Обеспечить высокое качество правосудия (Линара Сактаганова)
Обеспечить высокое качество правосудия
Линара Сактаганова
В своем Послании «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» Президент поручил Верховному Суду и Правительству разработать комплекс мер для повышения доверия к судам. Ключевые аспекты реализации судебной системой поставленных задач обсуждены в ходе международной конференции на тему: «Механизмы разрешения инвестиционных и коммерческих споров в Казахстане и странах ОЭСР»
В работе форума, организованного Верховным Судом РК и Страновой программой сотрудничества ОЭСР и Казахстана, приняли участие Председатель Верховного Суда Жакип Асанов, Председатель Высшего Судебного Совета Талгат Донаков, Министр юстиции Марат Бекетаев, Министр энергетики Канат Бозумбаев, Министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек, управляющий Международным финансовым центром «Астана» Кайрат Келимбетов, а также депутаты Парламента, судьи, представители Администрации Президента, Правительства, Национального Банка, НПП «Атамекен», зарубежных судебных органов и крупных инвесторов.
Повестка дня форума представлена работой трех сессий - «Инвестиционные споры и механизмы урегулирования споров в Казахстане», «Инвестиционный судебный процесс в национальных судах. Опыт стран ОЭСР» и «Споры с участием инвестора. Использование альтернативного разрешения споров».
Открывая работу первой сессии, Жакип Асанов проинформировал участников о работе судебной системы в свете реализации Послания Главы государства «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни». В частности он сообщил, что Верховным Судом совместно с Правительством разрабатывается комплекс мер по повышению доверия к судам.
Ожидается, что ключевыми аспектами данной стратегии станут меры по снижению судебной нагрузки, развитию примирительных процедур, принятию Административного процедурно-процессуального кодекса, совершенствованию гражданского процесса, цифровизации правосудия и повышению клиентоориентированности судов. В недавнем Послании Президент страны отметил, что многое сделано в судебной системе. Верховенство закона объявлено одной из пяти президентских реформ. Внедрена трехзвенная судебная система вместо пятиступенчатой. Сегодня все судебные процессы, заседания стопроцентно ведутся с применением аудио- и видеофиксации, и многое сделано в нашей судебной системе. К примеру, по решению Главы государства в Верховном Суде создана коллегия по инвестиционным спорам, - напомнил председатель Верховного Суда.
По его информации, в этом году данной коллегией рассмотрено 50 гражданских споров, из них 33 процента решено в пользу инвесторов.
- Мы меняем стереотип, что суд всегда поддержит государственный орган, а не частную компанию. В то же время в Послании Глава государства сказал, что нет самого главного - высокого доверия к судам. Поэтому Президент поставил задачу нам и Правительству разработать до конца года комплекс мер для повышения доверия к судам. Там будут вопросы качества судейских кадров, независимости, ответственности, прозрачности и финансирования судов и другие ключевые аспекты. Этим мы сейчас занимаемся вместе с Правительством, - сообщил глава судейского сообщества.
Он также отметил критическую нагрузку в судебной системе.
- Мы очень увлеклись расширением подсудности. Причем без разбора - относится это к правосудию или не относится, мы все эти полномочия начали брать в последнее время. А теперь менять эти законы сложно, долго и требует согласования со всеми, - подчеркнул Ж. Асанов.
Глава Верховного Суда сообщил о принятии пяти срочных мер, которые, по его словам, дадут 80 процентов результата. При этом Ж. Асанов призвал Парламент, Правительство, госорганы и бизнес-сообщества к совместному решению этих проблем.
- Нужны усилия всех нас. Результаты этих мер обеспечат и качество правосудия, и инвестиционную привлекательность страны, и рост экономики, а это в конечном итоге улучшит благосостояние наших людей, - добавил Ж. Асанов.
По его словам, пять срочных мер помогут сосредоточить судей на делах, где есть реальные споры и конфликты, существенно снизить конфликтность в обществе, изменить отношение госорганов к жалобам граждан и бизнеса, убрать барьеры в ГПК, которые мешают судье выяснять все обстоятельства дела и эффективно разрешить спор, внедрить новые форматы работы судов и передовые электронные сервисы.
Так, по данным Жакипа Асанова, в 70 процентах судебных дел нет предмета спора или конфликта. В 2016 г. судьи Казахстана рассмотрели 1,7 млн дел и материалов, в 2017-м - 2,7 млн, прогнозируемое количество в 2018 г. - 3,8 млн дел.
- И вся эта лавина идет на судей городских, районных судов. Их по штату 2100, по факту 1800, половина - женщины. Вакансии - 16 процентов. Судьи уходят, а отбор мы усложнили. В итоге, к примеру, в Сарыаркинском районном суде Астаны каждый судья в день рассматривает по четыре гражданских дела. А это надо провести заседание и написать мотивированное решение в совещательной комнате. Плюс в тот же день еще 150 санкций, которые просят судоисполнители. Их не отложишь. Будет ли качество при такой гонке? Очевидно, что нет. Эксперты утверждают: мы не добьемся ни качества правосудия, ни доверия общества, если в корне не поменяем эту ситуацию, - сказал Председатель Верховного Суда.
В качестве решения он считает необходимым освободить судей от дел, где нет споров и конфликтов.
- За девять месяцев 2018 года следователи попросили у судей два миллиона санкций. Удовлетворены почти 100 процентов. Судья физически не в состоянии разгрести и разобраться во всех делах. А мы ведь хотели, чтобы судья пресекал злоупотребление судоисполнителей, но этого не происходит. Мы предлагаем оставить судьям только те санкции, где речь идет об ограничении конституционных прав граждан. Например, запрет на выезд из страны. По банковским счетам могла бы давать прокуратура, у нее есть все полномочия, и она может проконтролировать и инициировать лишение лицензии судоисполнителя. Задача суда не заверять действия судоисполнителя, давая ему санкцию, а решать споры, которые возникают в процессе исполнения судебных решений, - пояснил он.
Также предлагается исключить обязанность судей рассматривать запросы КСК по коммунальным долгам.
- По закону КСК могут пойти и к нотариусу, и к судьям. Но к нотариусу никто не идёт. Возможно, потому что судьи удовлетворяют 100 процентов запросов.
Здесь тоже полный формализм. Так как у судьи просто нет времени копаться в ценах и квитанциях. Тем более должники не оспаривают такие долги, а если оспариваются, конечно, это должен рассматривать суд. Но мы ведем речь о тех делах, где нет споров, поэтому предлагаем убрать эту альтернативу, чтобы запросы КСК шли прямо к нотариусам, и заодно мы дисциплину должников поднимем. Минюст и нотариальная палата согласны, - предложил глава Верховного Суда.
Существенная нагрузка на суды ложится также в сфере санкционирования следственных действий. По данным спикера, из 18 видов санкций по 14 органы следствия и дознания напрямую идут в суды, минуя прокуратуру.
- Уголовные проступки по приказному производству также направляются в суды, что противоречит Конституции. Согласно Основному Закону страны, уголовное преследование от имени государства осуществляет прокуратура. Поэтому ходатайство о выдаче санкций и уголовные дела должны попадать в суд только от надзорного органа, - подчеркнул Ж. Асанов.
Вторая мера для улучшения работы системы правосудия, названная Председателем Верховного Суда - снижение конфликтности в обществе. Он констатировал, что принятый в Казахстане семь лет назад закон о медиации работает плохо.
- В стране так и не научились примирять стороны, приводить их к компромиссу. Нам надо существенно снизить конфликтность в обществе. Семь лет назад мы приняли закон о медиации, но он, можно сказать, плохо работает, спада конфликтности нет, наоборот, иски постоянно растут. Как сказал Елбасы, ежегодно четыре миллиона наших граждан втянуты в судебные разбирательства (каждый пятый казахстанец). В чем причина? Мы не научились примирять стороны, не умеем приводить их к компромиссу, не используем колоссальный потенциал примирения, не повышаем культуру разрешения споров, - сказал Ж. Асанов.
Председатель Верховного Суда также обратился с просьбой к акимам областей, Федерации профсоюзов, Ассамблеи народов Казахстана, министерству общественного согласия с просьбой отказаться от практики обязательного прохождения всех судебных инстанций.
- Да, если вы считаете себя правым, то надо идти до конца. Но если ваша ошибка очевидна, зачем упорно продолжать судиться? И себе, и судам ненужную работу создаете, не считаете расходы на всю эту волокиту, главное - страдают люди, страдает бизнес - отметил Ж. Асанов.
Наряду с этим Председатель Верховного Суда предложил ввести административную юстицию в Казахстане и изменить отношение чиновников к жалобам простых граждан и предпринимателей.
- У нас если кто-то не согласен с госорганом, то должен тягаться в суде с ним. Но как можно сравнить возможности госоргана и рядового человека, или отдельно взятую бизнес-структуру?
Поэтому в развитых странах судья на стороне истца, он сам обеспечивает исполнение решения суда. Если госорган не исполняет, он накладывает штраф на руководителя этого госоргана, - рассказал Ж. Асанов.
Не менее важной мерой отмечено устранение барьеров в Гражданском процессуальном кодексе и наделение судей правом процессуальной активности.
- Самая распространенная претензия к судьям - почему он до конца не вник и не разобрался в сути спора, но у судьи реально связаны руки. По ГПК он не вправе по своей инициативе исследовать все обстоятельства спора. Он работает в пределах того, что ему предоставили стороны. Если одна сторона некорректно составила требование, то судья не может давать совет, как правильно сформулировать иск или ходатайство. Если хотим справедливых решений, то надо дать судье право исследовать все обстоятельства дела и понять суть конфликта, - отметил Ж. Асанов.
Председатель Верховного Суда отдельно остановился на вопросах внедрения нового формата работы судов и передовых электронных сервисов.
- В своем Послании народу Казахстана Глава государства поручил внедрить новые форматы работы судов и передовые электронные сервисы. Мы уже начали эту работу. В ряде судов открыли фронт-офисы, где гражданам обеспечен комфорт и достойный сервис. Все это сделано за счет экономии средств. Но чтобы так было во всех судах, конечно, нужно финансирование. Также занимаемся цифровой аналитикой. Это сделает судебную практику предсказуемой. За счет таких сервисов люди еще до подачи иска в суд могут прогнозировать свои шансы, - сказал глава судейского сообщества.
Он также назвал причины, которые мешают правосудию развивать информационные технологии. Речь идет об отсутствии ресурсов модернизации и надлежащего сопровождения IT-сервисов падает.
- От этого страдают пользователи судов. Они критикуют, потому что сервисы виснут. А это происходит из-за нехватки серверов, каналов связи, устаревающей техники, архитектуры и ряда других причин. На эти цели на 2018-2021 годы по программе «Цифровой Казахстан» мы заявили 2,8 млрд тенге. Поддержано - 0, - добавил Председатель Верховного Суда.
В конце своего выступления он призвал депутатов и членов Правительства поддержать его инициативы.
- Пользуясь присутствием депутатов и членов Правительства, просим поддержать нас. Коллеги, все эти предложения пойдут как часть комплекса мер, которые Президент поручил нам и Правительству разработать до конца года, - заключил Ж. Асанов.
В рамках первой сессии по вопросам защиты прав инвесторов в Казахстане, доступа к правосудию, разрешения коммерческих споров в суде и Международном арбитражном центре МФЦА выступили также министр юстиции Марат Бекетаев и управляющий Международным финансовым центром «Астана» Кайрат Келимбетов.
В ходе обстоятельного обмена мнениями участники подчеркнули важность применения положительного опыта стран ОЭСР в инвестиционном правосудии Казахстана.