Марат Сулейменов: В Казахстане будет создан свой банк роговицы
В структуре общей заболеваемости офтальмопатология в Казахстане занимает пятое место после заболеваний дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и мочеполовой системы. Какие передовые, современные технологии и методы лечения глазных заболеваний используются сегодня в нашей стране? Об этом Zakon.kz попросил рассказать доктора медицинских наук, профессора, медицинского директора КазНИИ глазных болезней Марата Сулейменова.
Если мы проведем анализ заболеваемости по Казахстану и причины нарушения зрения в мире, они примерно одинаковые, говорит Марат Сулейменов: «На первое место у нас выходят аномалии рефракции, на второе – заболеваемость по катаракте. И ежегодно к нам обращаются порядка миллиона человек».
По данным минздрава, в Казахстане сейчас 56 тысяч инвалидов по зрению, из них 1800 – детей. 37 процентов взрослых страдают глаукомой и где-то 30 процентов – катарактой. Ежегодно впервые инвалидами по зрению становится около 2000 человек, из них 15% - дети. Инвалиды 3-й группы составляют 64- 65%.
В КазНИИ глазных болезней - одного из старейших институтов в стране, который в эти дни отмечает свое 85-летие, многое делается для успешного лечения всех этих заболеваний и их профилактики. В прошлом столетии здесь боролись с такой опасной глазной болезнью как трахома, которая представляла большую опасность для всего населения, люди слепли, но в итоге она была побеждена.
- Позже у нас была внедрена микрохирургия глаза, было очень много научных разработок, - рассказывает Марат Сулейменов. - Было подготовлено много кандидатов и докторов медицинских наук, а вместе с тем внедрена витреоретинальная хирургия – это операции при различных патологиях именно сетчатки (кровоизлияние, стекловидное тело, отслойка сетчатки). Это очень важное направление и это был прорыв в лечении глазных болезней в Казахстане.
Профессор считает, что витреоретинальная хирургия - это показатель уровня клиники и офтальмологии в стране, ведь витреоретинальные операции это высокотехнологичные операции, и они сегодня успешно у нас проводятся. Для сравнения: еще в 2010 году таких операций было единицы, потом было в пределах 200, а в настоящее время выполняется больше двух тысяч.
- Мы научили врачей не только в головном институте, но и по всей стране и это очень важно, - отметил врач. - Мы на весь Казахстан распространили технологию лечения, но сначала опробовали, обкатали ее у себя, и здесь было не всё просто. Наши ведущие хирурги проходили стажировку в зарубежных клиниках, потом внедрили у себя в институте и только потом вышли на регионы.
Параллельно с этим развивались и крепли тесные международные отношения и сотрудничество с коллегами из ближнего, и дальнего зарубежья, в том числе с МНТК «Микрохирургия глаза» имени Федорова.
«Следующий шаг – буквально в этом году в КазНИИ осуществлен большой проект с Американским банком роговицы, - продолжает профессор. – Как известно, у нас стоит острая проблема с пересадкой роговицы, к сожалению, не все люди понимают ее важность. Пересадку роговицы приходится делать вследствие воспалительных заболеваний или различных оперативных вмешательств, например, при ожогах или травмах, когда происходит изменение на роговице».
Благодаря взаимодействию с Американским банком роговицы стало возможным выполнение кератопластики с использованием консервированного донорского материала, наряду с применением традиционного «свежего» материала, предоставляемого республиканским Координационным центром по трансплантации. С каждым годом во всем мире, в том числе и в Казахстане, все острее встает проблема дефицита донорского материала, связанная с высокой потребностью населения в операциях по пересадке органов и тканей, а также с религиозными, моральными, юридическими и другими факторами.
По словам профессора, раньше врачи делали порядка 100-120 операций по пересадке роговицы, но потом это стало затруднительно, так как люди, по различным убеждениям, перестали давать согласие на трансплантологию. «Для пересадки мы брали именно свежую роговицу от умершего человека, и в течение 24 часов делали пересадку», - говорит Марат Сулейменов. – И поскольку сейчас это стало затруднительным по той причине, о которой я сказал выше, мы заключили меморандум с Американским банком роговицы и нам привозят консервированную роговицу, которую мы должны пересадить в течение 14 дней».
Раньше не только в Казахстане, но и во всей Средней Азии никто таких операций не делал, хотя потребность в этом есть, поэтому в КазНИИ глазных болезней пригласили американских специалистов, чтобы они провели для наших врачей мастер-класс по задней пересадке роговицы.
- Это более патогинически ориентированная операция, - подчеркнул врач. – То есть, если страдает именно задняя поверхность роговицы, то именно ее и надо поменять, а не все слои роговицы, это очень высокий уровень и мы провели такие операции.
И еще одну хорошая новость сообщил профессор: «В Казахстане планируется создать свой банк роговицы. Это будет наш следующий шаг, мы сейчас ведем переговоры, чтобы создать у себя банк роговицы для того, чтобы мы не всегда зависели от поставок.
Наша справка: Сулейменов Марат Смагулович - врач высшей категории, отличник здравоохранения, член Европейского общества катарактальных и рефракционных хирургов (ESCRS). Занимается проблемой коррекции остаточных аметропий после различных оперативных вмешательств (катаракт, отслоек сетчатки, сквозных керато-пластик, факичных ИОЛ, радиальных кератотомий и других рефракционных операций). Выполнено более 10 000 хирургических вмешательств повышенной категории сложности, в том числе ФЭК с имплантацией ИОЛ, все виды трансплантации роговицы (сквозная, послойная кератопластика).
Торгын Нурсеитова
(Фото КазНИИ глазных болезней)