Используя проектный подход реформирования (Линара Сактаганова)
Используя проектный подход реформирования
Линара Сактаганова
Реализация проекта Европейского Союза «Совершенствование уголовного правосудия в Казахстане» задала мощный импульс достижению целей, поставленных Президентом Н. Назарбаевым в Плане нации «100 конкретных шагов», в частности его второго направления - «Верховенство закона».
Таким был лейтмотив конференции «Будущее уголовного правосудия в Казахстане: от гуманизации к управлению переменами», посвященной завершению проекта Европейского Союза EUCJ.
На диалоговой площадке конференции состоялось экспертное обсуждение финальной стадии реализации Концепции правовой политики РК с 2010 до 2020 года, результатов институциональных реформ в рамках Стратегического плана развития республики до 2025 года.
Со словами особой благодарности к участникам проекта обратился председатель Верховного Суда РК Жакип Асанов.
- Я без всякого преувеличения хочу сказать, что данный проект много дал как для нашей страны в целом, так и для правоохранительной и судебной систем в частности. Мы научились работать на конечный результат, имея ясные цели, четкие индикаторы и конкретные продукты, - отметил председатель Верховного Суда.
По его мнению, в стране теперь есть четкая стратегия и планы с конкретными индикаторами и ясными продуктами. При этом он выразил заинтересованность в привлечении экспертов, которые помогли бы совершенствовать гражданский процесс.
- Судебная система испытывает огромную загруженность. 60-70 процентов того, что мы рассматриваем, абсолютно не имеет отношения к спорам. Но мы не должны допустить, чтобы судебная система работала конвейерным способом. Иначе не будет качества для разрешения сложных, коммерческих и особенно инвестиционных споров, - сказал Ж. Асанов.
Отмечая уникальность проекта, глава Верховного Суда напомнил о таких его достижениях, как программы «10 мер по снижению тюремного населения», «Примирение в гражданском процессе», «Пробация и электронные браслеты», «Занятость в колониях».
Жакип Асанов поделился воспоминаниями о начале сотрудничества и рассказал о кардинальных переменах, произошедших в деятельности казахстанской прокуратуры.
- За годы работы в общественных институтах, корпоративном секторе, Правительстве, Парламенте я увидел, что многие системные проблемы можно решать, используя проектный подход, эффективные инструменты, которые позволяют добиваться цели, - подчеркнул Ж. Асанов.
Вместе с тем, по его словам, для модернизации работы прокуратуры необходимы деньги, а бюджетом на эти цели средств не предусмотрено.
- Нам нужно было привлекать мировых экспертов, тех, кто на практике реализовал проекты в области правосудия. Нам нужны были семинары, нужно было учиться менеджменту, этому нигде не учат. Многие руководители работают по ощущению, интуиции. Но что такое менеджмент или проектный менеджмент, мы не знаем. А нам повезло - группа международных экспертов высокого уровня получила право на администрирование проекта в рамках EUCJ. Так у нас началась работа с 2015 по 2018 годы, - подчеркнул председатель Верховного Суда.
При этом был особо отмечен вклад созданной на тот момент «команды реформаторов», осуществляющей новые идеи в суде, прокуратуре и правоохранительных органах.
- Это люди, которые искренне желали изменений. В итоге команда реформаторов из 12 человек прошла специальные обучающие занятия. На многое открыли глаза, особенно по вопросам менеджмента. Они помогли изменить прокуратуру как в содержательном, так и в организационном плане. Надо было свои идеи и решения донести до регионов. Мы создали пул «послов перемен». Из каждой области мы обучали по два-три прокурора, и потом они с горящими глазами уезжали в регионы и проводили полезную и большую работу на местах, - продолжил Ж. Асанов.
Рассуждая о предназначении надзорного органа, он отметил, что долгое время прокуроры проверяли государственные и частные организации без системного подхода.
- Раньше по Конституции прокуратура обязана была следить за соблюдением законности. Но так как не существует сферы, которая не регулируется нормативными правовыми актами, никаких пределов и границ для проверки не было. Так, прокуроры взвалили на себя обязанности всех 60 контролирующих органов. Проверяли кого хотим, когда хотим, что хотим. Прокуроры даже измеряли температуру в школах, детских садах, заглядывали в школьные журналы, не говоря уже о тендерах, проверках частного бизнеса. Каждый проверял и работал в меру свой фантазии, поэтому и деятельность была недостаточно эффективна. Но нам в это время крупно повезло - началась конституционная реформа, - рассказал он.
Как пояснил Ж. Асанов, последние поправки в Конституцию определили две главные миссии прокуратуры - надзор и уголовное преследование.
- Теперь прокурор не может по своей инициативе проверить бизнес. Конечно, бывают разные ситуации, но для этого, как минимум, нужно поручение самого Генерального прокурора. Полностью обновили Закон «О прокуратуре». Теперь он отражает новые конституционные функции прокуратуры, с учетом этого утвердили абсолютно новую структуру системы прокуратуры, которая, по сути, не менялась с советского периода и по структуре очень похожа на структуру западных развитых государств, - отметил председатель Верховного Суда.
Что касается осуществления уголовного преследования, Ж. Асанов отметил значимый вклад экспертов EUCJ в создание ее модели, которая четко разделила сферу функций следствия и сферу функцию прокуратуры.
- Так работают все европейские страны, в частности Германия, на основе опыта которой был разработан наш уголовный процесс, - пояснил он.
Другим не менее важным достижением стало создание центра правоохранительных услуг.
- Задача - помочь каждому. Даже если надо было писать в другой государственный орган, наши прокуроры помогали писать заявления. Мы снесли стены, сделали зеленый коридор, люди прямо с улицы без всякого удостоверения личности могут заходить в здание Генпрокуратуры. Убрали все заборы, можно заходить без записи, без разрешений. Там прокуроры, адвокаты, психолог, медиатор, судоисполнитель, нотариус. Мы очень много уделили внимания тому, как надо разговаривать с людьми, - сообщил глава высшего судебного органа.
По рекомендации EUCJ серьезная работа была проведена и по линии кадров. Речь идет об отборе на службу с применением лучших HR-технологий.
- Когда мы увидели, что конкурс проходит неправильно, приостановили его и объявили мораторий. Начали вырабатывать систему, и когда ее запустили, то к нам одномоментно обратились 2300 кандидатов на прокурорские должности. Прошел каждый 20-й, то есть 126 человек. И в этот момент люди поверили, что в прокуратуру можно устроиться без связей. При опросе 95 процентов говорили, что невозможно устроиться в прокуратуру без связей. Назначив 126 новых прокуроров, мы для них устроили второе испытание для отбора в проектный офис. Прошли пять человек. Все это произошло, - отметил Ж. Асанов.
В целом он выразил убеждение в том, что проект дал много инструментов, позволяющих ставить и достигать целей, а также оперативно решать задачи.
- Остановлюсь только на одном проекте. С помощью «10 мероприятий по снижению количества заключенных» Казахстан представил свои реформы не только в СНГ, но и более развитым странам. В прошлом году Правительство Российской Федерации объявило конкурс по проектному управлению, мы подали заявку на участие. Наша команда прибыла в Москву и защитила проект на высшем уровне. В итоге мы выиграли Гран-при, - сообщил председатель Верховного Суда.
Так, по его словам, руководству госоргана удалось доказать, что есть иное видение прокуратуры, другие технологии, которые «бьют на результат и которыми можно эффективно пользоваться». В заключение глава Верховного Суда сказал, что в Казахстане имеется четкая стратегия и выработанный план с конкретными индикаторами и ясными продуктами.
Заместитель министра иностранных дел РК Роман Василенко также отметил важную роль проекта EUCJ в повышении эффективности фундаментальных реформ в Казахстане.
- Как показывает международный опыт, главной целью любой настоящей судебной реформы должны являться независимая и профессиональная судебная власть, справедливое и доступное правосудие.
В то же время немаловажно заручиться положительной общественной оценкой эффективности судебной и правоохранительной систем, а также обеспечить высокий уровень правосознания среди населения. Как раз на решение всего комплекса этих задач и был нацелен проект EUCJ, - подчеркнул Р. Василенко.
Глава Отдела сотрудничества представительства Европейского Союза в Казахстане Йоханнес Стенбек Мадсен отметил, что в рамках проекта был разработан уникальный подход предоставления экспертов по целому диапазону различных вопросов уголовного правосудия. Положительный результат этого подхода был отражен в реформе уголовного процесса, уголовной статистики, кадровой политики, борьбы с бытовым насилием, тюремной реформы и др.
- Я считаю, что основные результаты проекта выражены в институциональном усилении авторов и игроков уголовного правосудия. Четкое разделение полномочий между судьями и прокурорами является наилучшим показателем этого примера, - считает Йоханнес Стенбек Мадсен.
Заместитель Генерального прокурора РК Марат Ахметжанов прежде всего отметил, что проект предоставил возможность получения международного опыта, привлечения экспертов мирового уровня.
- Мы исследовали материально-техническую обеспеченность правоохранительных органов. Радует то, что Евросоюз выполняет свою важную миссию, находясь в Казахстане, - сказал М. Ахметжанов.
По его словам, с принятием закона о гуманизации в текущем году на свободу выпущено около четырех тысяч человек.
О реформировании системы МВД высказался министр внутренних дел Казахстана Калмуханбет Касымов. По его словам, сегодня лучшие специалисты МВД работают в проектном офисе, который был открыт при поддержке европейских полицейских.
- Они разработали 24 проекта по различным направлениям. Как указал министр, из них три проекта внедряются в работу, еще три проекта - в пилотном режиме, - проинформировал К. Касымов.
Позитивные перемены глава ведомства отметил в системе исполнения наказания с созданием службы пробации, с принятием закона и введением всех четырех ступеней пробации. Особое внимание министр обратил на переход от существовавшей ранее системы оценок и соблюдения статистики.
- Не сегодня и не вчера мы начали реформировать наши правоохранительные органы. Действительно, полиция находилась в плену старых статистик, оценок. Мы оценивали работу по количеству совершенных преступлений и проценту раскрываемости. Таким образом, зачастую наши органы внутренних дел на местах укрывали преступления. Были моменты, что работали только на статистику, - сказал глава МВД.
Он также сообщил, что с 2011 года совместно с Генеральной прокуратурой начата полная электронная регистрация заявлений, что позволило при взаимодействии с населением навести порядок в этом вопросе.
- Проблема была до того серьезной, что нам пришлось вводить уголовную ответственность за укрытие преступлений. Только таким образом мы могли наладить обстановку, - подчеркнул министр МВД.
Касаясь проблемных вопросов, К. Касымов констатировал, что исследования, представленные проектом EUCJ, показали недовольство населения по таким видам преступления, как хищения.
По его данным, 70 процентов преступлений в Казахстане составляют кражи. Для решения данной проблемы ведомством разработана целая программа по борьбе с кражами.
В заключение министр добавил, что теперь можно оценить, как характеризует общество МВД и какие меры должно предпринять министерство.