Разрушить барьеры и создать условия (Дина Амирова)
Разрушить барьеры и создать условия
Дина Амирова
Дети с особыми потребностями в развитии и дети, не имеющие проблем в обучении, не осознают своих различий, поэтому для них общение в одной среде совершенно естественно. Именно поэтому создание такой среды является центральной задачей инклюзивного движения в Казахстане.
Клуб социальных инклюзивных программ г. Алматы обрел свой дом. Им стала Детская библиотека им. Сапаргали Бегалина, где психологи и волонтеры создали пространство, в котором дети (а порой и взрослые) учатся друг у друга: кто простейшим образовательным навыкам, а кто-то - эмпатии и толерантности. Как поясняет координатор проекта по развитию инклюзивного движения, режиссер и общественный деятель Салтанат Мурзалинова-Яковлева, на сегодняшний день инклюзия существует вне определенных методик, поскольку, чем больше появляется детей с различными особенностями, тем больше специалистов, работающих в разных направлениях реабилитации. - Родителям особенных детей мы рекомендуем заниматься с ребенком у разных специалистов по всем методикам, которые они считают необходимыми.
Наш клуб существует для актуализации, то есть обучения применению навыков, которые ребенок получает у специалистов. Например, если ребенок изучает английский с репетитором, но у него нет языковой среды, то особых результатов не будет. Нужно помнить, что развитие - это результат душевного вклада каждого: педагогов, родителей и ребенка. Кстати, родители нормотипичных детей (не имеющих физиологических и психологических проблем со здоровьем, создающих трудности для обучения) участвуют в процессе по мере возможности, а родители особенных детей обязательно участвуют во всех мероприятиях нашего клуба, потому что самый главный и самый важный партнер любого ребенка - это семья, - поясняет она.
Деятельность клуба формируется следующим образом: инклюзию выстраивают нормотипичные дети - ребята из подростковой инклюзивной команды (ПИК). Завтра эти ребята станут взрослыми и будут реализовывать себя, работая врачами, педагогами, инженерами, одни выберут профессию, связанную с законодательством, другие поступят на государственную службу. Поэтому сегодня Пиковцы - тьюторы и друзья детей с особенностями, а, получив этот важный опыт, в будущем, определяя судьбы людей с инвалидизацией, они будут свободны от стереотипов, связанных со стигматизацией и отрицанием инклюзивного образования, от которых сейчас казахстанское общество далеко не свободно.
- У нас был опыт, когда родители нормотипических детей высказывали мнение против инклюзии, когда дело касается тех школ и классов, где обучаются их отпрыски. Обосновывают это обычно тем, что особенному ребенку требуется гораздо больше внимания и усилий педагога, поэтому класс из-за этого будет отставать. Некоторые боятся, «неизвестно, как себя этот ребенок будет вести, вдруг он агрессивный или слишком болен и для окружающих это опасно», - рассказывает Салтанат Мурзалинова-Яковлева.
Как считает практический психолог и автор программ творческого личностного развития Анель Садыкова, перечисленные проблемы не являются непреодолимыми.
- Наличие инклюзии в государстве - показатель уровня цивилизованности общества, его осознанного отношения к тем, кто имеет особые потребности. Инклюзивное движение развивает более широкий и свободолюбивый взгляд на мир. Раньше, в советский период, когда практиковался раздельный подход обучения, дефектологическое образование было на высоком уровне, велся строгий отбор абитуриентов на специальности этого спектра. Наработки, сделанные в советский период, сейчас активно используются мировым сообществом и до сих пор актуальны. Сегодня новые реалии дают новые организационно-правовые аспекты. Например, охрана труда учителя предполагает, чтобы в инклюзивном классе присутствовали не один ведущий группы, а минимум двое. Это не только техника безопасности, но и профилактика выгорания, поскольку для педагога сложно постоянно перестраиваться и сонастраиваться со столь разным восприятием своих учеников. К тому же в содержание образования нужно вводить новые стандарты, нормы воспитания. Здесь много сложностей, но все они вполне преодолимы, - считает А. Садыкова.
Также, по мнению психолога, необходима как работа со страхами родителей обычных детей, так и достаточно простые нововведения в школе. Так, необходимы специалисты-дефектологи и качественная организация медицинской помощи в школе, что решит проблему безопасности здоровья ребенка с особенностями, а также профессионального составления его индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения.
Но в области казахстанской инклюзии есть и позитивные моменты. Так, недавно появились брошюры и видеоуроки для тех, кто работает в сфере инклюзивного образования. Выпущено пять брошюр для педагогов, подростков и родителей, их легко можно скачать с сайта клуба, они написаны доступным языком и снабжены практическими материалами. Также доступен Атлас по социальной инклюзии и видеоуроки по различным темам. Сейчас клуб ищет волонтеров, которые помогут перевести брошюры и видеоуроки на казахский язык. Кроме того, стартовал проект, который невероятно важен с точки зрения расширения сети инклюзивных учебных заведений, которые занимаются дополнительным образованием. В его рамках начались занятия в Компьютерной академии «ШАГ» для инклюзивных команд: для занятий отобраны четыре пары, где ПИКовец помогает особенному партнеру осваивать азы 3D-моделирования. Еще одно новшество - инклюзивный спортивный театр, занятия в котором будут вести ребята из молодежной инклюзивной команды при поддержке квалифицированных тренеров по разным видам спорта. Реализация всех этих мер призвана снять барьеры в отношении особенных детей и помочь им и их родителям в реабилитации и построении благополучного будущего.