Поможет ли тотальная перезагрузка реформам в МВД? (Бахтияр Тохтахунов)
Поможет ли тотальная перезагрузка реформам в МВД?
Бахтияр Тохтахунов
После трагических событий, связанных с гибелью известного спортсмена Дениса Тена, общественность всколыхнула новая волна возмущений, которая наглядно показала необходимость в глобальных системных изменениях в структурах МВД.
Как оказалось, многие казахстанцы по-прежнему остаются незащищенными от преступных посягательств, о чем они ежедневно пишут в своих аккаунтах. Требуя решительных мер по реформированию работы МВД, граждане создали инициативную группу на странице в Фейсбук, количество которой на сегодняшний день насчитывает около 17 тыс. человек. Однако данные из официальных источников правоохранительных органов и других министерств свидетельствуют об обратном. А именно, что уровень криминогенной обстановки не только в крупных мегаполисах страны, но и в отдельных регионах идет на убыль и реформы МВД показали свою результативность уже на начальном этапе.
Так, согласно статистическим данным Министерства национальной экономики РК, в январе-апреле текущего года в стране зарегистрировано 101 685 преступлений, а это на 12,6 процента меньше, чем в январе-апреле 2017 года. По данным ведомства, за отчетный период в целом по стране на каждые десять тысяч человек пришлось 171 преступление, зарегистрировано 4385 преступлений против личности, в том числе 376 умышленных убийств и покушений на убийство, 687 случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью. Помимо этого в январе-апреле зафиксировано 4384 преступления против общественной безопасности и общественного порядка, 78 218 преступлений, направленных против собственности, в том числе 57 907 краж. По расследованным преступлениям сумма материального ущерба по республике составила 59,731 млрд тенге, из них 62,6 процента приходится на преступления против собственности, 33,9 процента - в сфере экономической деятельности.
Нужны ли реформы МВД в нашей стране и какие результаты в этом направлении уже имеются, нам рассказали декан юридического факультета КазНУ им. аль-Фараби Даулет БАЙДЕЛЬДИНОВ, председатель правления Союза кризисных центров в Казахстане Зульфия БАЙСАКОВА, адвокат Джохар УТЕБЕКОВ.
Даулет БАЙДЕЛЬДИНОВ, д.ю.н., декан юридического факультета Казахского национального университета имени аль-Фараби:
- Общественный совет г. Алматы, это союз в который вошло очень большое число общественных, неправительственных организаций, они могут доносить напрямую экспертное мнение до власти. Это сделано для того чтобы граждане могли принимать участие в управлении городом. Вопросы, которые поднимает Общественный совет, произошли после известных и очень печальных событий, о которых знают все. Все понимают, что назрели определенные реформы, при этом интересно то, что это понимают сами работники правоохранительных органов. Причины реформирования, которые здесь приводятся, как правило, связаны с материальными и социальными вопросами, а также вопросами, связанными с обеспечением органов МВД и многое другое. Надо понимать, что эти вопросы не столь просты, как может показаться на первый взгляд. По сути, идет очень много процессов.
Во-первых, идет процесс демократизации уголовного законодательства и судопроизводства. Это рассчитано на определенный уровень сознания общества. В общем-то процесс идет правильный, но в то же время мы видим, что глобальные проблемы экономического развития страны, куда входят вопросы неустроенности населения и безработица, не всегда могут себя оправдать в полной мере, сталкиваясь с процессом демократизации уголовного законодательства. Я, например, за то, чтобы упростить многие процедуры. Но считаю, что никаких смягчений за тяжкие и особо тяжкие преступления быть не должно.
Во-вторых, понятно, что внутри самой системы МВД идут постоянные процессы, связанные с изменением структуры, функций и т.д. Но при этом, считаю, что надо поднимать департаменты общественной безопасности и участковых. Никогда такого не было, чтобы в Алматы существовали вакансии на участковых, но они существуют. И это в крупнейшем мегаполисе страны!
В третьих, шум, касающийся заборов вокруг отделов РОВД. Вы считаете, что ликвидация этих заборов поможет решить проблему преступности в Алматы и во всей стране? Забор - это внешний атрибут, но это не глубинная причина. Я понимаю, что полиция должна быть более доступной, но считаю, что снесение или установка заборов - это не решение глубинных проблем, сложившихся в обществе. Если полиция не принимает гражданина - это нарушение прав самого гражданина и законодательства. Но если полицейский реагирует на любые проявления правонарушений и преступности, то люди будут чувствовать себя намного спокойнее и увереннее в своей безопасности. Это задача самих полицейских. Главное, чтобы сотрудники правоохранительных служб не сидели за заборами, а выходили к людям.
В четвертых, если граждане создадут независимый орган или группу, которая смогла бы объединиться с полицейскими и помогать им в контроле за криминогенной ситуацией в городе, которые не были бы равнодушными ко всему, что происходит в стране, тогда полицейские сами сказали бы таким гражданам большое спасибо. Ни один правоохранительный орган от этого не откажется. Все они прекрасно понимают, что решить вопрос с криминогенной преступностью можно только с помощью граждан. Давно пора. Например, в Казгуграде живут шесть тысяч студентов. У нас действует студенческая дружина - специальный отряд правопорядка, куда выделяются по 30-40 ребят от каждого факультета. Получается так, что мы сами обеспечиваем порядок у себя в кампусе, где студенты до 23 часов контролируют общественный порядок без привлечения правоохранительных органов. Этот опыт также применяется и в других университетских кампусах вузов нашей страны. Хорошо, если эта практика будет функционировать и расширяться дальше, ведь это наша с вами безопасность.
Зульфия БАЙСАКОВА, председатель ОЮЛ «Союз кризисных центров Казахстана», член общественного совета г. Алматы:
- В течение последних двух с половиной лет мы очень часто поднимали вопросы, связанные с неэффективностью работы некоторых подразделений органов ДВД г. Алматы, в том числе и МВД. Первое, что хотелось бы отметить, это недозвоны в службу 102. Меня все время смущала эта служба, и мы не раз писали о том, когда не могли дозвониться до полиции от 20 секунд до получаса и т.д. Недавно мы встречались с представителями центральной службы, которая занимается обработкой поступающих звонков. Они увеличили на небольшой процент число сотрудников, принимающих звонки. Проблема недозвона в полицию заключалась в том, что звонок вначале поступает на платформу, где автомат говорит, что «вы дозвонились туда-то, убедитесь, что вы правильно набрали номер…» и только потом нас соединяли со службой 102. На встрече в присутствии представителей мобильных сетей мы попросили, чтобы промежуточные автоответчики убрали вообще. Мы опросили разные службы - 103, 104 и многих других и выяснилось, что из всех звонков только 15 процентов поступает по назначению, остальные справочно-информационного плана. Думаю, очень хорошо, что общественность поднялась и начала говорить о том, что люди не чувствуют себя защищенными в нашей стране.
Второе, мы ведь часто говорим о том, что мы не полицейское государство. Почему ребенок, заходя в школу должен видеть полицейского в форме? Это же школа, образовательное учреждение и мы не должны формировать чувство страха к полицейским у наших детей, мы должны формировать чувство доверия к полицейским. Думаю, что реформы МВД должны коснуться и этих пунктов. При этом нельзя забывать о том, что когда сталкиваемся с опасностью, мы все равно звоним на службу 102 и ищем защиты у полицейских. Мы все осознаем, что необходимо изменить эту службу и сделать так, чтобы она стояла на защите наших с вами прав и отстаивала наши интересы как налогоплательщиков.
Многих граждан смущают бесконечно ездящие на машинах полицейские. Два года назад, когда отчитывался начальник ДВД г. Алматы, я задала вопрос касательно тех мотоциклов для полицейских, которые были куплены четыре года назад. Мне ответили, что некоторые из них сломались, а кто-то заявил, что это не сезонный транспорт для нашего города. Но извините, на мотоциклах можно объехать по дворам все пробки. Мы же видим, как широко они применяются полицейскими за рубежом. Да, это менее комфортный транспорт, но он очень мобильный. Когда-то мы создавали конную полицию, но сегодня ее тоже нет. Все, что мы предлагали на протяжении двух с половиной лет, сегодня стало реализовываться. Я не говорю, что это заслуга Общественного совета, думаю, это заслуга всех казахстанцев, которые своими инициативами дали хороший толчок к позитивным изменениям. Я бы хотела, чтобы в полиции работали адекватные люди, которые могли бы нормально коммуникатировать с людьми.
К сожалению, на сегодняшний день, это большая проблема МВД. Людям не нужно знать какие-то их секретные операции, нужно чтобы полицейские объясняли людям элементарные вещи, с помощью которых те смогут полноценно защищать свои права. Если сравнить сегодняшних полицейских с полицейскими, которые были у нас лет 20 назад, то мы увидим, что сегодня они стали более подтянутыми, опрятными и вежливыми. Нужно, чтобы реформы были правильно просчитаны и дали положительные результаты. Если у нас в стране будут прозрачные РОВД, то это не решит всех проблем, нужно копать более глубоко. Ведь прозрачность не достигается одними лишь прозрачными стенами.
Джохар УТЕБЕКОВ, адвокат:
- Гибель Дениса Тена - это провал профилактики криминальных краж. Зона ответственности этих субъектов. Теперь призываю вас посмотреть вместе со мной глубже. Все эти годы в МВД только и делали, что губили достижения прежней администрации! МВД жадно прибирало себе все, что полиция отдала раньше в гражданские службы. Полиция призвана предотвращать преступность и бороться с нею. Ни в одной развитой стране других функций у нее нет. Наше же МВД выдает визы и борется с чрезвычайными ситуациями.
У нас число полицейских на душу населения одно из самых больших в мире. Но борьба с преступностью от этого не выигрывает.
Я считаю, что нас спасет только тотальная кадровая чистка по грузинскому опыту. По моему мнению, у МВД надо забрать колонии, следственные изоляторы, полномочия по выдаче паспортов, удостоверений, виз, регистраций иностранцев, а также пожарных, ЧС-ников, Нацгвардию, разрешения на оружие, охранные сигнализации, службу пробации и прочие лакомые отрасли.
Дорожную инспекцию тоже. Зебры, светофоры, островки, дорожные знаки, скоростемеры - всем этим должен заниматься муниципалитет как в нормальных странах. Камеры уличного видеонаблюдения, которые могли отвадить автоворов и тем самым спасти Дениса, должен ставить тоже акимат.
Необходимо с криминалистов, бухгалтеров, IT-специалистов, пресс-секретарей и тысяч других подобных сотрудников ОВД снять погоны и перевести в гражданских. Форма не нужна тем, кто непосредственно преступников не обезвреживает. Высвободившееся финансирование перевести на профилактику преступности, установку камер по городу, базы распознавания людей. Обеспечить посетителям комфортный допуск в полицейские участки и присутствие полиции в социальных сетях. Оперативно реагировать на обращения граждан. Отменить оценку работы сотрудников по статистическим показателям. Перестать рисовать ненужные обществу цифры. Давайте требовать этого вместе. Настойчиво.