянно обращаются к менеджерам за помощью в получении необходимых документов, путаясь в программах электронного правительства. Как этот вопрос решается сегодня?
- В программе «Цифровой Казахстан», разработанной во исполнение Послания Главы государства, говорится о том, что требуется повысить уровень компьютерной грамотности населения, включая познания в области новых цифровых технологий. С 1 июня во всех регионах страны уже стартовали курсы по обучению населения цифровой грамотности. Министерством информации и коммуникации РК разработана специальная методика и учебные программы по обучению населения правовой грамотности. Для этого в ЦОНе Медеуского района создан специальный кабинет для обучения, где на led-экране сотрудники ЦОНа обучают присутствующих пользованию всеми необходимыми сервисами электронного правительства.
Кроме того, Департаментом АДГСиПК в рамках популяризации электронных услуг проведено 107 мероприятий с охватом населения более 17,5 тыс. человек. На первом этапе были поставлены задачи по получению всеми гражданами электронных цифровых подписей (ЭЦП). Сегодня количество граждан, имеющих ЭЦП, составляет 480 553 человека. Второй этап предусматривает необходимость обучения населения пользоваться возможностями портала электронного правительства (ПЭП). Если учитывать контингент лиц, проживающих в городе, молодежь (школьную и студенческую), а также преподавательский состав, то это порядка 50 процентов. В связи с этим нами сделан акцент на обучение данной категории населения, поскольку эти люди в дальнейшем смогут обучить своих родных, близких, друзей, коллег, а также учащихся в школах. Так, в первом полугодии проведено 358 занятий по использованию ПЭП для 2,2 тыс. госслужащих, 98,6 тыс. граждан и 2 тыс. учителей информатики, а также шесть ярмарок государственных услуг с охватом более 16 тыс. человек.
- Слышал, что аналоги электронного правительства уже функционируют в различных университетах города. Какова их основная программа и как идут проверки качества их исполнения?
- Действительно, теперь студентам семи вузов города и ряда колледжей нет необходимости идти в госкорпорацию для получения госуслуг. Для них при вузах существуют Центры обслуживания студентов, не уступающих по своему функционалу ЦОНам. Кроме того, отдельные уголки по самообслуживанию населения и госслужащих «Connection Point» размещены в зданиях госорганов, где каждый может получить необходимую услугу, а разъяснить необходимый порядок помогут сотрудники, которые дежурят в уголках самообслуживания. Также Департаментом проводятся проверки по обращениям граждан, не удовлетворенных качеством оказания госуслуг. Таких проверок проведено 45, по их итогам выявлено 338 нарушений. Всего на качество оказания госуслуг в первом полугодии поступило 33 обращения. Доводы подтвердились в 57 процентах случаев, к ответственности привлечены 24 госслужащих, процент восстановленных прав составил 82. По итогам проверок в государственные органы направлено 96 рекомендаций, которые уже исполнены.
Необходимо отметить, что Департамент на постоянной основе совместно с представителями общественности проводит мероприятия «Тайный покупатель», чтобы проверить, насколько бизнес-процесс оказания госуслуг соответствует законодательству, насколько соблюдаются права и интересы услугополучателей, какие есть коллизии в законодательстве, мешающие просто и доступно получать госуслуги. Выявленные нарушения рассматриваются на площадке межведомственной рабочей группы с участием общественности и освещением в СМИ. Отмечу также, что вопросы качества оказания госуслуг и снижения коррупционных рисков рассматриваются на площадке Общественного совета города и на заседаниях Специальной мониторинговой группы.
- Расскажите подробнее о нововведениях в сфере госуслуг.
- Нынешние стандарты и регламенты госуслуг достаточно четко прописывают процедуру их исполнения, поэтапность, сроки, перечень предоставляемых документов. Кроме того, для удобства граждан Управление сельского хозяйства г. Алматы разместило своих сотрудников в зданиях спецЦОНов и теперь результат госуслуг для пользователей сельхозтехники предоставляется в трехдневный срок. Это удобно, оперативно и не требует от заявителей дополнительных усилий для перемещения сельхозтехники на досмотр.
Хотела бы рассказать и о важных новшествах, которые должны знать родители. Теперь занять очередь в детский сад как в государственный, так и в частный можно через новую автоматизированную систему управления на сайте «balabagsha.open-almaty.kz». Для этого Управлением образования разработана пошаговая инструкция для родителей. Так, в системе отражаются только те государственные и частные сады, где имеются свободные места. Срок получения направления составляет три рабочих дня. Если после истечения времени, выделенного для приоритетного доступа, будут свободные места, то система управления очередью открывает доступ для всех заявителей в соответствующих очередях. После получения направления родители могут обратиться в выбранный детский сад в течение пяти рабочих дней. А родители, у которых дети достигли школьного возраста, могут поставить своих детей в очередь в школы при помощи электронного сайта «mektepаlmaty.kz». На портале также доступна мобильная версия, имеется интерактивная карта, по которой можно ориентироваться. Форма подачи заявки подразумевает также подачу документов. В этом году будет внедрена система перевода ребенка из школы в школу путем подачи заявления. Данная программа пока действует в режиме пилотного проекта по Бостандыкскому району.
Кроме того, доступным станет прием документов и зачисление в организации дополнительного образования (кружки, секции). Нужную секцию также можно выбрать на сайте, при этом пользователь получает информацию о количестве учащихся, галерею снимков и прочее. Всего на портале планируется восемь услуг. Программа по электронному приему в школу будет действовать до 31 августа, в связи с чем будут исключены случаи, когда детям отказывают в приеме по необоснованным причинам, утверждая, что в учреждении нет свободных мест.
- Какие новшества внедрены в сферу жилищных отношений?
- В целях обеспечения прозрачности и предупреждения коррупции в сфере управления коммунальным жильем Управлением жилья и жилищной инспекции акимата г. Алматы бизнес-процессы по распределению коммунального жилья полностью автоматизированы. Госуслуга «Постановка на учет и очередность, а также принятие местными исполнительными органами решения о предоставлении жилища гражданам, нуждающимся в жилище из государственного жилищного фонда или жилище, арендованном местным исполнительным органом в частном жилищном фонде», с прошлого года оказывается только в электронном виде.
Очередь полностью переведена на портал электронного правительства egov.kz, что исключило возможность манипуляций. Теперь каждый очередник при наличии ЭЦП имеет возможность в постоянном режиме прослеживать динамику движения своей очереди. Также в этом году впервые в республике внедрена электронная перерегистрация очередников. Кроме того, автоматизирован процесс распределения квартир, что позволило устранить человеческий фактор в данном вопросе и, соответственно, исключить коррупционные риски.
Управление оказывает еще две услуги - «Приватизация жилищ из государственного жилищного фонда» и «Выдача справки о наличии (отсутствии) в постоянном пользовании жилища из коммунального жилищного фонда или жилища, арендованном местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, гражданам, нуждающимся в жилище из жилищного фонда государственного предприятия либо государственного учреждения». Управление разработало возможность подачи электронной заявки по вышеназванным услугам через его сайт. Теперь любой гражданин при желании может получить указанную справку на сайте Управления, не посещая госорган либо ЦОН, а также подать заявку на приватизацию жилья. Также реализуется проект «Электронный КСК», в рамках которого предполагается автоматизация процессов составления сметы расходов, планов работы КСК, формирование квартальных и годовых отчетов. Предусмотрена возможность подачи в КСК электронных заявок, онлайн-обращений к председателю, объявлений и оповещений, проведение опросов и голосования. В перспективе будет доработана возможность участия в общих собраниях онлайн, тем самым будет обеспечена прозрачность данных и оперативная обратная связь.
Кроме всего вышеперечисленного, хотелось бы отметить еще одно важное новшество: теперь у казахстанцев появилась возможность получить справку на другого человека без электронной цифровой подписи на портале egov.kz. Физическому лицу, желающему получить справку на другого человека, достаточно авторизоваться на портале без ЭЦП и подтвердить свой запрос посредством одноразового СМС-пароля. Затем на портале электронного правительства нужно выбрать раздел «Сервис получения справок третьими лицами» и заполнить идентификационные данные человека, на которого запрашивается справка. Если гражданин зарегистрирован в базе мобильных граждан, то необходимо выбрать вид справки и подтвердить запрос посредством одноразового пароля. После этого гражданину направляется сообщение в личный кабинет портала и СМС-сообщение с просьбой в течение двух часов разрешить получение справки за него или отказать в ее получении. В случае разрешения, заинтересованному лицу поступает электронная справка на пользователя в его личный кабинет. Если справку на гражданина запрашивает юридическое лицо или государственный орган, то запрос подписывается ЭЦП. Так, на сегодняшний день доступно получение адресной справки с места жительства, справки об отсутствии либо наличии недвижимого имущества и зарегистрированных правах на него, а также о наличии либо отсутствии судимости.