Типовой закон ЮНСИТРАЛ о трансграничной несостоятельности: Нужен ли в Казахстане? (Юридическая фирма «Тлеулин и партнеры»)
Типовой закон ЮНСИТРАЛ о трансграничной несостоятельности: Нужен ли в Казахстане?
Юридическая фирма «Тлеулин и партнеры»
Понятие трансграничной несостоятельности
В международном праве есть термин «Трансграничная несостоятельность». В общем смысле несостоятельность - это банкротство. А трансграничность указывает на присутствие иностранного элемента. Например, имущество банкрота находится на территории другого государства, имеются иностранные кредиторы, либо сам банкрот находится в другом государстве.
Современное компании все чаще выходят за рамки одного государства: транснациональные корпорации, перевозчики, туристические фирмы, и многие другие, работающие или владеющие имуществом на территории сразу нескольких государств. Логично предположить, что и банкротство такой организации должно выйти за рамки одного государства. Только так можно гарантировать защиту интересов кредиторов, справедливость в распоряжении имуществом и эффективность банкротства.
Законодательство Казахстана о вопросах трансграничности
Казахстанское законодательство в сфере банкротства и реабилитации состоит из Конституции, Закона «О реабилитации и банкротстве», нормативного постановления Верховного суда «О практике применения законодательства о реабилитации и банкротстве» и других нормативных актов. Все они описывают банкротство ИП и юридических лиц, созданных по законодательству Казахстана.
Казахстанское законодательство не предусматривает банкротство иностранных юридических лиц. Даже если в Казахстане находится филиал, представительство или постоянное учреждение иностранной компании, либо все ее кредиторы - казахстанские предприниматели, возбудить дело о банкротстве на территории Казахстана не получится. То же касается и банкротства казахстанских компаний за рубежом - такие дела не имеют силы в Казахстане.
Типовой закон ЮНСИТРАЛ о трансграничной несостоятельности
В начале 90-х годов прошлого столетия были проведены широкие исследования, изучавшие опыт и достижения трансграничной несостоятельности передовых европейских стран. Занимались этим комиссия ООН по праву международной торговли (сокращенно ЮНСИТРАЛ), международная федерация специалистов по несостоятельности и финансовому оздоровлению (ИНСОЛ) и Международная ассоциация юристов с привлечением специалистов-практиков, занимающихся вопросами несостоятельности, судей, должностных лиц правительств.
В 1997 году ЮНСИТРАЛ представила текст типового закона о трансграничной несостоятельности. Это не закон в прямом смысле слова, а свод принципов и рекомендаций для внедрения в законодательство любой страны. Типовой закон охватывает только вопросы трансграничности и не регулирует саму процедуру банкротства предприятия.
Законодательство на основе Типового закона принято в 44 государствах. Среди них Великобритания, США, Япония, Австралия, Канада, Республика Корея и другие. Главная особенность типового закона о трансграничной несостоятельности - он не привязан к конкретному типу законодательства. Его можно внедрить в законодательство любого государства без ущерба для целостности его правовой системы.
Важные положения типового закона ЮНСИТРАЛ
У каждого государства свое законодательство и правовая система. Создание международного суда, который бы вместо национальных судов рассматривал все дела о трансграничной несостоятельности - политически сложно. Поэтому типовой закон предлагает внедрение такого понятия, как «иностранное производство». Это судебный процесс по делу о банкротстве компании в иностранном государстве.
Типовой закон предлагает, чтобы дела о банкротстве одной и той же компании могли рассматриваться параллельно в нескольких государствах. В государстве, где находится центр основных интересов должника, будет находиться основное иностранное производство, а в остальных странах - неосновное. Чаще всего центр основных интересов - это место регистрации компании. Но бывает и так, что компания зарегистрирована в одной стране, а все ее имущество и контракты сосредоточены в другой, то есть центр ее основных интересов и место регистрации не совпадают.
Если в одном государстве возбуждено производство о несостоятельности компании, заинтересованные лица могут обратиться в суды других стран, присоединившихся к типовому закону, о признании этого производства. Суд, признавший иностранное производство, будет способствовать в достижении целей процедуры банкротства юридического лица. Он вправе принять меры к сохранению имущества банкрота, поиску кредиторов в этом государстве, сбору доказательств и опросу свидетелей. Суд также вправе содействовать в истребовании информации об активах, деловых операциях, правах, обязательствах или ответственности банкрота.
Типовой закон предлагает механизм взаимодействия судов разных государств, призывает судебные и другие государственные органы к сотрудничеству и взаимной координации. В законе описаны способы защиты прав и интересов кредиторов. Иностранные кредиторы должны обладать такими же правами в деле о несостоятельности, как и кредиторы государства, в котором рассматривается дело.
Типовой закон исходит из уважения различий в национальных процессуальных законах, и в нем не предпринимается попытки провести материально-правовую унификацию законодательства о несостоятельности. В нем, скорее, предусматриваются рамки для сотрудничества между правовыми системами и предлагаются решения, которые могут оказать помощь в решении ряда простых, но тем не менее весьма важных вопросов, а также могут содействовать и способствовать применению унифицированного подхода к трансграничной несостоятельности.
Эти решения включают следующее:
а) предоставление администратору (или его аналогу в других государствах) доступа к судам Казахстана, что даст судам в принимающем Типовой закон государстве возможность определить, какие меры координации между соответствующими странами или какие другие меры судебной помощи требуются для оптимального разрешения дела о несостоятельности;
б) определение случаев, когда иностранному производству по делу о несостоятельности должно предоставляться «признание», и определение возможных последствий признания;
в) установление прозрачного режима для права иностранных кредиторов ходатайствовать о возбуждении производства или участвовать в производстве по делу о несостоятельности в принимающем Типовой закон государстве;
г) предоставление судам государства, принимающего Типовой закон, возможности более эффективно сотрудничать с иностранными судами и администраторами, участвующими в каких-либо делах о несостоятельности;
д) разрешение судам принимающего Типовой закон государства и администраторам обращаться за помощью за границу;
е) установление юрисдикции суда и принятие правил, касающихся координации в случае, когда производство по делу о несостоятельности в принимающем Типовой закон государстве ведется параллельно производству по делу о несостоятельности в иностранном государстве;
ж) установление правил, касающихся координации судебной помощи, предоставленной в принимающем Типовой закон государстве, в целях оказания содействия двум или более производствам по делам о несостоятельности, которые могут вестись в иностранных государствах в отношении одного и того же должника.
Необходимость внедрения трансграничной несостоятельности в Казахстане
В руководстве по принятию и толкованию типового закона справедливо отмечено: «В той мере, в какой в отношениях между судами и управляющими из соответствующих государств отсутствуют связь и координация, возрастает вероятность того, что активы будут распылены, мошеннически сокрыты или, возможно, ликвидированы без учета других, более выгодных решений. В результате этого сокращаются не только возможности кредиторов получить платеж, но и возможности сохранения финансово жизнеспособных предприятий и рабочих мест».
Казахстанское законодательство не рассчитано на случаи трансграничного банкротства. Поэтому для внедрения положений типового закона потребуется провести серьезную законодательную работу. Придется продумать, разработать и связать воедино принципы, которые будут сопоставимы с типовым законом и не нарушат основ национального права.
Тем не менее, стремительная глобализация заставляет задуматься о необходимости перемен для роста и процветания общества. Сегодня лишь в ограниченном числе стран имеется хорошо приспособленная к потребностям международной торговли и инвестициям законодательная база трансграничных банкротств. Внедрение в национальное законодательство Казахстана описанных принципов и механизмов не только повысит прозрачность и эффективность производств о несостоятельности в Казахстане, но и увеличит привлекательность страны на международной арене для целей международной торговли и привлечения инвестиций.