Обеспечить баланс между обвинением и защитой (Линара Сактаганова)
Обеспечить баланс между обвинением и защитой
Линара Сактаганова
Передача следственным судьям полномочий по санкционированию следственных действий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина, как показывает практика, способствует наиболее полноценной реализации судебной власти в стране.
В Плане нации «100 конкретных шагов» большое внимание уделяется совершенствованию судебной системы. Одна из задач четко прописана в 22-м шаге, где говорится о роли следственного судьи в обеспечении баланса между обвинением и защитой.
Совсем недавно в нашей стране был дан старт работе специализированных следственных судов. О том, каковы особенности их работы, в интервью рассказала председатель коллегии по уголовным делам г. Астаны Алма ЕСЫМОВА.
- Алма Есымовна, несколько месяцев назад в столице создан Специализированный межрайонный следственный суд г. Астаны. Какие задачи стоят перед следственными судьями?
- Специализированный межрайонный следственный суд г. Астаны начал свою работу с 31 июля 2018 года. Основная задача нового суда заключается в защите прав граждан, вовлеченных в уголовный процесс, и в дальнейшем развитии института судебного контроля на досудебной стадии производства по уголовным делам.
Функции следственных судов представлены широким спектром полномочий, среди которых - санкционирование мер пресечения, продление сроков содержания под стражей, домашнего ареста, принудительное помещение не содержащегося под стражей лица в медицинскую организацию, депонирование показаний потерпевшего и свидетеля, взыскание процессуальных издержек по уголовному делу, санкционирование экстрадиционного ареста, временного отстранения от должности, применения залога, ареста на имущество, эксгумации трупа, а также объявление международного розыска подозреваемого.
Кроме того, согласно определенному уголовно-процессуальным законом кругу процессуальных полномочий, следственные суды санкционируют негласные следственные действия и рассматривают жалобы на действия органов досудебного расследования и прокурора.
Обращения в следственный суд можно подавать в письменном и электронном виде с помощью информационного сервиса «Судебный кабинет», размещенном на сайте Верховного Суда РК.
Следственными судьями вопросы в рамках своей компетенции рассматриваются единолично. В случае необходимости дополнительного исследования важных обстоятельств дела, по усмотрению судьи может быть назначено судебное заседание.
Следственный судья, санкционировав меру пресечения либо рассмотрев иной вопрос по конкретному уголовному делу, не вправе в дальнейшем рассматривать данное дело по существу в целях исключения всякого рода сомнений в его объективности и беспристрастности.
Процессуальные решения, принятые следственным судьей, обязательны для исполнения всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами, которых эти решения касаются.
- Каковы результаты деятельности следственных судей на сегодняшний день, и что еще предстоит сделать?
- Важно отметить, что за сравнительно небольшой период с момента вступления в силу новых Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов судейскому корпусу удалось успешно внедрить и адаптировать принятые нововведения в практику отечественного судопроизводства. Деятельность следственных судей за три прошедших года показывает правильность выбранного курса. Следственными судьями обеспечивается защита граждан, в том числе при разрешении вопроса об избрании мер пресечения, рассмотрении жалоб участников уголовного процесса.
Спустя несколько лет, после того, как данный институт доказал свою работоспособность, создан отдельный следственный суд. Первые результаты показывают состоятельность его работы. За месяц с небольшим уже рассмотрено свыше 1 507 материалов.
Судьи ориентированы на тщательное изучение обстоятельств, установление законных оснований для содержания лица под стражей либо его освобождения, проверку доводов лиц, вовлеченных в орбиту уголовного преследования, о нарушении их конституционных прав и законных интересов органами досудебного расследования.
Это уже дает определенные положительные результаты. С 31 июля по 17 сентября 2018 года следственным судом рассмотрено 168 ходатайств о санкционировании содержания подозреваемых под стражей по различным категориям преступлений (средней тяжести, тяжких и особо тяжких). Из них удовлетворено 117 ходатайств, 51 отказано, что составляет 30 процентов от общего количества ходатайств.
Из рассмотренных 121 жалобы на действия органов досудебного расследования и прокуратуры удовлетворено, т.е. признаны обоснованными, 15. Вынесено 39 частных постановлений в адрес различных государственных органов по фактам грубых нарушений закона.
Это только предварительные данные. Наша задача - усилить работу следственного суда в восстановлении нарушенных конституционных прав граждан.
- Не могли ли Вы более подробно рассказать о рассмотрении следственными судьями жалоб? Какие жалобы рассматривались столичными следственными судьями?
- С жалобой в порядке ст. 106 Уголовно-процессуального кодекса вправе обратиться физические и юридические лица, чьи права и свободы непосредственно затрагиваются действиями (бездействием) и решениями прокурора, следователя, дознавателя.
Если более подробно, то обжалованию подлежит определенное действие (бездействие) или решение по конкретному уголовному делу, находящемуся в стадии расследования. Как правило, с жалобами обращаются лица, привлекаемые к уголовной ответственности или их защитники, ввиду несогласия с отказом следователя в назначении экспертизы, отклонения заявленного ими ходатайства о допросе свидетелей, проведении конкретных следственных действий, а также потерпевшие, не согласившиеся, к примеру, с прекращением уголовного дела. То есть в суд может быть обжалована законность производства любых действий и решений органа уголовного преследования, кроме тех, которые подлежат оценке при рассмотрении дела по существу в суде, а также предусматривающих иной порядок обжалования.
Граждане вправе также обжаловать в следственный суд проведение в отношении них негласных следственных действий (прослушивание телефонных переговоров, негласный аудио- и видеоконтроль и др.). О проведенном в отношении лица негласном следственном действии лицо должно быть уведомлено.
Статистика свидетельствует о значительном увеличении числа жалоб на действия прокурора и следователя в текущем году.
Если в 2017 году в суд поступило 354 жалобы, из которых отклонено 82 процента, то за небольшой промежуток деятельности Специализированного следственного суда г. Астаны признаны обоснованными 40 процентов жалоб.
- Как известно, в рамках реформирования взят курс на гуманизацию уголовного процесса. Какие подходы сегодня у судей при решении вопроса о мере пресечения?
- Гуманизация уголовного законодательства ставит своей целью как восстановление прав потерпевшего, так и оказание мер уголовного воздействия на лицо, подозреваемое в совершении преступления либо признанное виновным в его совершении, путем применения методов, не связанных с его изоляцией от общества.
Ст.ст. 136 и 147 УПК РК предусмотрено, что содержание под стражей в качестве меры пресечения применяется только при невозможности применения других, менее строгих мер пресечения.
По отдельным видам преступлений (к примеру, кража, присвоение и растрата вверенного имущества, мошенничество, грабеж, вымогательство, хулиганство и т.д.) Уголовным кодексом предусмотрены альтернативные лишению свободы виды наказания, такие, как общественные работы, ограничение свободы. Расширение альтернативных видов наказания, несомненно, влечет изменение подхода к применению по таким категориям преступлений мер пресечения.
Следователь, инициируя перед судом вопрос о санкционировании в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, меры пресечения в виде содержания под стражей, обязан обосновать причины избрания именно этой меры пресечения, а также и то, почему невозможно применение менее строгих мер пресечения.
Орган уголовного преследования должен доказать обоснованность подозрения, что на момент избрания меры пресечения имеются достаточные основания полагать, что конкретное лицо причастно к преступлению.
Для продления срока содержания под стражей также должны быть основания. Данное решение, как следователем, так и судом должно быть мотивировано. Содержание под стражей может быть применено в отношении лица, которое продолжает преступную деятельность и чье поведение характеризуется устойчивой антиобщественной направленностью, а также лицо, которое может скрыться от следствия и суда, воспрепятствовать осуществлению правосудия, оказывая воздействие, к примеру, на свидетелей.
- Чем, на Ваш взгляд, продиктована необходимость внедрения в уголовное судопроизводство фигуры следственного судьи и создание в стране следственных судов?
- Конституция Республики Казахстан провозглашает право каждого гражданина на судебную защиту своих прав и свобод, которое не может быть ограничено ни в каких случаях. Введенный в действие с начала 2015 года Уголовно-процессуальный кодекс вобрал в себя ряд значимых нововведений, позволяющих создать новые процессуальные механизмы соблюдения конституционных прав и свобод человека. В этом контексте важным шагом модернизации процессуальной деятельности органов уголовного преследования стал институт следственных судей.
Введение в уголовный процесс новой фигуры «следственного судьи» и образование в последующем специализированных следственных судов продиктовано требованиями времени и стало значимым шагом поступательного развития и совершенствования правовой системы Казахстана.
На VI Съезде судей Глава государства особо отметил, что «введение института следственных судей повысит роль судов в контроле за досудебным производством». Безусловно, уголовно-процессуальная деятельность следственных судей является оптимальной формой расширения судебного контроля на ранних стадиях уголовного процесса, развития состязательности и юридического равенства возможностей сторон. Иными словами, следственный суд должен обеспечить баланс между обвинением и защитой.
Основная мысль заключается в том, что суд, сохраняя объективность и беспристрастность, обязан создавать необходимые условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств, достаточных для правильного разрешения дела.
Ключевым аспектом досудебного контроля выступает возможность следственных судей осуществлять контроль за законностью досудебного производства, выступая в роли арбитра для участников уголовного процесса.
Учитывая все аспекты гуманизации уголовно-процессуального законодательства, а также взвешенное отношение к содержанию лиц под стражей, важным является принцип независимости следственного судьи от органов уголовного преследования, что позволит обеспечить законность и объективность принимаемых судьей решений.